Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

В данном учебном материале представлена рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogr_litchten4kl10_11uchgod.docx67.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГЕЛИОС» г. ДАЛЬНЕГОРСК

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУСОШ «Гелиос»

_____________И.В. Воронина

«___»_______________2010 г.

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении учителей  начальных классов

протокол №____

от «___»______________2010 г.

Руководитель МО

___________Л.В. Павловская

                                                                                                                   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Ю.Н. Москаленко

«___»___________________2010 г.

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 КЛАСС

2010 – 2011 учебный год

Разработчик: Кислова Снежана Сергеевна,

учитель начальных классов

2010 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г.  N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №  1312 и примерной образовательной программы  для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова

 Вид реализуемой рабочей программы:  основная общеобразовательная

 Цели предмета:

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

 Задачи предмета.

 1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

 2. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление.

 3. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление.

4.  Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.

5. Формировать потребность в постоянном чтении книг: развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

6. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

7. Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.

8. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.

9. Создавать условия  для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

ся Межпредметные связи. 

 Содержание курса  литературного чтения позволяет осуществлять его связь с:

-  русским языком;

- окружающим миром;

- изобразительным искусством;

- музыкой.

Принципы отбора учебного материала:

- учет возрастных особенностей;

- органическое сочетание обучения и воспитания;

- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;

- художественно-эстетического и литературоведческого;

- практическая направленность преподавания.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащих

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен:

знать/понимать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

- читать осознанно текст художественного произведения "про себя" (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объем не более 1,5 стр.);

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Сетка часов.

102 часа из расчета 3 часа в неделю

№ п/п

Раздел (тема)

Количество часов

1

Былины. Летописи. Жития.

6

2

Из русской классической литературы.

20

3

Поэтическая тетрадь.

12

4

Сказки русских писателей.

12

5

Делу время — потехе час.

7

6

Страна далекого детства.

8

7

Поэтическая тетрадь.

6

8

Природа и мы.

9

9

Поэтическая тетрадь.

5

10

Родина.

5

11

Страна «Фантазия».

5

12

Зарубежная литература.

7

ИТОГО

102 ч

Содержание учебного предмета

Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер жание произведений.

Былины. Летописи. Жития (6 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

термины: былина, летопись, житиё и их смысловые значения.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного пересказа;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Из русской классической литературы (20 ч).

 П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений боль ших фольклорных жанров, а также литературных произведе ний писателей-классиков;

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

находить в тексте выразительные средства языка;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Поэтическая тетрадь (12 ч.).

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Сказки русских писателей (12 ч.).

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

знать не менее 6 - 7 народных сказок, уметь их переска зывать.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Делу время — потехе час (7 ч.).

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Страна далекого детства (8 ч.).

 Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Поэтическая тетрадь (6 ч.).

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Природа и мы (9 ч.).

 Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

правила составления краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

порядок составления плана к прочитанному (полного, краткого, кар тинного).

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Поэтическая тетрадь (5 ч.).

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;  С. А. Клычков. «Весна в лесу»;  Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»;  С. А. Есенин. «Лебедушка»

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте чественной и зарубежной литературы. Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Родина (5 ч.).

И. С.  Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Страна «Фантазия» (5 ч.).

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Зарубежная литература (7 ч).

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

названия, темы и сюжеты 2 - 3 литературных произведе ний зарубежных писателей.

Обучающиеся должны уметь:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Календарно – тематическое планирование.

№ по теме

Дата

Тема

Цель

Формы контроля

Терминология, понятия

Былины. Летописи, Жития. (6 ч.)

1

1

О былинах.

 Развитие литературно - художественные умений.

Устный опрос.

Былина.

2

2

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Формирование умение находить признаки художественности  в предложенном тексте.

Фронтальный опрос.

Варяги

Славяне

Кривичи

Перун

3

3

«И вспомнил Олег коня своего»

Формирование умение находить признаки художественности  в предложенном тексте.

Индивидуальный опрос.

Волхвы

Кудесник

Лета

4

4

Летописи. Жития.

Расширение круга чтения, актуализация ранее изученного, представление о жанре.

Фронтальный опрос.

