Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква Ф 549.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока: познакомить учащихся со звуками [ф], [ф'] и согласной буквой ф.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать умение делать звуко – буквенный анализ слов.
  2. Совершенствовать способ чтения.
  3. Содействовать формированию у детей правильного типа читательской деятельности.
  4. Совершенствовать речь и воображение учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки групповой и коллективной работы.
  5. Содействовать отработке навыков самооценки и взаимной оценки, формированию дружного коллектива.

Оборудование: разрезная касса букв и слогов, схема – «человечек» «Ф», плакаты «На что похожа буква Ф», предметные картинки, магнитофон, «Весёлая полянка» на фланелеграф, конверты с цветочками (разного цвета) для каждого ученика, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок – праздник. К нам в гости пришёл фотограф. Он фотографирует класс.

- Повернитесь лицом друг к другу и скажите добрые слова: «Слов плохих не говорите, только добрые дарите». Улыбнитесь!

- Я желаю вам на уроке новых открытий, успехов, радости.

  1. Проверка домашнего задания.

- Начнём наш урок с весёлого стихотворения Олега Григорьева «Повар», которое вы учили дома.

Три ученика читают наизусть стихотворение. Класс аплодисментами оценивает товарищей. Учитель даёт словесную оценку, подводит итог.

- Молодцы!

  1. Совместное целеполагание.

- К нам в гости пришёл звуковичок.

На доске – схема – «человечек» без буквы в середине, в белых ботиночках.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, если у нас такой гость?

(Изучить новые звуки, познакомиться с новой буквой).

- Сегодня мы должны познакомиться с новыми звуками и буквой, научиться читать не только её, но и слоги, слова, предложения, где эта буква встречается.

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  1. – А вот с какими звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами, сделав звуковой разбор слов.

– Доскажите словечко:

        Праздник, праздник у ворот.

        Кто встречать его пойдёт?

        Я и верный мой дружок –

        Красный маленький … (флажок)

- Делаем полный звуковой разбор слова «флажок».

Один ученик делает на доске за шторкой. Остальные учащиеся делают в тетрадях.

- Проверяем. (Шторка открывается). У кого не так?

Итог звукового разбора.

- Назовите первый звук.

- Дайте характеристику звука.

([ф] – согласный, т.к. его нельзя пропеть, воздух встречает во рту преграду (верхние зубы, нижняя губа); твёрдый, глухой, т.к. произносится без голоса).

- Скажите всё про это звук.

Повторяют слабо подготовленные учащиеся.

- Как сказать одним словом «праздник завершается», «заключительная часть праздника»? (Финал)

- Делаем звуковой разбор слова «финал».

Один ученик делает на доске за шторкой. Остальные учащиеся делают в тетрадях.

Итог звукового разбора.

- Назовите первый звук.

- Дайте характеристику звука.

([ф] – согласный, т.к. его нельзя пропеть, воздух встречает во рту преграду (верхние зубы, нижняя губа); твёрдый, глухой, т. К. произносится без голоса).

- Скажите всё про это звук.

2) – Назовите пару новых звуков ([ф], [ф']).

Произносят несколько раз.

- Какие это звуки – разные или одинаковые? (Разные)

- Почему? ([ф] - твёрдый, [ф'] – мягкий).

- Эти разные звуки обозначаются буквой Ф.

Плакат с буквой.

- На что похожа буква Ф?

Появляются плакаты «На что похожа буква Ф»

А) Всем известно, без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас. (В. Степанов)

Б) Федя ходит руки в боки,

Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)

- Куда мы поселим букву Ф? Почему?

(к согласным во IIпоезд, на нижний ряд).

3)- Откройте букварь на с. 140 и «оживите» нашего звуковичка. Как это сделать?

Учащиеся рисуют шляпку и раскрашивают башмачки (самостоятельно).

- Проверяем.

Учитель выполняет работу на доске. Учащиеся объясняют действия.

4) – Давайте подружим букву Ф с гласными буквами.

Читают слоги на с. 140.

