Урок чтения в 3 классе
план-конспект по чтению по теме
На уроке чтения идёт отработка навыка чтения,расширяется представление учащихся о добре, зле и милосердии в отношениях между людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_v_3_klasse.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение в 3 классе. Тема. Л. Толстой сказка «Два брата»»
басня «Белка и волк».
Цель: познакомить и расширить знания учащихся с разножанровыми произведениями (басней и сказкой) Л. Толстого для детей и их особенностями. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность, правильность, беглость и выразительность чтения учащихся с учётом уровня обученности учащихся.
Расширять круг чтения учащихся путём знакомства с художественными произведениями: сказкой и басней.
Развивать логическую связную речь, внимание, мышление учащихся.
Формировать нравственные представления о добре, зле, милосердии, о толерантных взаимоотношениях между людьми.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», портрет Л. Толстого, оформленная доска.
Литература: Методическое пособие «Литературное чтение в 3 классе», М. «Вентана-граф», 2004 с. 156. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия. 2000~с. 148-176.
ХОД УРОКА
I Орг. часть.
II Речевая разминка:
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель: Развитие гибкости и подвижности языка, губ, нижней челюсти для правильного, ясного и чистого произношения звуков.
а) упражнение «Колечко» (5 раз)
Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.
б) упражнение «Жало» (3-5 раз)
Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.
в) упражнение «Хоботок» (5 раз)
Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.
2. Упражнение на развитие поля чтения.
Цель: Развитие зрительного восприятия, беглости чтения, расширение поля чтения.
Таблица Шульте.
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Памятка: 1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая карандашом.
2) Старайся запомнить расположение сразу двух следующих друг за другом чисел.
3. Интонационное упражнение.
Цель: Работать над качеством голоса: гибкостью, силой, высотой, скоростью
чтения, определение тона чтения.
Белка с ветки в свой домишко / спокойно
Перетаскивала шишку. //
Белка шишку уронила, / взволнованно и быстро
Прямо в Мишку угодила. //
Застонал,/ заохал Мишка - / медленно и грустно
На носу вскочила шишка. //
III. Мобилизующий этап:
1. Литературная викторина.
Цель: Вспомнить ранее изученные произведения Л. Толстого. Расширить знания учащихся о писателе, его творчестве.
Методические указания: учащиеся высокого уровня обученности читают отрывки
из ранее изученных произведений, а остальные ребята угадывают фамилию автора, название произведения, жанр.
а) Народ у неё спрашивает: «Какая же твоя мама?»
А девочка сквозь слёзы говорит: «Моя мама та, что лучше всех».
б) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он
велел принести веник и говорит: «Сломайте»
в) Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла к матери: «Ну, матушка, я
двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
- Из каких произведений эти отрывки?
- Кто их автор? Что вы о нём знаете?
Обобщение: Л.Н. толстой писал повести, рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи и поместил их в учебные книги «Азбука» (1872г.), «Новая азбука» (1875г.), «Русская книга для чтения» (1875г.), в которых раскрыл перед крестьянскими детьми многообразие жизни, создал живые характеры людей, воссоздал картины русской природы. Произведения Льва Николаевича развивают наблюдательность, смекалку, расширяют кругозор детей. Язык его детских рассказов по-настоящему народен, прост, изобразителен.
Текст записан на доске: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою
страну, нельзя считать себя культурным человеком».
М. Горький.
Чтение и объяснение смысла высказывания.
2. Чтение вслух вводной статьи «Л.Н. толстой» в учебнике.
- Что нового узнали о писателе?
3. Знакомство с выставкой книг Л. Толстого.
метод: - чтение-рассматривание
- Какая книга лишняя? Почему?
- Что объединяет остальные книги? IV Новый материал:
1. Постановка учащимися учебных задач урока:
- Познакомиться с особенностями новых жанров Л. Толстого (со сказкой и басней)
- Научиться анализировать эти произведения
- Совершенствовать навыки чтения.
2.Первичный синтез:
Чтение и анализ сказки «Два брата»
Цель: Дать целостное представление о содержании сказки.
Методические указания: выразительное чтение сказки цепочкой подготовленными
учащимися.
- К какому жанру относится это произведение?
- Кто главные герои?
3. Проверка восприятия сказки.
Цель: Проверить эмоциональное восприятие сказки. Выполнение заданий после текста.
- К какому жанру относится это произведение?
- Что такое сказка?
Сказка - это устный рассказ о чём то необычном, невероятном, фантастическом.
- Понравилась ли сказка?
- Чем понравилась?
- Есть ли в сказке Л. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
- Кто главные герои?
- Почему ещё крепче стала любовь между братьями?
4. Вторичное чтение сказки.
Работа со сказкой по уровням:
- уровень: самостоятельное чтение сказки. Отметить в ней народные слова и выражения и объяснить их. (Учащиеся обращаются к толковому словарю в случае затруднений.) Составление вопросов товарищам.
- уровень: самостоятельное чтение сказки.
