Урок чтения в 3 классе
план-конспект по чтению по теме

Баузер Алла Владимировна

На уроке чтения идёт отработка навыка чтения,расширяется представление учащихся о добре, зле и милосердии в отношениях между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_v_3_klasse.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 3 классе. Тема. Л. Толстой сказка «Два брата»»

басня «Белка и волк».

Цель:     познакомить     и    расширить    знания     учащихся     с     разножанровыми произведениями (басней и сказкой) Л. Толстого для детей и их особенностями. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность, правильность,   беглость   и   выразительность   чтения   учащихся   с   учётом   уровня обученности учащихся.

Расширять    круг    чтения    учащихся    путём    знакомства    с    художественными произведениями: сказкой и басней.

Развивать логическую связную речь, внимание, мышление учащихся.

Формировать нравственные представления о добре, зле, милосердии, о толерантных взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.А. Ефросинина, тетрадь «Литературное        чтение», портрет Л. Толстого, оформленная доска.

Литература: Методическое  пособие    «Литературное чтение  в 3  классе»,    М. «Вентана-граф», 2004   с. 156.   Львов М.Р., Горецкий В.Г.   Методика   преподавания русского   языка в начальных классах. М.: Академия. 2000~с. 148-176.

ХОД УРОКА  

I Орг. часть.

II Речевая разминка:

1.        Артикуляционная гимнастика.

Цель:   Развитие   гибкости   и   подвижности   языка,   губ,   нижней   челюсти   для правильного, ясного и чистого произношения звуков.

а)        упражнение «Колечко» (5 раз)

Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.

б)        упражнение «Жало» (3-5 раз)

Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.

в)        упражнение «Хоботок» (5 раз)

Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.

2.        Упражнение на развитие поля чтения.

Цель: Развитие зрительного восприятия, беглости чтения, расширение поля чтения.

Таблица Шульте.

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

Памятка:   1)   Как   можно   быстрее   назови   все   числа   по   порядку,   указывая карандашом.

2) Старайся запомнить расположение сразу двух следующих друг за другом чисел.


3. Интонационное упражнение.

Цель: Работать над качеством голоса: гибкостью, силой, высотой, скоростью

чтения, определение тона чтения.

Белка с ветки в свой домишко /        спокойно

Перетаскивала шишку. //

Белка шишку уронила, /        взволнованно и быстро

Прямо в Мишку угодила. //

Застонал,/ заохал Мишка - /        медленно и грустно

На носу вскочила шишка. //        

III. Мобилизующий этап:

1.        Литературная викторина.

Цель: Вспомнить ранее изученные произведения Л. Толстого. Расширить знания учащихся о писателе, его творчестве.

Методические указания: учащиеся высокого уровня обученности читают отрывки

из   ранее    изученных    произведений,   а   остальные   ребята угадывают фамилию автора, название произведения, жанр.

а)        Народ у неё спрашивает: «Какая же твоя мама?»

А девочка сквозь слёзы говорит: «Моя мама та, что лучше всех».

б)        Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он
велел принести веник и говорит: «Сломайте»

в)        Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла к матери: «Ну, матушка, я
двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».

  1. Из каких произведений эти отрывки?
  2. Кто их автор? Что вы о нём знаете?

Обобщение: Л.Н. толстой писал повести, рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи и поместил их в учебные книги «Азбука» (1872г.), «Новая азбука» (1875г.), «Русская книга для чтения» (1875г.), в которых раскрыл перед крестьянскими детьми многообразие жизни, создал живые характеры людей, воссоздал картины русской природы. Произведения Льва Николаевича развивают наблюдательность, смекалку, расширяют кругозор детей. Язык его детских рассказов по-настоящему народен, прост, изобразителен.

Текст записан на доске: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою

страну, нельзя считать себя культурным человеком».

М. Горький.

Чтение и объяснение смысла высказывания.

2.        Чтение вслух вводной статьи «Л.Н. толстой» в учебнике.

-        Что нового узнали о писателе?

3.        Знакомство с выставкой книг Л. Толстого.
метод: - чтение-рассматривание

  1. Какая книга лишняя? Почему?
  2. Что объединяет остальные книги? IV Новый материал:

1. Постановка учащимися учебных задач урока:

  1. Познакомиться с особенностями новых жанров Л. Толстого (со сказкой и басней)
  2. Научиться анализировать эти произведения
  3. Совершенствовать навыки чтения.

2.Первичный синтез:


Чтение и анализ сказки «Два брата»

Цель: Дать целостное представление о содержании сказки.

Методические указания: выразительное чтение сказки цепочкой подготовленными

учащимися.

  1. К какому жанру относится это произведение?
  2. Кто главные герои?

3.        Проверка восприятия сказки.

Цель: Проверить эмоциональное восприятие сказки. Выполнение заданий после текста.

  1. К какому жанру относится это произведение?
  2. Что такое сказка?

Сказка - это устный рассказ о чём то необычном, невероятном, фантастическом.

  1. Понравилась ли сказка?
  2. Чем понравилась?
  3. Есть ли в сказке Л. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
  4. Кто главные герои?
  5. Почему ещё крепче стала любовь между братьями?

4.        Вторичное чтение сказки.
Работа со сказкой по уровням:

  1. уровень: самостоятельное чтение сказки. Отметить в ней народные слова и выражения и объяснить их. (Учащиеся обращаются к толковому словарю в случае затруднений.) Составление вопросов товарищам.
  2. уровень: самостоятельное чтение сказки.