Летопись

Жития

5

5

«Ильины три поездочки»

Расширение круга чтения, подготовка к изучению раздела, актуализация представлений о жанре.

Индивидуальный опрос.

Дозор

Сказитель

Колчан

Сажень

6

6

«Житие Сергия Радонежского»

Обучение умению чувствовать и понимать образный язык былинного сказа.

Индивидуальный опрос.

Зачин

Развитие

Исход

Из русской классической литературы (20 ч.).

7

1

П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

Обеспечение целостного восприятия и понимание текста.

Индивидуальный опрос.

Литературная сказка

Малахай

Вершок

8

2

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

Развитие литературно- художественных умений.

Составление плана.

Аршин

Яхонт

9

3

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

Обеспечение понимания идеи произведения.

Пересказ по плану.

Присказка

10

4

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

Обеспечение понимания идеи произведения.

Чтение по ролям.

Метафора

Рифма

11

5

А.С. Пушкин «Няне».

Обогащение чувственного опыта, формирование навыка чтения.

Индивидуальный опрос.

Светлица

12

6

А.С. Пушкин «Туча».

Формирование знаний о выразительном чтении, проникновение в эмоциональный мир поэта.

Индивидуальный опрос.

Лазурь

13

7

А.С. Пушкин «Унылая пора!..»

Формирование знаний о выразительном чтении, проникновение в эмоциональный мир поэта.

Индивидуальный опрос.

Очи

14

8

А.С. Пушкин «Птичка Божия не знает…»

Формирование умения различать и называть переживания, возникшие при чтении произведения.

Индивидуальный опрос.

Багрец

Сени

Мгла

15

9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Обучение учащихся при чтении художественного произведения, следить за ходом повествования и различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Индивидуальный опрос.

Литературная сказка

16

10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Обучение пользованию выборочным чтением для подтверждения

своих суждений.

Фронтальный опрос.

Эпитет

17

11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Формирование навыка выразительного чтения.

Фронтальный опрос.

Сюжет

Молва

18

12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Формирование навыка выразительного чтения.

Индивидуальный опрос.

Пересказ

19

13

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок)

Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста.

Индивидуальный опрос.

Дарьял

Валун

20

14

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Расширение круга чтения.

Индивидуальный опрос.

Литературная сказка.

21

15

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста.

Индивидуальный опрос.

Намаз.

22

16

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Индивидуальный опрос.

Роковой час.

23

17

А.П. Чехов «Мальчики»

Обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле

Фронтальный опрос.

Рассказ.

24

18

А.П. Чехов «Мальчики»

Обогащение чувственного опыта, реального представления об окружающем мире и природе.

Индивидуальный опрос.

Рассказ-этюд.

25

19

А.П. Чехов «Мальчики»

Формирование эстетического отношения к жизни.

Индивидуальный опрос.

Повествование

26

20

Обобщающий урок по теме: «Из русской классической литературы».

Формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление.

Фронтальный опрос.

Рассказ, рассказ-этюд, повествование.

Поэтическая тетрадь (12 ч.).

27

1

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»

Формирование эстетического отношения к искусству слова.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты

28

2

Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

Закрепление знаний об эпитете, как образном средстве языка.

Индивидуальный опрос.

Архаизмы.

29

3

А. А. Фет «Весенний дождь»

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Индивидуальный опрос.

Строфа.

30

4

А. А. Фет «Бабочка»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Индивидуальный опрос.

Перекрестная рифмовка.

31

5

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Индивидуальный опрос.

Лазурь. Ветхий. Гимн.

32

6

Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…»

Развитие поэтического слуха, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности

Индивидуальный опрос.

Эпитеты.

33

7

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Развитие творческого воображения.

Индивидуальный опрос.

Олицетворение

34

8

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Развитие и обогащение речи.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты.

35

9

Н.А. Некрасов «Школьник»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Пополнение словарного запаса.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты.

36

10

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Пополнение словарного запаса.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты.

37

11

И. А. Бунин «Листопад»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Индивидуальный опрос.

Терем. Лазурь. Лиловый.

38

12

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова

Фронтальный опрос.

Эпитеты.

Сказки русских писателей (12 ч.).

