Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии ("Школа 2100")
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

    Ахтямова Гульшат Ураловна

    1 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab.programma_po_tekhnologii_ktp.docx49.41 КБ
    Microsoft Office document icon ktp_po_tekhnologii_shkola_2100.doc167 КБ

    Предварительный просмотр:

    I. Пояснительная записка

    Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

    Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

    Задачи курса:

    • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
    • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
    • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
    • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
    • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
    • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
    • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
    • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
    • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических -текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
    • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

    Задачи курса реализуются через культурологические знания,являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

    Общая характеристика учебного предмета

    Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

    Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

    Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

    Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

    Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

    Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.

    Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.Второй блок -изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.Третий блок -технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

    Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

    Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и художественного творчества.

    Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям - эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

    Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актёрские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приёмов изобразительной деятельности; в) основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.

    Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.

    Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п.

    Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.

    Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

    Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

    Курс  изучается в1 классе 1 час в неделю, всего 32 часа за год.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

    Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

    Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

    Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

    Результаты освоения учебного предмета

    Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

    -оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;

    -называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    -самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

    Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    -проговаривать последовательность действий на уроке;

    -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

    -учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    -выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

    -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

    Познавательные УУД:

    -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

    -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

    -преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

    Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

    Коммуникативные УУД:

    -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

    -слушать и понимать речь других.

    Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

    Иметь представление обэстетических понятиях:эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

    По художественно-творческой изобразительной деятельности:

    знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

    Уметьреализовывать замысел образа с помощью полученных на урокахизобразительного искусства знаний.

    По трудовой(технико-технологической) деятельности:

    знать

    -виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

    -конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

    названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

    -технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

    -способы разметки: сгибанием, по шаблону;

    -способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

    -виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

    уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

    Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

    II. Основное содержание

    Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

    Второй блок – изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

    Третий блок – технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч)

    Профессии близких; профессии, знакомые детям.

    Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).

    Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.

    Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.

    Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.

    Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.

    Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

    Работа с доступной информацией в учебнике – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

    Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.

    Выполнение коллективных работ.

    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)

    Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам – декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.

    Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

    Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).

    Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

    Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей «на глаз», по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.

    Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).

    Конструирование (7 ч)

    (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.

    Художественно-творческая деятельность (10 ч)

    Эстетические понятия.

    1. Эстетическое в жизни и в искусстве. (Эстетическое как категория. Эстетический идеал.Эстетический вкус: критерии – мера, гармония, тождество, соотношение.)
    2. Основы композиции. (Мера – соотношение части и целого. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения. Гармония в жизни и искусстве. Соотношение частей.)
    3. Из истории развития искусства. (Искусство первобытного общества. Связь утилитарного и эстетического.)

    Эстетический контекст.

    Эстетическое в действительности и в искусстве.

    Эстетический идеал в искусстве разных народов.

    Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведении искусства.

    Деталь как часть произведения искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, литературы.

    Симметрия в произведениях скульптуры, архитектуры. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия.

    Соотношение плоского и объёмного в искусстве: живопись – скульптура, барельеф – горельеф.

    • Мозаика в витражах, панно, картинах, мозаичная техника в живописи.
    • Понятие сюжета. Чередование частей в изо, музыке, литературе, театре.

    Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

    III. Учебно-методическое  и материально – техническое

    обеспечение учебного процесса

    • Авторская  программа  по  технологии (для четырехлетней начальной школы)О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.  («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).
    • Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник для 1-го класса , Издание 2- перераб.- М.: Баласс,2011
    • Куревина О.А., Лутцева Е.А.. Рабочая тетрадь к учебнику Технология («Прекрасное рядом с тобой» для 1-го класса. - М.: Баласс,2012
    • Лутцева Е.А. Технология. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.-М.:Баласс, 2012.

    Для работы обучающимся необходимы:

    • индивидуальное рабочее место;
    • простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная, угольник, простой и цветные карандаши, иглы в игольнице, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
    • материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
    • специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
    • оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор).

    IV. Планируемые результатыобучения

    К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

    По трудовой деятельности должны знать: 

    - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

    - конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

    - названия и назначение ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила работы ими;

    - технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

    - способы разметки: сгибанием, по шаблону;

    - способы соединение с помощью клейстера, клея ПВА;

    - виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами.

    Должны уметь:

    - под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.




    VIII.  Материально-техническое обеспечение

    УМК:

    О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» Учебник.

    О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. «Прекрасное рядом с тобой». Рабочая тетрадь.

    Для работы учащимся необходимы:

    -индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться  трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

    -простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;

    -несложные инструменты для некоторых работ, предусмотренных в авторских учебно-методических комплектах (например, ручки старых кистей, палочки и пр.).

    -материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;

    -специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.



