Викторина "В гостях у Корнея Чуковского"
методическая разработка (3 класс) на тему

Затульная Зоя Ивановна

Цели: 
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Викторина по сказкам Чуковского»  3 класса

Цели: 
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление: детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;  выставка детских книг, предметы для викторины.

Подготовительная работа к проведению: чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др. 

Ход занятия

  1. Оргмомент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

          2. Основная часть. Знакомство с творчеством писателя

Учитель. Ребята! Сегодня мы поговорим о книгах  детского писателя, большого друга детей - Корнея Ивановича Чуковского. В этом году некоторые произведения этого писателя ЮБИЛЯРЫ. Но хочу немного познакомить Вас с самим писателем.

Родился он в г. Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в г. Одесса. Мать Чуковского была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.

Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были неинтересными и скучными. Корней Иванович получил задание от А. М. Горького написать для ребят сказки в стихах, и в 1916 году вышла первая сказка Чуковского для детей - «Крокодил».

 (чтение отрывка из сказки «Крокодил»)

Учитель. Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами являются вещи. Послушайте, как интересно рассказывает Чуковский о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

(чтение отрывка из сказки «Федорино горе»)

Учитель. Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют еще читать, и для ребят-школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки. Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеется вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке «Мойдодыр».

(чтение отрывка из сказки «Мойдодыр»)

Учитель. Любимым героем детей сказок Чуковского является доктор Айболит, добрый, отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больных зверей.

 (чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит»)

Учитель. В своей сказке «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский показал, что среди его героев есть не только хорошие, дружные, которые готовы в любую минуту помочь, как это сделал Комарик, но и такие, которые, несмотря на гостеприимство Мухи-Цокотухи, готовы погубить ее:

(чтение отрывка из сказки «Муха-Цокотуха»)

Учитель. Таких «героев» Чуковский осуждает, он приветствует маленького Комарика, уважает его за храбрость.

Много сказок, стихов написал Корней Иванович Чуковский для вас. Когда вы подрастете, то прочитаете его книгу «Серебряный герб». В ней Чуковский рассказывает о своем детстве. Оно было не такое радостное и счастливое, как у вас, но, несмотря на это, Корней Иванович сумел выучиться и стать детским писателем, любимым писателем не только российских детей, но и детей всего земного шара. Его книги издаются на многих языках мира

      3. Викторина

Учитель. А теперь я предлагаю вам поучаствовать в викторине.

1.Представление команд

Команда "Мойдодыр".

Девиз: Мойте шею, руки с мылом

Трите щёчки, нос до дыр

И похвалит непременно

Вас за это «Мойдодыр».

Команда "Айболит"

Девиз:

Если кто-то не здоров,

Не зовите докторов,

Всех излечит, исцелит

Команда наша «Айболит».

I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… 
(комара).
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… 
(ворону).
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… 
(детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… 
(Айболит)
«Айболит»

 Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… 
(воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… 
(не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… 
(чудовище).

«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… 
(темно).
«Краденое солнце».


Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… 
(захрюкали, хрю- хрю)

«Путаница»

II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит -
 (доктор)
Бармалей - 
(разбойник)
Федора - 
(бабушка)
Каракула - 
(акула)
Мойдодыр - 
(умывальник)
Тотошка, Кокошка - 
(крокодильчики)
Цокотуха 
- (муха)
Барабек - 
(обжора)
Рыжий, усатый великан - 
(таракан)

III. Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!»(«Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.
 На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8.
 Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9.
 В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.
 Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) V тур «Музыкальная страничка».

V тур Угадай героев произведений К.И.Чуковского. Инсценировка сказки «Телефон»

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ              ЦКТХ
МЙДДР             ФДР
ЙБЛТ                 ТРКНЩ
КРКДЛ               КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)


-
VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит                Зажгли море.
Воробей                Проглотил солнце.
Крокодил              Помыла свою посуду.
Комар                    Вернул солнце в небо.
Федора                  Потушила море.
Медведь               Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка                Съел таракана.
Лисички              Вылечил зверей.

Просмотр видеоклипа «Книги Чуковского»

IX Подведение итогов викторины

4. Итог. Рефлексия.  «Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина «В гостях у Корнея Чуковского».

С ранних лет стихи его приносят всем  нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Сегодня мы совершим ...

Внеклассное предметное мероприятие "В гостях у Корнея Чуковского"

Биография писателя, интересные факты из его жизни, викторины, конкурсы, загадки по произведениям К.Чуковского...

Викторина по произведениям Корнея Чуковского. (Презентация)

Презентация для начальных классов «Викторина по сказкам» посвящена творчеству К. И. Чуковского. Работа преследует цель познакомить школьников с творчеством и жизнью писателя, показать детям увлекатель...

Информационно – исследовательский проект «В гостях у Корнея Чуковского».

В настоящее время большинство детей потеряли интерес к художественной литературе. По-моему мнению, это происходит потому, что у современных детей есть другой выбор: компьютерные игры и мультфиль...

Литературная викторина "В гостях у Корнея Чуковского"

Литературная викторина "В гостях  у Корнея Чуковского" 2 класс...

Методическая разработка по внеурочной деятельности «В гостях у Корнея Чуковского» .

Литературная игра-викторина по произведениям К. И. Чуковского....