урок в 3 классе литературное чтение Растрепанный воробей
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Макаренко Анна Александровна

конспект расчитан на 2 урока "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx17.14 КБ
Файл hod_uroka_2.docx20.5 КБ
Файл hod_uroka_3_i_organizacionnyy_moment.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

 К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Цели уроков: ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепан ный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершен ствовать умение давать характеристику персонажу.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  1. Речевая разминка

Я - веселый воробьишка. Серый маленький воришка. Я беспечен и болтлив. И пуглив. Чив. чив.

Мне едою служат мошки. Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловлив. Суетлив. Чив. чив.

  1. Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
  1. Прочитайте, выделяя главные слова.
  2. Чтение с ускорением.
  3. Медленное чтение.
  4. Прочитайте выразительно.
  1. Ввдная беседа
  1. Как бы вы назвали это стихотворение? (Воробей. Воробьишка. Маленький воришка и др.)

  1. Сегодня мы начинаем читать рассказ Константина Паустовского «Растрепанный воробей». Как вы думаете, о чем он? (Предполо жения детей.)
  1. Физкультминутка
  2. Знакомство с новым текстом
  1. Чтение первой части сказки - до слов «Жила ворона в заколо ченном на зиму ларьке...»
  2. Вопросы к рассказу.
  1. С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стенных часов. Они необычны.)
  2. Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.)
  3. Как зовут нянюшку? (Нянюшка Петровна.)
  4. Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцевала в Боль шом театре. А папа воевал во время войны, а сейчас он в плава нии на Камчатке.)
  5. С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Мама достала стеклянный букет и сказала ему не сколько слов. Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)
  1. Итог урока
  1. Назовите имя писателя. Какое произведение начали читать? О чем оно?

Домашнее задание

  1. Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19).
  2. Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.


Предварительный просмотр:

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  1. Речевая разминка
  1. Прочитайте загадки, отгадайте их.

Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая - Известная персона. Это... (ворона.) Птица черная кружится, Не боится - к нам садится Поклевать мою еду: Вдруг не хватит макарон На прожорливых... (ворон.)

  1. Прочитайте первую загадку медленно.
  2. По слогам.
  3. С ускорением.
  4. Выразительно.
  5. Прочитайте вторую загадку орфографически.
  6. Орфоэпически.
  7. Быстро.
  8. С выражением.
  9. По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? (По ок раске - она сероватая; ворона любит воровать все блестящее; кричит она хрипло. Еще здесь говорится, что это прожорливые птицы.)

III. Продолжение работы над текстом

I. Повторение.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы прочитали на прошлом уро  ке. Расскажите кратко, с чего начинается рассказ. (Дети кратко пересказывают первую часть.)

Прочитайте описание зимнего вечера. (Ученики читают послед ний абзац на с. 11.)

Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Отопление не спало, это когда в батареях шум. Автор говорит, что отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.) Чего ждала ворона за окном? (Она ждала, когда Петровна от кроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умыват ься.)

Как Петровна узнавала, что ворона была в комнате? (Ворона оставляла на столе мокрые следы.)

Что чаще всего таскала ворона? (Она таскала сахар, печенье и колбасу.)

.'. Чтение второй части текста (со слов: «Жила ворона в заколо- •и ином па зиму ларьке...» до слов: «Должно быть, ворона воровала не iiiiiiiKO у Маши...».) (Учитель спрашивает несколько учеников.)

3. Словарная работа.

СВАРЛИВАЯ - ворчливая, склонная к ссорам;

ТОРБА - мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.

  1. Физкультминутка
  1. Работа над второй частью рассказа
  1. Выборочное чтение.
  1. Где жила ворона? (Она жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое.)
  2. Что ей снилось по ночам? (По ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.)
  3. Кого однажды застала ворона в ларьке? (Она застала там ма ленького растрепанного воробья по имени Пашка.)
  4. Какое прозвище носил Пашкин дед? (Его прозвище - Чичкин.)
  5. Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал старый воробей.
  1. Беседа по содержанию рассказа.
  1. Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? (Она стук нула Пашку клювом по голове. Пашка прикинулся мертвым. Во рона выбросила его из ларька.)
  2. Кто подобрал Пашку? (Пашку подобрал милиционер.)
  3. Как воробей оказался у Маши? (Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер их встретил и отдал воробья с варежкой Маше.)
  4. Расскажите, как вел себя Пашка в доме Маши. (Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу — нашел ее на дереве в парке. А потом стал утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше.)
  1. Ознакомление с жизнью и творчеством писателя
  1. Рассказы детей о Константине Паустовском.
  2. Рассказ учителя о писателе.

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг.)

К.Г. Паустовский родился в 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного статистика, но свою юность провел преимущественно в Киеве, где, окончив гимназию, в 1911-1913 гг. учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, затем перешел на юридический факультет Москов ского университета (не закончил). Рано начав трудовую деятельность и сменив много профессий, он уже в 1912 г. опубликовал в киевском журнале «Огни» свой первый рассказ «На воде». В годы Первой мировой войны служил сани таром, скитался по югу России, работал в Таганроге на заводе и в рыбачьей артели, там же начал писать свое первое большое произведение - «Роман- гики». В 1917 г. перебрался в Москву, где стал журналистом, а затем (после многих долгих странствий по стране) - редактором РОСТА и писателем ярко- романтического направления. Его любимой наукой в юности была география, что проявилось в стремлении увидеть мир и рассказать об этом, поделившись с читателями полученными впечатлениями.