    Предварительный просмотр:

    V.Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Тема

    Планируемые результаты

    Виды деятельности

    Кол-во

    часов

    Дата

    Предметные

    Метапредметные и личностные (УУД)

    План

    Факт

    1

    «Люди и их дела»

    Знать:

    - виды материалов (природный, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

    Уметь:

    - организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

    Знать: 

    - виды природных материалов, их свойства и названия;

    - названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

    - технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

    Уметь:  

    - под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий.

    Личностные:

    - формирование учебно-познавательного интереса к предмету;

    - формирование мотива, реализующего потребность в деятельности;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - организация рабочего места.

    Регулятивные:

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

    Познавательные:

    1. Общеучебные: 

    - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

    - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

    - ориентироваться в учебнике.

    2. Логические

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     Коммуникативные:

    - умение работать в парах;

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления  изделия.

    Личностные :

    - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

    - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Регулятивные :

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий на уроке;

    - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные :

    1. Общеучебные:

    -  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

    2. Логические:

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

     Коммуникативные :

    - умения доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

    - слушать и понимать речь других;

    - договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - индивидуальная работа;

    -работа в парах и по группам;

    -дидактические игры;

    -работа с информационными источниками (учебник, тетрадь).

    - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

    - моделирование, конструирование из разных материалов.

    2 ч

    1.1

    Мастера и их работа.

    1

    05.09

    1.2

    Природный материал.

    Сбор осенних листьев.

    1

    12.09

    2

    Работа с природным материалом

    4 ч

    2.1

    Рабочее место.

    Чудеса из листьев.

    1

    19.09

    2.2.

    Игрушки из природных материалов.

    1

    29.09

    2.3

    Птичка-невеличка.

    1

    03.10

    2.4

    Медвежонок Миша.

    1

    10.10

    3

    Работа с пластилином

    Знать: 

    - приёмы лепки;

    - правило рабочего человека.

    Уметь:  

    - под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий.

    Личностные :

    - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

    - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Регулятивные :

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий на уроке;

    - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные :

    1. Общеучебные:

    -  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

    2. Логические:

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

     Коммуникативные :

    - умения доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

    - слушать и понимать речь других;

    - договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - индивидуальная работа;

    -работа в парах и по группам;

    -дидактические игры;

    -работа с информационными источниками (учебник, тетрадь).

    3 ч

    3.1

    Рабочее место Приёмы лепки.

    1

    17.10

    3.2

    Дымковские игрушки.

    1

    24.10

    3.3

    Резвая лошадка.

    1

    07.11

    3

    Работа с пластилином

    Знать: 

    - конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

    - названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

    - технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

    - способы разметки: сгибанием, по шаблону;

    - способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

    виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

    Уметь:  

    - под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

    Личностные:

    - формирование мотива, реализующего потребность в деятельности;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - организация рабочего места.

    Регулятивные:

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

    Познавательные:

    1. Общеучебные: 

    - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

    - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

    - ориентироваться в учебнике.

    2. Логические

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     Коммуникативные:

    - умение работать в парах;

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления  изделия.

    - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

    - моделирование, конструирование из разных материалов,

    - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

    - простейшее проектирование.

    1 ч

    3.4

    Весёлый музыкант.

    1

    14.11

    4

    Работа с цветной бумагой

    4 ч

    4.1

    Рабочее место. Твой помощник – ножницы.

    1

    21.11

    4.2

    Аленький цветочек.

    1

    28.11

    4.3

    Салфетка с узорами.

    1

    05.12

    4.4

    Салфетка под чашку.

    1

    12.12

    5

    Работа по шаблону

    Знать: 

    - конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

    - названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

    - технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.

    Уметь:  

    - под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий.

    Личностные:

    - формирование мотива, реализующего потребность в деятельности;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - организация рабочего места.

    Регулятивные:

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

    Познавательные:

    1. Общеучебные: 

    - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

    - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

    - ориентироваться в учебнике.

    2. Логические

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     Коммуникативные:

    - умение работать в парах;

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления  изделия.

    - индивидуальная работа;

    -работа в парах и по группам;

    -дидактические игры;

    -работа с информационными источниками (учебник, тетрадь).

    2 ч

    5.1

    Мозаика.

    1

    19.12

    5.2

    Праздник Новый год.

    1

    26.12

    6

    Учимся аккуратно наклеивать детали

    Знать: 

    - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

    - конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

    - названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

    - технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

    - способы разметки: сгибанием, по шаблону;

    - способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

    виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

    Уметь:  

    - под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

    Личностные :

    - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Регулятивные :

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий на уроке;

    - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные :

    1. Общеучебные:

    -  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

    2. Логические:

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

     Коммуникативные :

    - умения доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

    - слушать и понимать речь других;

    - договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

    - моделирование, конструирование из разных материалов.