В тетради помещена часть сказки с пропущенными словами. Вписать по памяти недостающие слова:
В одном селе жили два брата, , . У старшего брата детей не было; у
младшего было детей. Жили братья так , что было на них
смотреть.
- О чём ведёт серьёзный разговор писатель с читателем?
III уровень: чтение сказки цепочкой вслух и отработка навыков чтения. Упражнение
на антиципацию.
Цель: совершенствовать правильность и беглость чтения
а) Задумал и ...
зёрна не ...
прожили они ...
подивились, но ...
б) Чтение предложения по номерам слов:
351687 2 10 4 9
так, что, жили, любо, на, было, братья, смотреть, дружно, них.
- Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.
в) Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте,
подчеркни их.
Пахали, хлеб сеяли, четверо детей, водный, поспел, играли, зёрна, семья, поровну, молодые, на помощь.
5. Проверка самостоятельной работы.
Чтение сказки вслух, деление на части, составление плана,
а) - О чём говорится в начале сказки?
- Как жили братья? Зачитайте.
- Как озаглавить эту часть ( Дружба. Дружная жизнь братьев)
- Что произошло однажды осенью?
- Как это характеризует братьев?
- Как озаглавить эту часть? (Взаимопомощь братьев. Забота братьев друг о друге).
- Чем заканчивается сказка?
- Как озаглавим третью часть? (Любовь между братьями стала ещё крепче. Счастливая жизнь братьев).
б) сравнение плана на доске с планом в тетради. На доске: 1. Дружба.
- Взаимопомощь братьев.
- Любовь между братьями стала ещё крепче. В тетради: 1. Дружная жизнь братьев.
- Забота братьев друг о друге.
- Помощь сестре.
- Счастливая жизнь братьев.
- Какая ошибка есть в плане и где она?
- Отчёт по самостоятельной работе по уровням.
- Обобщающая беседа:
- Почему ещё дружнее стали жить братья?
Забота братьев друг о друге и членах их семей, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, любовь сделали их счастливыми. Методические указания: учащиеся читают пословицы и доказывают соответствие их идейному содержанию сказки.
На доске пословицы: Дружба и братство дороже богатства.
Старый друг лучше новых двух. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
а) чтение и выяснение смысла пословиц;
б) запись подходящей к сказке пословицы в тетрадь.
V Чтение учителем басни «Белка и волк»
1. Подготовка к восприятию басни.
Цель: Дать целостное представление о содержании басни. Беседа:
- Что такое басня?
Басня - это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.
- Каких баснописцев вы знаете? И. Крылов, С. Михалков, Эзоп.
- Какие басни читали? Кто их автор?
- Первичное восприятие басни: Чтение басни учителем.
- Проверка восприятия:
- Понравилась ли басня?
- Кто в ней понравился?
4. Самостоятельное чтение басни.
Методические указания:
III уровень: - Зачитать, почему Волк отпустил Белку?
II уровень: - Кто оказался хитрее? Почему?
- Разделить басню на части.
I уровень: Кто из героев произносит мораль басни? Зачитайте.
Подготовиться к чтению по ролям.
- Групповой и индивидуальный отчёт по заданиям.
- Чтение басни по ролям.
Методические указания: в ходе чтения басни отрабатывается выразительность чтения
- Каким тоном будете читать слова Белки и Волка? Формулировка исполнительских задач.
Методические указания: использование памятки:
а) Представь себе то, о чём читаешь, подумай, какое чувство можешь передать
при чтении.
б) Читай чётко слова и окончания.
в) Выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
г) Выбери речевые средства выразительности: тон и темп, выдели паузы,
ударения.
- Анализ исполнения.
- Самостоятельная работа в тетради. Методические указания: ответы на вопросы в тетради. Доказывай, перечитывая текст в учебнике.
- Как автор рисует персонажей басни? Запиши.
- Подчеркни разным цветом слова, которые говорят о хорошем
человеке и о плохом.
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе Злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
9. Проверка работы в тетради. Самоанализ.
10.Сравнение и сопоставление сказки и басни.
Методические указания: учитель учит составлять тексты - рассуждения.
- Что общего между сказкой и басней?
- Чем они отличаются друг от друга?
Сказки бывают литературные и авторские, а басни только авторские. В баснях содержится скрытый смысл и высмеиваются недостатки людей. Они всегда поучают и содержат мораль. Сказки наполнены фантастическим содержанием. У каждого народа свои сказки, которые передаются от старших к младшим, из поколения в поколение.
VI .Итог урока
1. Беседа:
- С какими жанрами познакомились на уроке?
- Кому показались задания трудными?
- Что в них трудного было?
- Справились ли мы с задачами урока?
- Что вы хотели узнать на следующем уроке?
2. Выставление отметок с комментированием.
VII. Домашнее задание по уровням, по желанию с учётом уровня обученности:
I уровень: пересказ сказки с творческим заданием.
II уровень: выполнить задания в тетради к сказке «Два брата»;
пересказ сказки по плану и нахождение присказки.
III уровень: выразительное чтение басни, заучивание наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.
Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или к 8 марта....
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.
Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...
Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...