Литературное чтение. Басни И.А. Крылова.
план-конспект урока по чтению (3,4 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению. Басни И.А. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt___uroka__literatura.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 КОНСПЕКТ   УРОКА

                           по литературному чтению ( 4 класс)

                     (Образовательная система «Школа 2100»)

                                                                                              Урок подготовила:

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              МОУ - СОШ  № 1

                                                                                              Хлопова Марина Викторовна.

                                                  Красный Кут

                                                        2010 г.

   

ТЕМА:  БАСНИ  И.А.КРЫЛОВА  «Мышь и крыса».

ЦЕЛЬ:  1. Формирование представления у учащихся о баснях, как древнем жанре

        в литературе. Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова.

               2. Развитие навыков выразительного чтения, умение анализировать    

                   литературный текст и оценивать свои ответы, расширение кругозора

                   учащихся.

               3. Воспитывать любовь к литературе, к книгам, к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:  учебник, тетрадь по чтению, словарик, выставка книг

                                     И.А.Крылова, портрет И.А.Крылова, рисунок к басне

                                     «Мышь и крыса», пластинка с записью басни

                                     «Мышь и крыса», костюм лисицы, вороны, магнитофон,

                                      кассета (для физминутки), презентация к басни.

                                        ХОД    УРОКА:

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова «Мышь и крыса».

- Но сначала я хочу задать вам несколько вопросов по материалу прошлого урока.

- Над каким жанром мы работали?

- Как этот жанр ещё называют в литературе?

  ( по-другому его ещё  считают одним из древних жанров литературы)

- Слово «басня» - просторечное, заимствованное или современное?

  (слово «басня» - просторечное и заимствованное, потому что оно пришло к нам         с древнегреческого языка).

- От кого мы впервые услышали о баснях?

( Басня – появилось в литературе ещё в Древней Греции. Особенно много басен создал древнегреческий писатель – баснописец Эзоп. Считается, что именно он ввёл в литературу этот вид произведений. Эзоп жил очень давно, более тысячи пятисот лет тому назад, басни свои он писал на стихами , а прозой.)

- Кто переработал басни Эзопа?

  ( В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются творческой переработкой басен Эзопа.)

- А кто в России считается уникальным баснописцем?

(Лучшим по праву считается И.А.Крылов.)

- Какие слова адресовал для него А.С.Пушкин?

(А.С.Пушкину, великому русскому поэту, современнику баснописца, очень нравилось крыловское «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Крылов превзошёл всех нам известны баснописцев…)

- Расскажите, что вы знаете об И.А.Крылове?

(Родился будущий знаменитый писатель в семье армейского офицера. Ему было 10 лет, когда умер отец. Семья, и без того небольшая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов был вынужден пойти работать. На досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ  УРОКА.

- Что такое басня?

(Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В басне обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком).

- В чём заключается главная мысль басни?

(В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по-человечьи- спорят, ссорятся, мирятся… Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным.)

- Какие из басен И.А.Крылова вы знаете?

Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И.А.Крылова. Вам нужно будет угадать её название и к концу урока выучить басню наизусть.

  1. Окрытие новых знаний.

 

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Стрекоза и Муравей» (3чел.)

- Оцените чтение ребят.

- Подберите пословицу к этой басне.

Кто не работает, тот не ест.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Кот и Повар» (3 чел.)

- Оцените чтение ребят.

- Подберите пословицу к этой басне.

Были бы кошки, а мышки будут.

Что в воду упало, то пропало.

Знаючи недруга, не зови на пир.

  1. Инсценировка басни «Ворона и Лисица».

- Оцените творчество и чтение басни ребят.

- Подберите пословицу к этой басни.

На чужой каравай, не разевай роток.

Хвалят по одёжке, а провожают по уму.

  1. Подготовка к чтению новой басни.

- Кто среди хищных зверей считается самым сильным и грозным?

- Его нередко называют «царём зверей»?

- Какого он размера?

- А какого размера кошка?

- Для кого она может быть очень страшной?

  1. Прослушивание басни на грамзаписи (название басни учитель не даёт)

- Понравилась ли вам эта басня?

- Кого же боялась больше всего на свете Мышь и Крыса?

- Как по-вашему И.А.Крылов назвал свою басню?

( учитель открывает название басни и рисунок к ней)

  1. Чтение басни учащимися самостоятельно.

- Дате полную характеристику басни.

- Выпишите в словарик слова малознакомые вам.

Молва – весть, известие, новость.

По-пустому – зря, не имеет значение.

  1. Закрепление нового материала.

      Чтение басни сильными учащимися. (2 чел.)

- Кто и почему тебе симпатичнее, а кто – нет?

- Чему радовалась Мышь?

- Как отреагировала Крыса на новость?

- Прочитайте последние три строчки басни и замените это выражение другим, близким по смыслу.

- Реально ли то, что говорят Мышь и Крыса?

- Какими их можно назвать?

- В чём заключается главная мысль басни?

(В масках животных Крылов подразумевает отрицательные черты характера людей. Нельзя быть такими глупыми, как Мышь и Крыса, нужно быть сильным и храбрым перед любым человеком).

  1. Физминутка. (под музыку)

- Я очень хорошо работаю на уроке. Мне хочется отдохнуть расслабиться.

- Я хорошо умею читать. Я буду стараться и получу отметку «пять».

  1. Обобщение изученного материала.
  1. Просмотр презентации к басни «Мышь и Крыса».

- Задайте к каждому слайду свои вопросы.

2) Составьте схему к басне с использованием пиктограмм.

     - Чтение басни по схеме . (2 чел)

     - Чтение басни без схемы – наизусть. (3 чел)

  1. Итог урока. Рефлексия.

 

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Кто автор басни?

    - В чём заключалась главная мысль басни?

    - Чем заканчиваются басни?

    - Какое влияние имеет басня на вас?

     - Какой урок извлекли для себя?

  1. Домашнее задание.

 

  1. выучить басню наизусть
  2. нарисовать свою иллюстрацию к басне
  3. подобрать пословицы к басне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "

Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Презентация к уроку литературного чтения "Басни И.А.Крылова"

Данный материал предназначен для использования на уроке литературного чтения при изучении басен Кылова...

Урок по литературному чтению "Басни И.А. Крылова"

УМК "Школа России", 3 класс. Конспект урока и презентация....

Урок отчет по литературному чтению. Басни И.А.Крылова.4 класс.

Воспитывать любовь к басням, желание их читать. ...

Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс

Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...