    2 ч

    6.1

    Приёмы наклеивания. В лесу родилась ёлочка.

    1

        16.01

    6.2

    Снеговичок.

    1

    23.01

    7

    Сгибание и складывание бумаги

    Знать: 

    - конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

    - названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

    - технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.

    Уметь:  

    - под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

    - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

    - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий.

    Личностные:

    - формирование мотива, реализующего потребность в деятельности;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - организация рабочего места.

    Регулятивные:

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

    Познавательные:

    1. Общеучебные: 

    - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

    - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

    - ориентироваться в учебнике.

    2. Логические

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     Коммуникативные:

    - умение работать в парах;

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления  изделия.

    - индивидуальная работа;

    -работа в парах и по группам;

    -дидактические игры;

    -работа с информационными источниками (учебник, тетрадь).

    3 ч

    7.1

    Рабочее место. Симметрия.

    1

    30.01

    7.2

    Весёлые снежинки.

    1

    06.02

    7.3

    Виды бумаги.

    Зимушка-зима.

    1

    13.02

    8

    Конструируем и моделируем

    Знать:

    - детали конструктора,

    - подвижное и неподвижное соединение деталей.

    Уметь:

    - моделировать и конструировать;

    - соединять детали подвижно и неподвижно;

    - изготавливать детали.

    Личностные:

    - формирование мотива, реализующего потребность в деятельности;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - организация рабочего места.

    Регулятивные:

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

    Познавательные:

    1. Общеучебные: 

    - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

    - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

    - ориентироваться в учебнике.

    2. Логические

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     Коммуникативные:

    - умение работать в парах;

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления  изделия.

    - индивидуальная работа;

    -работа в парах и по группам;

    -дидактические игры;

    -работа с информационными источниками (учебник, тетрадь).

    4 ч

    8.1

    Подарок ко  Дню защитника Отечества.

    1

    20.02

    8.2

    Изделие и его конструкция.

    1

    06.03

    8.3

    Подарок

    ко Дню 8 Марта.

    1

    13.02

    8.4

    Конструктор.

    1

    20.03

    8

    Конструируем и моделируем

    Знать:

    - детали конструктора,

    - подвижное и неподвижное соединение деталей.

    Уметь:

    - моделировать и конструировать;

    - соединять детали подвижно и неподвижно;

    - изготавливать детали.

    Личностные:

    - формирование мотива, реализующего потребность в деятельности;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - организация рабочего места.

    Регулятивные:

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

    Познавательные:

    1. Общеучебные: 

    - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

    - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

    - ориентироваться в учебнике.

    2. Логические

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     Коммуникативные:

    - умение работать в парах;

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления  изделия.

    - индивидуальная работа;

    -работа в парах и по группам;

    -дидактические игры;

    -работа с информационными источниками (учебник, тетрадь).

    4 ч

    8.5

    Подвижное и неподвижное соединение деталей.

    1

    03.04

    8.6

    Модель самоката.

    1

    10.04

    8.7

    Искусство оригами.

    1

    17.04

    8.8

    Модель самолёта.

    1

    24.04

    9

    Учимся шить и вышивать

    Знать:

    - инструменты для шитья;

    - правило рабочего человека;

    - виды ткани, ниток.

    Уметь:

    - отмеривать нитку;

    - вставлять нитку в иголку;

    - вышивать швом «вперёд иголка».

    Личностные:

    - формирование мотива, реализующего потребность в деятельности;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - организация рабочего места.

    Регулятивные :

    - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    Познавательные :

    1. Общеучебные:

    -  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    2. Логические:

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    Коммуникативные :

    - умения доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

    - слушать и понимать речь других;

    - индивидуальная работа;

    -работа в парах и по группам;

    -дидактические игры;

    -работа с информационными источниками (учебник, тетрадь).

    3 ч

    9.1

    Рабочее место.

    Приёмы подготовки к шитью.

    1

    08.05

    9.2

    Иглы и игольницы.

    1

    15.05

    9.3

    Вышивка.

    1

    22.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике (Школа-2100)

    В Рабочую программу входит Пояснительныя записка, тематическое, поурочное планирование, планируемые предметные результаты....

    Рабочие программы по УМК "Школа 2100"

    Рабочие программы по основным предметам по УМК "2100" для 1 класса...

    Рабочие программы по УМК "Школа 2100"

    Представлены рабочие программы по УМК "Школа2100" по труду,русскому языку(обучение грамоте и р.я)...

    Рабочие программы 1 класс Школа 2100

    УМК Школа 2100 рабочие программы...

    Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 2 класс

    РП по технологии Школа 2100 Куревина...

    Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 3 класс

    Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том,...