- Давайте закрепим дружбу гласных с согласной Ф.

Читают нижнюю строчку.

- На наборном полотне слоги. Прочитайте их:

А) тихо, громче, тихо

Б) недовольно

В) ласково

5) Работа в парах

- На партах лежат карточки, на которых напечатаны слоги и буквы. Нужно составить из них слова.

Учащиеся поворачивают карточку и работают в парах, показывают сигнал «Мы готовы» (домик).

- Проверяем.

Читают учащиеся, у которых больше слов. Оценивают другие при помощи сигнальной карты.

- У кого есть другие слова?

Оценка работы в группах: все ли приняли участие, всё ли получилось?

  1. Физкультминутка.

  1. Чтение слов и предложений на с. 140.

  1. – Для чтения используются столбики слов и предложения внизу страницы.

Дополнительное задание получают хорошо читающие учащиеся. Они готовят на карточках статьи из словаря С.И. Ожегова «Словарь русского языка».

  1. Проверка чтения.

- Прочитайте слово, где звук ([ф] повторяется два раза. (Фуфайка).

Один ученик читает статью из толкового словаря.

- Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура).

- Где ещё это слово мы употребляем? (В математике, в скульптурном изображении).

- Прочитайте слово, которое обозначает предмет для укладывания причёски (Фен).

- Прочитайте первое слово в столбике (Фыркает).

- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и познакомимся со значением этого слова.

Один из учащихся читает статью из словаря С.И. Ожегова.

- Прочитайте слово, которое называет животный мир Земли (Фауна).

- Прочитайте предложение внизу.

- Как вы поняли, что такое флора? (Это растительный мир)

- Как сделать из большого фонаря маленький фонарик? (с помощью суффикса «ик»).

- Прочитайте название крупной хищной птицы (гриф).

Слайд «Грифы»

- У этого слова есть ещё значения:

1) длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой тянутся струны.

2) печать и оттиск с изображением подписи.

3) в античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.

- Прочитайте слова, которые записаны с заглавной буквы (Африка, Уфа).

- Почему эти слова записаны с заглавной буквы? (Это название материка и города в Башкирии).

- Прочитайте «военное слово» (Офицер).

- Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам (телефон).

- Как называется крупное соединение военно – морских судов? (флот).

- Прочитайте слово, которое называет место военных действий (фронт).

- Объясните второе слово в этом столбике (фрак – парадный сюртук с вырезанными передними полами).

- Прочитайте слова, которые называют цветы (фиалки, фикус).

Учитель показывает комнатные цветы.

- Составьте предложения с этими словами.

Ответы учащихся.

- Прочитайте третье слово (финиш).

- Когда мы говорим «финиш»? (Конечный пункт спортивного состязания)

- Прочитайте последнее слово (факел).

- Кто из вас видел этот предмет? Как он выглядит? (светильник на рукоятке).

- Прочитайте «съедобные» слова (кофе, конфеты).

- А где их можно попробовать? Прочитайте слово (Кафе – небольшой ресторан).

- Прочитайте последнее слово (конфетти – разноцветные бумажки, кружки, которыми осыпают друг друга на маскарадах).

- Составьте предложение с этим словом.

3) Чтение однокоренных слов на с.140.

- Прочитаем однокоренные слова с корнем – фото-, объясним их значения, выделите корень.

Фотография:

  1. Изображение предметов на чувствительной плёнке.
  2. Снимок, полученный таким способом.
  3. 3. Учреждение, мастерская для съёмок.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

Фоторобот – составленный фотографический снимок.

Один из учащихся готовит рассказ о фотографии – для расширения кругозора учащихся.

  1. Физкультминутка для глаз.

  1.   Работа с текстом «Папина профессия» на с. 141.
  1. Работа с текстом до начала чтения.

- Прочитайте заглавие. О чём будем читать? (О папиной профессии)

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто это? (Папа)

- Прочитайте ключевые слова (на доске): фотография, фотоаппарат, фотограф, фотокорреспондент.

