интегрированный урок литературного чтения в 4 классе
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Любина Татьяна Юрьевна

Тема: Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» и музыки А.Вивальди «Зима» из цикла времена года.

Цель:

  1. Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.
  2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному. Умение выделять художественные средства.

 показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по литературному чтению

 «Образ зимы в искусстве»

на примере стихотворения

А.С.Пушкина «Зимний вечер».

                        Учитель: Любина Т.Ю.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 А классе.

Тема: Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» и музыки А.Вивальди «Зима» из цикла времена года.

Цель:

  1. Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.
  2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному. Умение выделять художественные средства.
  3.  показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;
  4. Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.
  5. Учить детей работать в коллективе.

Оборудование:  мультимедийный проектор,  видео-запись  картин зимы, портреты поэта и композитора, иллюстрации на тему «Зима».

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:
-Родная природа-второй наш дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»
В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.
Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.
Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С.Пушкина (обратите внимание на его портрет). Нет времени года, которое не изобразил бы поэт в своём творчестве.

-В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. Она пленяет и трогает прелестью летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьёв. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
-Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких переживаний, связывающих его с землёй, с родным краем. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного пользования её дарами. Вот как об этом сказал поэт Н.А.Некрасов:
Опять она, родная сторона,
С её зелёным благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.

2.Постановка задачи: Не забывайте, что перед нами литературное произведение, а оно никогда не даёт готовых ответов на вопросы, оно требует размышления. Литература – искусство слова. Говорят, в ней соединились все виды искусства.
Кинематограф – это искусство, способное запечатлеть движение и пространство. Режиссёры и актёры создают характеры.
История. Её сейчас считают наукой, а в Древней Греции существовала даже Муза, покровительствовавшая этому виду искусства.
Живопись – это искусство красок.
Музыка – искусство звуков.
Чтобы понять волшебную магию слов, проведём с вами небольшое исследование. На несколько минут мы с вами станем музыкантами, режиссёрами, художниками и рассмотрим поэтические строки сквозь призму разных видов искусств. Не забудьте оценить свою работу и сделать выводы.

3. Работа над стихотворением.

  1. Чтение стихотворения учителем.
  1. Проверка первичного восприятия стихотворения.

У.- Понравилось ли вам стихотворение?

-Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

-От чьего имени ведется рассказ?

-Какое настроение у рассказчика?

-Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, определить ритм, рассмотреть рифму.

  1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

-На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? ( На две)

-Какие? ( Описание погоды и беседа с няней)

  1. Чтение первой строфы.

-Что такое кровля?

-Что значит обветшалая?

-Как мы понимаем, что был вечер?

-Что такое мгла?

-Какая погода была в тот вечер?

-С чем сравнивает поэт завывание ветра?

-Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, т.е. сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук. За,зв – завывание ветра.

Бу,ою,ое – вой вьюги.

Ш – шуршание соломы.

П,т,д,к – стук.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Какое настроение создаёт описание состояния природы и погоды в начале стихотворения?( смысл вопроса в том, чтобы школьники почувствовали выразительность того контраста, который создаётся двумя первыми строфами( каждая строфа из 8 строчек)в первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы: буря напоминает то зверя, то плачущего ребёнка, то неизвестно кого, шумящего соломой, то путника. Буря за окном  - живая стихия , которая окружила со всех сторон маленький домик( ветхую лачужку, в которой находится лирический герой со своей няней.

Вопросы, которые можно вставить, если класс не сможет ответить на общий вопрос.

- Какая была погода в тот зимний вечер?

- Как описывает поэт бурю? - С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю?

2. При помощи каких художественных средств поэт показывает мутную темноту неприглядной ночи? Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком « как дитя» (вызвать жалость), с путником (показать ожидание)

  1. Чтение второй строфы.

-Что такое лачужка?

-Как выглядит комната?

-Может ли комната быть печальной?

-Как называется такой прием? (Олицетворение)

-К кому обращается автор?