В тетради помещена часть сказки с пропущенными словами. Вписать по памяти недостающие слова:

В одном селе жили два брата,        ,        . У старшего брата детей не было; у

младшего было        детей. Жили братья так        , что        было на них

смотреть.

-        О чём ведёт серьёзный разговор писатель с читателем?

III        уровень: чтение сказки цепочкой вслух и отработка навыков чтения. Упражнение
на антиципацию.

Цель: совершенствовать правильность и беглость чтения

а)        Задумал и ...
зёрна не ...
прожили они ...
подивились, но ...

б)        Чтение предложения по номерам слов:

351687        2        10        4           9

так, что, жили, любо, на, было, братья, смотреть, дружно, них.

-        Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

в)        Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте,
подчеркни их.

Пахали, хлеб сеяли, четверо детей, водный, поспел, играли, зёрна, семья, поровну, молодые, на помощь.

5.        Проверка самостоятельной работы.

Чтение сказки вслух, деление на части, составление плана,

 а) - О чём говорится в начале сказки?

 - Как жили братья? Зачитайте.

- Как озаглавить эту часть  ( Дружба. Дружная жизнь братьев)


  1. Что произошло однажды осенью?
  2. Как это характеризует братьев?
  3. Как озаглавить эту часть? (Взаимопомощь братьев. Забота братьев друг о друге).
  4. Чем заканчивается сказка?
  5. Как озаглавим третью часть? (Любовь между братьями стала ещё крепче. Счастливая жизнь братьев).

б) сравнение плана на доске с планом в тетради. На доске:  1. Дружба.

  1. Взаимопомощь братьев.
  1. Любовь между братьями стала ещё крепче. В тетради: 1. Дружная жизнь братьев.

  1. Забота братьев друг о друге.
  2. Помощь сестре.
  3. Счастливая жизнь братьев.

-        Какая ошибка есть в плане и где она?

  1. Отчёт по самостоятельной работе по уровням.
  2. Обобщающая беседа:

-        Почему ещё дружнее стали жить братья?

Забота братьев друг о друге и членах их семей, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, любовь сделали их счастливыми. Методические указания: учащиеся читают пословицы и доказывают соответствие их идейному содержанию сказки.

На доске пословицы: Дружба и братство дороже богатства.

Старый друг лучше новых двух. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

а)        чтение и выяснение смысла пословиц;

б)        запись подходящей к сказке пословицы в тетрадь.
V Чтение учителем басни «Белка и волк»

1.        Подготовка к восприятию басни.

Цель: Дать целостное представление о содержании басни. Беседа:

-        Что такое басня?

Басня - это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

  1. Каких баснописцев вы знаете? И. Крылов, С. Михалков, Эзоп.
  2. Какие басни читали? Кто их автор?

  1. Первичное восприятие басни: Чтение басни учителем.
  2. Проверка восприятия:

  1. Понравилась ли басня?
  2. Кто в ней понравился?

4.        Самостоятельное чтение басни.
Методические указания:

III уровень: - Зачитать, почему Волк отпустил Белку?

 II уровень:   - Кто оказался хитрее? Почему?

                      - Разделить басню на части.

I уровень: Кто из героев произносит мораль басни? Зачитайте.


           Подготовиться к чтению по ролям.

  1. Групповой и индивидуальный отчёт по заданиям.
  2. Чтение басни по ролям.

Методические указания: в ходе чтения басни отрабатывается выразительность чтения

- Каким тоном будете читать слова Белки и Волка? Формулировка исполнительских задач.

Методические указания: использование памятки:

а)        Представь себе то, о чём читаешь, подумай, какое чувство можешь передать
при чтении.

б)        Читай чётко слова и окончания.

в)        Выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

г)        Выбери речевые средства выразительности: тон и темп, выдели паузы,
ударения.

  1. Анализ исполнения.
  2. Самостоятельная работа в тетради. Методические указания: ответы на вопросы в тетради. Доказывай, перечитывая текст в учебнике.

-        Как автор рисует персонажей басни? Запиши.

-        Подчеркни   разным   цветом   слова,   которые   говорят   о   хорошем
человеке и о плохом.

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе Злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

9.        Проверка работы в тетради. Самоанализ.
10.Сравнение и сопоставление сказки и басни.

Методические указания: учитель учит составлять тексты - рассуждения.

  1. Что общего между сказкой и басней?
  2. Чем они отличаются друг от друга?

Сказки бывают литературные и авторские, а басни только авторские. В баснях содержится скрытый смысл и высмеиваются недостатки людей. Они всегда поучают и содержат мораль. Сказки наполнены фантастическим содержанием. У каждого народа свои сказки, которые передаются от старших к младшим, из поколения в поколение.

VI        .Итог урока

1.        Беседа:

  1. С какими жанрами познакомились на уроке?
  2. Кому показались задания трудными?
  3. Что в них трудного было?
  4. Справились ли мы с задачами урока?
  5. Что вы хотели узнать на следующем уроке?

2.        Выставление отметок с комментированием.

VII.        Домашнее задание по уровням, по желанию с учётом уровня обученности:

I        уровень: пересказ сказки с творческим заданием.

II        уровень: выполнить задания в тетради к сказке «Два брата»;

пересказ сказки по плану и нахождение присказки.

III        уровень: выразительное чтение басни, заучивание наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.

Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или  к 8 марта....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.

Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...