39

1

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Чтение и осмысление текста научно-познавательной сказки; дать представление о жанре.

Фронтальный опрос.

Научно-познавательная сказка.

40

2

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Формирование навыка составления плана произведения.

Фронтальный опрос.

Научно-познавательная сказка.

41

3

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Обеспечение достаточно глубокого понимания содержания произведений различного уровня сложности.

Фронтальный опрос.

Надзиратель. Шатер. Бахрома. Механики.

42

4

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Развитие умения вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа, выражения мысли и переживаний персонажа.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты.

43

5

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.

Индивидуальный опрос.

Символизм.

44

6

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Фронтальный опрос.

Авторская сказка.

45

7

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся.

Фронтальный опрос.

Архаизмы.

46

8

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Формирование навыка составления плана произведения.

Индивидуальный опрос.

Мораль

47

9

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Обеспечение глубокого понимания текста

Фронтальный опрос.

План пересказа

48

10

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Обеспечение глубокого понимания текста, выявление особенностей речи героев сказа.

Фронтальный опрос.

План пересказа

49

11

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты.

50

12

Обобщающий урок по теме: «Сказки русских писателей».

Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

Фронтальный опрос.

Авторская сказка.

Делу время – потехе час. (7 ч.)

51

1

Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Обеспечение целостного восприятия и понимание  текста.

Фронтальный опрос.

Ходики

Маятник

Ситный

52

2

Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Обеспечение глубокого понимания смысла текста

Индивидуальный опрос.

Пословица

53

3

Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Формирование навыка составления плана произведения.

Индивидуальный опрос.

Главная мысль.

54

4

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

Обогащение нравственного опыта школьников.

Индивидуальный опрос.

Эпизод

55

5

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Формирование умения правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа

Фронтальный опрос.

Сюжет.

56

6

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Обеспечение целостного восприятия и понимание  текста.

Фронтальный опрос.

Ирония

Сравнение

57

7

 Обобщающий урок по теме: «Делу время – потехе час».

Совершенствование всех видов речевой деятельности

Фронтальный опрос.

Сказка     Литературная сказка Олицетворение.

Страна далекого детства (8 ч.).

58

1

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

 Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее.

Фронтальный опрос.

Корма

Сени

Уловка

59

2

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Воспитание интереса к чтению и книге.

Индивидуальный опрос.

Цитата.

60

3

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Развитие  литературно- художественных умений.

Фронтальный опрос.

Иллюстрация

Части текста.

61

4

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее

Индивидуальный опрос.

Олицетворение

62

5

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Индивидуальный опрос.

Симфоническая музыка.

Эпиграф.

63

6

М. М. Зощенко «Ёлка»

 Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее.

Фронтальный опрос.

Пастилка Фарфор

Событие

64

7

М. М. Зощенко «Ёлка»

Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее

Фронтальный опрос.

Рассказ

65

8

Обобщающий урок по теме: «Страна далёкого детства».

Совершенствование всех видов речевой деятельности

Фронтальный опрос.

Рассказ

Эпиграф.

Поэтическая тетрадь (6 ч.).

66

1

В. Я. Брюсов «Опять сон»

Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста.

Индивидуальный опрос.

Зачин

67

2

В. Я. Брюсов «Детская»

Развитие творческого воображения.

Индивидуальный опрос.

Заглавие

68

3

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста.

Индивидуальный опрос.

Гурьба

Салазки

Сюжет

69

4

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Индивидуальный опрос.

Сравнение

70

5

М. И. Цветаева «Наши царства»

Развитие поэтического слуха, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности

Индивидуальный опрос.

Ритм

Строфа

71

6

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова

Индивидуальный опрос.

Ритмический рисунок

Природа и мы (9 ч).

72

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Формирование умения понимать и осмысливать текст, выделять законченные части.

Индивидуальный опрос.

Протока

Заводь

73

2

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Обеспечение целостного восприятия текста.

Фронтальный опрос.

Идея произведения.

74

3

М. Пришвин «Выскочка»

Формирование умений ориентироваться в тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Фронтальный опрос.