- Как вы думаете, о чём будет текст? (профессия папы – фотокорреспондент. У него есть фотоаппарат, он делает фотографии.)

2) Работа с текстом во время чтения.

А) – Прочитайте про себя.

Первая группа (слабочитающие дети) читает 1-й и 2-й абзацы.

Вторая группа (хорошочитающие дети) получают дополнительное задание. Какой заголовок можно ещё подобрать?

- Подтвердились ли ваши предположения? (Да).

Б) Повторное чтение вслух по абзацам.

1-й абзац.

- Кем работает папа Саши Ефимова? (Фотокорреспондентом журнала «Азия и Африка»)

- Прочитайте второе предложение так, как будто мы все корреспонденты и очень гордимся этим.

2-й абзац.

- Найдите и прочитайте предложение, котрое подходит к иллюстрации на кубике. (Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру).

- Расскажите, что особенно любит снимать Андрей Ефимов. (Фотопортреты мужчин, женщин и детей: у Сашиного папы их целая коллекция).

- Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях. (На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высокими домами, а вот – крошечный посёлок, где обитает африканское племя.)

3-й абзац.

Конкурсное чтение абзаца.

- Прочитайте этот абзац голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда чёткая и выразительная.

Три ученика читают абзац. Класс оценивает товарищей. Учитель даёт словесную оценку, подводит итог.

4-й абзац

- прочитайте последний абзац медленно и вдумчиво.

3) Работа с текстом после чтения.

А) Проблемный вопрос к тексту.

- Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа? (Саша горд и доволен папиной работой. Пока мальчик рисует портреты своих друзей. Он готовится стать фотокорреспондентом).

Б) – Вернёмся к названию текста.

- Какие заголовки можно подобрать к тексту?

1. Любимая профессия семьи Ефимовых.

2. О профессии корреспондента.

3. Профессия папы – фотокорреспондент.

- Чей заголовок понравился больше? Почему?

  1. Домашнее задание
  1. Читать на с. 140 -141, придумать интересные вопросы по тексту, по желанию нарисовать иллюстрации к тексту.
  2. Звуковой разбор слова «фотограф», по желанию – любое слово.
  1. Рефлексия деятельности

- Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Достигли мы целей, которые поставили в начале урока? Докажите.

- Кто приходил к нам в начале урока? Почему? (Фотограф. В этом слове новый звук и новая буква).

- Какое настроение у вас после урока?

- Давайте соберём полянку, чтобы закончить наш праздник.

- Если вы считаете, что работали очень хорошо – красный цветок, если хорошо – жёлтый, если что-то не получилось – синий.

- 1-й ряд дарит свои цветы ёжику, 2-й ряд – хомячку, 3-й ряд – белочке. Все цветы помещаются на доску.

- Так как же мы сегодня работали все вместе? Каких цветов больше? Молодцы!

- Спасибо за урок! Поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.

Литература

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
  2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2003.
  4. О.Н. Федерягина. Групповая работа на уроках обучения грамоте в 1-м классе// Начальная школа плюс До и После. – 2011.- №2. – с. 46-50.

Приложение 1.

Звуковичок

Детали к украшению Звуковичка

Приложение 2

Карточка «Составь слово»

ФА

ФО

ФИ

ФЕ

ТО

Я

РА

ЛЕ

Приложение 3

Грифы

Гриф гитары

Гриф как печать, оттиск

Птица гриф.

Гриф (гриффон) – античное чудовище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У, у.

Предлагаю конспект прведения занятия в 1 классе  для детей с ФФНР. Занятие построено в занимательной  игровой форме, направлено на коррекцию всех психических процессов....

КОНСПЕКТ Логопедического занятия в 1 классе Тема:"Звуки и буквы Ш-Ж".

Цель:         -Совершенствовать  навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж...

Конспект занятия обучения грамоте по теме "Звуки [в], [в\']. Буквы В, в."

Конспект занятия лбучения грамоте по теме "Звуки быквы в"....

Конспект урока литературного чтения "Гласный звук о. Буквы О,о.

Материал содержит конспект урока и презентацию к нему....

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....