Литературная викторина «В гостях у Корнея Чуковского».
методическая разработка по чтению по теме

Никитина Тамара Васильевна

 

С ранних лет стихи его приносят всем  нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

 

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_viktorina_po_chukovskomu.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«В гостях у Корнея Чуковского».

( 1882 – 1969 г.г.)

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля, если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его  имя Николай Васильевич Корнейчуков.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем  нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

I тур.  «Вспомни сказку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

1.Лечит маленьких детей,                                                 2. Вдруг из подворотни -

   Лечит птичек и зверей,                                    Страшный великан,

   Сквозь очки  свои глядит                                     Рыжий и усатый …( таракан)

   Добрый доктор…(Айболит)        «Тараканище»

          «Айболит»

3. Я – Великий Умывальник                                     4. Свинки замяукали – мяу – мяу,  

    Знаменитый…(мойдодыр)        Кошечки …(захрюкали, хрю- хрю)

    Умывальников начальник

    И мочалок командир.        «Путаница».

          «Мойдодыр»  

5. В Африке разбойник,        6. Веселится народ-

    В Африке злодей,            Муха замуж идёт

    В Африке ужасный …(Бармалей)                                За лихого, удалого

          «Бармалей»                                                               Молодого … (комара)

        «Муха – Цокотуха»

7. Солнце по небу гуляло                                                   8.Нет – нет! Соловей

     И за тучку забежало.                                                         Не поёт для свиней

     Глянул заинька в окно,                                                     Позовите – ка лучше …( ворону)

     Стало заиньке …(темно).                                                         «Телефон»

           «Краденое солнце».

9. А посуда вперёд и вперёд                                              10. Только вдруг из – за кусточка

    По полям, по болотам идёт.                                                 Из – за синего лесочка,

    И чайник сказал утюгу                                                         Из далёких из полей

   - Я больше идти …( не могу).                                               Прилетает …(воробей)

            «Федорино горе»                                                                   «Тараканище» 

11. А за ним – то народ                                                       12. И мне не надо

      И поёт, и орёт:                                                                      Ни мармелада, ни шоколада

   - Вот урод, так урод!                                                               А только маленьких,  

      Что за нос, что за рот!                                                          Ну очень маленьких … (детей)

       И откуда такое …(чудовище).                                                    «Бармалей»

              «Крокодил»

II тур. «Кто есть кто».

- Каким  персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит -                                (доктор)

Бармалей  -                             (разбойник)

Федора -                                  (бабушка)

Каракула -                               (акула)

Мойдодыр -                            (умывальник)

Тотошка, Кокошка -            (крокодильчики)

Цокотуха -                               (муха)

Барабек -                                  (обжора)

Рыжий, усатый великан -   (таракан)

III тур. «Конкурс знатоков».

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

       

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.
  2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
  3. Имя мухи – именинницы.
  4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
  5. Умывальников начальник и мочалок командир.
  6. Кто вернул краденое солнце?
  7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
  8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

По вертикали:

  1. Первая сказка Чуковского.

Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).

Аукцион.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?  («Федорино горе»)
  2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
  3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  4. Как звали мальчика, который победил Крокодила?  (Ваня Васильчиков)
  5. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» ( «Мойдодыр», «Федорино горе»)
  7. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»:

Слон – шоколад

Газели – карусели

Мартышки – книжки

Крокодил – калоши

  1. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
  2. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
  3. В каких сказках героем является крокодил? ( «Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Проверка кроссворда.

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

- У меня в корзинке ( мешке) находятся разные вещи. Их кто – то потерял. Помогите найти их владельца,   вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  1. Телефон  ( У меня зазвонил телефон )
  2. Воздушный шарик ( Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
  3. Мыло ( Вот и мыло подскочило )
  4. Блюдце ( А за ними блюдца )
  5. Калоша ( Пришли мне дюжину новых калош )
  6. Термометр ( И ставит им градусник )
  7. Сито  ( Скачет сито по полям )
  8. Перчатки ( А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  9. Монета ( Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
  10. Шоколадка  ( И всем по порядку даёт шоколадку)
  11. Ошейник  ( Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
  12. Мочалка  ( И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

V тур.  «Отгадай загадку»

(Обращение к портрету)

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Он отличался большим трудолюбием.

«Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

- Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети)

Чудесный дом.                 Чудесный паровоз.

Был белый дом,        Паровоз  без колёс!

Чудесный дом,        Вот так чудо – паровоз!

И что – то застучало в нём.        Не с ума ли он сошёл -

И он разбился, и оттуда        Прямо по морю пошёл!

Живое выбежало чудо –        ( Пароход)

Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.

( Яйцо и цыплёнок)

Чудесная пещера.                                      Почему?

Красные двери в пещере моей,                                    Мудрец в нём видел мудреца,

Белые звери сидят у дверей.           Глупец – глупца, баран – барана,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою -           Овцу в нём видела овца,

Я с радостью белым зверям отдаю!           И обезьяну – обезьяна.

( Рот и зубы)           Но вот подвели к нему

           Федю Баратова,

                                                                                                И Федя неряху увидел лохматого.

Берегись!                                                                                ( Зеркало)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!                                                                Чудесные кони.

( Крапива)                                                                               Два коня у меня, два коня,

                                                                                                 По воде они возят меня.

Зубастая загадка.                                                                  А вода тверда,

Хожу – брожу не по лесам,                                                   Словно каменная!

А по усам, по волосам,                                                             (Коньки и лёд )

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

   (Расчёска)

VI тур. « Расшифруйте имена сказочных героев».

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ                            ЦКТХ

МЙДДР                            ФДР

ЙБЛТ                                ТРКНЩ

КРКЛ                                КРКДЛ

БРБК                                 ГПППТМ

( Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам  )

Игра со зрителями.( пока команды работают).

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит                            Зажгли море.

Воробей                            Проглотил солнце.

Крокодил                          Помыла свою посуду.

Комар                                Вернул солнце в небо.

Федора                              Потушила море.

Медведь                            Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка                             Съел таракана.

Лисички                            Вылечил зверей.

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.

Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотрим  инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского .

Инсценирование сказок.

Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским – переводчиком. Он перевёл с английского  «Приключения  барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие.

Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

Подведение итогов и награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное предметное мероприятие "В гостях у Корнея Чуковского"

Биография писателя, интересные факты из его жизни, викторины, конкурсы, загадки по произведениям К.Чуковского...

Информационно – исследовательский проект «В гостях у Корнея Чуковского».

В настоящее время большинство детей потеряли интерес к художественной литературе. По-моему мнению, это происходит потому, что у современных детей есть другой выбор: компьютерные игры и мультфиль...

Литературная викторина "По мотивам сказок Корнея Чуковского"

Литературная викторина "По мотивам сказок Корнея Чуковского»...

Викторина "В гостях у Корнея Чуковского"

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.3. Способствовать воспитанию уст...

Литературная викторина "В гостях у Корнея Чуковского"

Литературная викторина "В гостях  у Корнея Чуковского" 2 класс...

Методическая разработка по внеурочной деятельности «В гостях у Корнея Чуковского» .

Литературная игра-викторина по произведениям К. И. Чуковского....