«Но самым плодотворным и счастливым для меня, - писал Паустовский it конце жизни, - оказалось знакомство со средней полосой России... Она шнладела мной сразу и навсегда... С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясаю щие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юиошеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность 11еаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя и новый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».

«Рыбные богатства никак не охраняются. Обращаются с рыбой варвар ски и хищнически. Ее глушат толом, травят борной кислотой, а к тому же Иоскресенский комбинат спускает в Москву-реку свои ядовитые отбросные поды и переводит рыбу не только в низовьях Москвы-реки, но и в Оке и всех сообщающихся с Окой озерах и старицах. Уже не раз за последние годы мертвая рыба плыла по Оке целыми сутками. По существу, величайшее это преступление никого не заботит и не трогает. Некоторые местные власти 1 онершенно к этому равнодушны, быть может, потому, что сами занимаются хищническим истреблением рыбы».

Один из немногих советских писателей, ставший подлинным классиком еще при жизни, К.Г. Паустовский долгое время преподавал в Литературном институте им. A.M. Горького, был учителем и наставником многих литера- тров, включая таких, как Юрий Нагибин, Юрий Казаков, Сергей Антонов, К )рий Трифонов и многих других. Собрания сочинений К.Г. Паустовского иыходили в СССР неоднократно, большинство его произведений переведены пи иностранные языки. Ныне в Москве действует Литературный музей-центр I Г. Паустовского (Кузьминский парк, 17). Обширный архив Константина I соргиевича сохраняется у его близких, в указанном музее-центре и Россий- I ком государственном архиве литературы и искусства.

VII. Итог урока

Какие вопросы волновали К.Г. Паустовского?

Понравился ли вам растрепанный воробей? Чем? Домашнее задание

Дочитать текст до конца.



Предварительный просмотр:

Ход урока 3 I Организационный момент

II. Речевая разминка

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей.)

  1. Прочитайте загадку хором, отгадайте ее.
  2. Прочитайте по слогам.
  3. Прочитайте «скороговоркой».
  4. Прочитайте выразительно.
  5. Что из этой загадки вы можете узнать о воробьях? (Мы можем узнать, чем он питается: жучками и червячками. В теплые края он не улетает. Значит, он не перелетная птица. Обитает там, где найдет себе местечко, например под крышей.)
  1. Чтение третьей части текста
  1. Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть. (Вторая часть закончилась тем, что Пашка стал приносить Магие во рованные вещи из ларька вороны.)
  2. Прочитаем, что же было дальше. (Проверка домашнего задания.)
  3. Старайтесь читать выразительно, без ошибок.
  1. Физкультминутка
  1. Работа над содержанием третьей части
  1. Беседа.
  1. Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла буке тик? (Маше было любопытно посмотреть, как ворона протис кивается в форточку. Она этого не видела. Поэтому она влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.)
  2. Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? (Нет, об этом она даже думать не могла.)
  3. Какова была реакция домашних на это происшествие? (Петровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.)
  4. Как повел себя Пашка? (Пашка услышал рассказ об украденном бу кетике, нахохлился и задумался. Когда мама пошла на репетицию, Пашка полетел за ней. А потом он собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.)
  1. Составление рассказа учащимися.
  1. Составьте рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ дол жен быть от имени мамы. (Дети составляют рассказ, обращая внимание на их чувства.)
  1. Выборочное чтение.
  1. Почитайте диалог мамы и дочери в конце текста. (Ученики чи тают в лицах.)
  2. Ребята, а вы как думаете, разве от радости можно плакать? До кажите свой ответ примерами. (Ответы учеников.)
  3. Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?
  4. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фанта зии, воображению писателя? (Ворона на самом деле могла заби раться в дом и воровать вещи. А вот воробей не мог принести стеклянный букетик в театр маме.)
  5. Найдите 3-й вопрос в учебнике на странице 24. Ответьте на него.
  6. Назовите главных героев. Как автор относится к ним: с любовью; с нежностью; с осуждением; с юмором; с пониманием; с состра данием?

VI. Итог урока

  1. Что же сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?

Домашнее задание

Найти книги и прочитать рассказы К. Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные урок 2 класс (литературное чтение - русский язык)

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, по данным вопросам и опорным словам....

Интегрированный урок 4 класс (литературное чтение и русский язык)

КИМ. Сравнение произведений разных литературных жанров на примере.А. И. Куприн «Скворцы». Научно -познавательный текст «Первый вестник весны»...

БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...

Презентация - урок 3 класс литературное чтение

тема урока "Рождение поэта - великое чудо"по произведениям  Д.Кедрин "Всё мне мерещится поле с гречихою...", И. Бунин "Детство"...

Литературное чтение. Растрепанный воробей

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о с произведении К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»; обучение краткому пересказу.Планируемые результатыПредметные...

Урок литературного чтения "Растрепанный воробей" Константин Паустовский

Здесь добавлен материал для уроков литературного чтения на тему "Растрепанный воробей"...

Урок литературного чтения "Растрепанный воробей", 3 класс, "Школа России" (конспект, презентация)

В данном материале представлен конспект урока литературного чтения по теме "Растрепанный воробей" с презентацией, 3 класс, "Школа России".Урок очень продуктивный, был проведен для ...