Описание

Экспозиция

Эпизод

Сравнения

75

4

Е. И. Чарушин «Кабан»

Обеспечение целостного восприятия и понимание  текста.

Индивидуальный опрос.

Словесный портрет.

76

5

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе.

Фронтальный опрос.

Жанр произведения.

Литературная сказка.

77

6

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Обеспечение целостного восприятия и понимание  текста.

Индивидуальный опрос.

План текста.

Части произведения.

78

7

К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

Развитие литературно- художественных умений.

Фронтальный опрос.

План текста.

Части произведения.

79

8

К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

Формирование умения правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа

Фронтальный опрос.

Картуз

Губернатор

Рысью

Обух

80

9

Обобщающий урок по теме: «Природа и мы».

Совершенствование всех видов речевой деятельности

Фронтальный опрос.

Текст.

Рассказ

Поэтическая тетрадь (5 ч.)

81

1

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического  текста.

Индивидуальный опрос.

Лик

Чертог

Просека

82

2

С. А. Клычков «Весна в лесу»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического  текста.

Индивидуальный опрос.

Эпизод.

83

3

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Индивидуальный опрос.

Строфа

84

4

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

Развитие поэтического слуха, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности

Индивидуальный опрос.

Рифма

85

5

С. А. Есенин «Лебёдушка»

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова

Индивидуальный опрос.

Багровые

Ватага

Лазоревый

Дозорила

Доблестный

Родина (5 ч.)

86

1

И. С. Никитин «Русь»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Пополнение словарного запаса.

Индивидуальный опрос.

Синонимы

87

2

С. Д. Дрожжин «Родине»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического  текста.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты

88

3

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического  текста.

Индивидуальный опрос.

Эпитеты

89

4

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Индивидуальный опрос.

Эмоциональный настрой.

90

5

Обобщающий урок по теме: «Родина».

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова

Индивидуальный опрос.

Эпитеты

Страна «Фантазия» (5 ч.)

91

1

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.

Фронтальный опрос.

Научно-познавательная сказка.

92

2

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Формирование умений достаточно глубоко понимать содержание произведений различного уровня сложности.

Индивидуальный опрос.

Научно-познавательная сказка.

93

3

К. Булычев «Путешествие Алисы»

Формирование навыка пользования при чтении справочными источниками.

Фронтальный опрос.

Научно-познавательная сказка.

94

4

К. Булычев «Путешествие Алисы»

Формирование умений достаточно глубоко понимать содержание произведений различного уровня сложности.

Индивидуальный опрос.

Научно-познавательная сказка.

95

5

Обобщающий урок по теме: «Страна «Фантазия».

Формирование потребности в постоянном чтении книг: развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства

Фронтальный опрос.

Жанр произведения.

Литературная сказка.

Зарубежная литература (7 ч.).

96

1

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Формирование умения вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа, выражения мыслей.

Фронтальный опрос.

Жанр произведения.

Литературная сказка.

97

2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Формирование умения правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа

Индивидуальный опрос.

Лилипут

Паж

Эпизод

Иллюстрация

98

3

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Формирование умения отличать в описываемых поступках побуждения, мотивы поведения действующих лиц, их отношение, эмоциональное состояние.

Индивидуальный опрос.

Жанр произведения.

Литературная сказка.

99

4

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Формирование умения характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Фронтальный опрос.

Повествование

100

5

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Развитие литературно- художественных умений.

Фронтальный опрос.

Эпизод

101

6

С. Лагерлёф «Святая ночь»

Обеспечение целостного восприятия и понимание  текста.

Фронтальный опрос.

Молитва

Стихи псалма

102

7

С. Лагерлёф «В Назарете»

Обеспечение целостного восприятия и понимание  текста.

Индивидуальный опрос.

Цитата. Главная мысль

Обеспеченность  материально-техническими и информационно-техническими ресурсами:

Проектор, таблицы, картины и репродукции русских художников

УМК и методические пособия:

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.

Организация    текущего    и    промежуточного    контроля    знаний

Контроль осуществляется через индивидуальный и фронтальный опросы, самостоятельные работы, тесты, замеры техники чтения.

Список учебной литературы

Для учителя

Для учащихся

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....