-Как он ее называет?

-Что беспокоит поэта?

-О чем он просит няню?

-Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. В каких словах это выражено? (Мой друг, моя старушка, добрая подружка). Подчеркните эти слова, чтобы выделить при чтении.

Какое настроение создаётся путём описания этой непогоды? (Настроение заброшенности маленькой избушки в огромных пространствах. Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества, тревоги)

- Можно ли найти противопоставление в этом стихотворении? ( буря и спокойствие в доме)

-Всё  стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома. Дом для Пушкина – «родное пепелище», место, где человек ощущает свою ценность, не зависит ни от царей, ни от жандармов, ни от цензуры. Родным домом оставался для него на всю жизнь только один дом – уединенный домик в Михайловском

- Передаётся ли настроение обитателям избушки? Как лирический герой пытается изменить ситуацию? А ещё как? ( конечно, передаётся. Лирический герой замечает, что «его» старушка приумолкла у окна, и начинает волноваться, пытаясь понять причину этого: толи няня устала слушать завывание бури, то ли задремала под звуки веретена. Лирический герой пытается покончить с этим тягостным молчанием, дремотой, чувством заброшенности. Сначала он предлагает няне выпить  для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства.)

  1. Чтение третьей строфы.

-Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню и -абыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.

-Что поэт просит няню спеть?

-Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны. «За морем синица не пышно жила, не пышно жила, пиво варивала», и «По улице мостовой, по широкой столбовой, шла девица за водой, за ней парень молодой».

-Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен? (Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня).

. Казалось, все предсказывает победу бури, победу зла. Но перечитаем третью строфу. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? О чем он просит няню? /спеть народную песню

-Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.

- Можно ли сказать, что он хорошо помнит своё общение с няней в детстве? что благодарен ей? ( первый вопрос для не очень сильных детей. Они должны найти строчку» ..добрая подружка» и строчки, где он просит спеть конкретную песню: всё это подтверждение того, что он хорошо помнит своё общение с няней в детстве. О том, что герой благодарен няне, говорит доверительная интонация и нежное обращение к няне» моя старушка» , « мой друг», « добрая подружка»)

  1. Чтение четвертой строфы.

-Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? ( Повторяются строчки)

-Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал? (Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства).

-Как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Спокойным, напевным, с чувством грусти)

8.Работа над логическими ударениями:

- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно

- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.

4. Работа над выразительным чтением стихотворения

– Много раз звучало это стихотворение в исполнении выдающихся артистов. Одни читали его с безудержной радостью, другие – печально и грустно. Как вы думаете, чего же всё-таки больше в этом стихотворении: радости или печали?
Давайте вместе прочитаем удивительные пушкинские строки. Каждый из вас по очереди прочтёт по одной строке, пытаясь передать свои чувства.

5.Слушание романса «Зимний вечер»

-Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс.

У. Что же такое романс7

Рома́нс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением[1]

(Звучит запись романса)

- Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

-Совпали ваши чувства, которые у вас возникли при чтении стихотворения с теми чувствами , когда вы услышали романс?

6. Прослушивание музыки А. Вивальди

Родная природа вдохновляла не только поэтов, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня не можем не вспомнить выдающегося итальянского композитора Вивальди, автора музыкального цикла «Времена года».
-Послушайте музыку Вивальди «Зима».
-Какие картины природы вы представили, слушая музыку?
-Какие строки из стихотворений можно подобрать к прослушанной музыке?
7. Итог урока.

Г .Белинский так писал о поэзии Пушкина: « Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно – идеального; она вся  проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

8. Дифференцированное домашнее задание.

1. Выучить отрывок из стихотворения  наизусть.

2. Нарисовать рисунок к стихотворению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор".  В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...

Интегрированный урок литературного чтения, 4 класс

В данном конспекте урока можно увидеть, как можно  интегровать  сразу три предмета: литературное чтение, английский язык, немецкий язык...