Главные вкладки

    Открытый урок "К.И.Чуковский"
    методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

    Шарифьянова Альфия Алисовна

    Урок обобщение по литературному чтению с элементами сказки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr.ur18m.docx32.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок.

    К.И.Чуковский

    Тип урока: урок-обобщение.

    Форма урока: урок с элементами сказки

    Формы организации познавательной деятельности:фронтальная,групповая

    Цели:  ознакомление с детским писателем К.И.Чуковским и его произведениям;

    формировать умение анализировать произведения,

    продолжить работу над формированием плавного слогового чтения; закреплять умение выразительно читать стихотворные произведения по памяти;

    выявлять в них поучительные  моменты и применять их в своей жизни;

    прививать интерес к детской литературе.

    Оборудование:

    выставка книг К.И.Чуковского, мультимедийный проектор; экран,

    учебник; (фрагмент музыки из сказки),аудиомагнитофон и аудиокассеты с произведениями К.Чуковского; иллюстрации к произведениям Чуковского, мыло, блюдце,градусник, шарик

                         

    Методы обучения :

    по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный;

    по формированию навыков чтения : объяснительного чтения и творческого

    Ход урока

     1.Организационный момент

      –Здравствуйте, ребята. Сегодня урок  мы проведем вместе с гостями. Давайте улыбнемся друг другу, улыбка друзей и их  поддержка нам всегда нужны.

       Подготовка к чтению.

    1. Упражнения на постановку дыхания:

     -Дышим ровно через нос:

    -Вдох-выдох, а

    -Вдох-выдох, и

    -Выдыхаем на гласную о.

    2.Учитель: Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок.

    /Включаю стерео систему, заиграла волшебная музыка из сказки /

    Учитель: Возьмите волшебные палочки

     Сначала мы отправимся на лошадке (работа язычком), потом на шарике (с карамелькой за щекой).

    Наш шарик лопнул (с-с-с-с). Мы очень быстро падаем, но успеваем сказать скороговорку,

    Слишком много ножек у сороконожек.

    Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

    Что такое скороговорка?

    Скороговорка – складная речь, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов трудных для произношения.

    3) Мы приземлились, но, к сожалению, в воду. Нужен мостик, чтобы выбраться. Давайте  попробуем его построить. Я буду называть вам слог, а вы будете достраивать его до слова. КО, КРО,СОРО

    Добрались мы с вами до стульчика? Нет, это буква Ч, но почему-то перевёрнутая.

    Может нужно произнести чистоговорку, чтобы она перевернулась?

    Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

    Чу-чу-чу – мы подуем на свечу.

    Оч-оч-оч – наступает быстро ночь.

    Чи-чи-чи – ночью громко не кричи.

    Нет, не перевернулась буква. Даже не знаю, что делать. Чувствую себя Федоткой

    Бедный Федотка _ сиротка.

    Плачет несчастный Федотка:

    Нет у него никого.

    Кто пожалел бы его…

    А давайте попробуем так : закройте глаза и скажите:

    КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС Откройте глаза. /Открывается доска - И Чудо-дерево//на картине/

    Учитель: Да это наше «Чудо-дерево»? Да на нем выросли ещё и листочки с о слогами. Давайте почитаем эти слоги.

    Ученик: читает названия: ТЕЛЕ…., АЙ….., МОЙ….., ТАРА….., КРО… МУ…-ЦО ..,ОТ 2.., ФЕ….

    . «Пута…»

    Учитель: - вы догадались, что они могут обозначать? Назовите их.

    Ученики: это книги «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» ,«Путаница»

    Учитель: - А кто написал эти книги?

    Ученики: Корней Иванович Чуковский.

    Посмотрите, а буква-то перевернулась

    Ребята, вы догадались, по произведениям какого писателя мы будем сегодня путешествовать?

    2. Сообщение цели и задач урока.

    Сегодня мы продолжим путешествие по произведениям нашего любимого писателя.

    Чуковский. Мы уже столько раз встречались с его произведениями. Поделитесь ребята, какие моменты из его биографии вам запомнились?(1882год,1 апреля)

    Родился К.И.Чуковский в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем  самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.

    Настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков. Когда он вырос и занялся журналистикой  , стал подписываться Корней Иванович Чуковский. Так это имя навсегда за ним и осталось.

    Ребята, посмотрим на Чудо дерево, поговорим об этих сказках.

                       У каждой этой сказки своя история.

                   

                        Так, например “Крокодил”. Это самое первое его стихотворение. – Появилась она, когда Корней

                      Иванович вёз маленького сына в ночном поезде. Мальчик болел. Он капризничал, стонал, плакал. Тогда отец, чтобы как-нибудь развлечь его, стал рассказывать ему сказку:

    (найдите строчки из этого стихотворения, зачитайте их) “ Жил да был крокодил, он по улицам ходил…”

    (Карточки, на которых написаны слова из произведений, раздаются перед уроком).

                      Ребята, а к какому произведению подойдет пословица  «Чистота – залог здоровья!»  «Чисто жить- здоровым быть»(«Мойдодыр», «Федорино горе») (зачитайте, пожалуйста)

               Чуковский услышал плач младшей дочери. Она ревела в три ручья и не желала мыться. Чуковский вышел из кабинета и тихо сказал ей: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам ”. Вот так и появился на свет “Мойдодыр

    Прочитайте пословицу: Друзья познаются в беде.

    Какое произведение Чуковского вы подберёте к этой пословице?

    Инсценирование

    Муха-цокотуха.

    Кто знает это стихотворение?

    МУХА-ЦОКОТУХА

    Муха, Муха-Цокотуха,

    Позолоченное брюхо!

    Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла.

    Пошла Муха на базар

    И купила самовар:

    "Приходите, тараканы,

    Я вас чаем угощу!"

    Тараканы прибегали,

    Все стаканы выпивали,

    А букашки -

    По три чашки

    С молоком

    И крендельком:

    Нынче Муха-Цокотуха

    Именинница!

                       

                        Ребята под деревом есть сундучок.Откроем ,посмотрим,в нём находятся вещи, их кто-то потерял. Давайте найдём их владельцев, сделаем доброе дело.

    Я буду брать предмет, а вы должны назвать её хозяина и зачитать строчку из произведения, в котором говорится о нём. Если знаете наизусть то ,пожалуйста, зачитывайте.

    Пряники

    МЫЛО (Тут и мыло подскочило)

                         БЛЮДЦЕ (А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля)

                         ГРАДУСНИК (И ставит,и ставит им градусник).

    Произведения Чуковского помогают нам и отдыхать.

     ФИЗМИНУТКА.

    Ехали медведи  (шаги на месте)

    На велосипеде.

    А за ними кот  (поворот вокруг себя)

    Задом наперёд,

    А за ним комарики  (взмахи руками вверх – вниз)

    На воздушном шарике.

    А за ними раки  (приседания на месте)

    На хромой собаке.

    Волки на кобыле. (шаги на месте,

    Львы в автомобиле. имитация вождения машины)

    Зайчики (прыжки на левой ноге)

    В трамвайчике.

    Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)

    Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)

    Пряники жуют.

    Продолжение урока.(Слайд «Путаница»)

    Что случилось? Перепуталось. Ребята, а может кто-то из вас догадался , как называется эта сказка? (С Чудо-дерева убирается книга)

    Кто зачитает строчки из этого стихотворения?

    Теперь, вы, попробуйте стать поэтами, и придумаете несколько строчек-дополнений к стихотворению К. И. Чуковского. Для этого вам нужно подобрать новые рифмы к предложенным строчкам:

    Учитель может «напеть» ритм строчек. Далее дети работают самостоятельно.

    В результате могут получиться такие строчки:

     А за ними и щенята:

    «Надоело нам рычать!

    Мы хотим, как цыплята,

    По-пи-щать!»

    Почему называется «Путаница?» Потому, что герои все перепутали. А что случилось? (рассказы учащихся)

       - Постарайтесь объяснить, почему в сказке случился пожар?

    -Что стали делать звери во время пожара? Как они его потушили?

    -Чему учит эта сказка? Вывод: чтобы не случилось беды,

    надо стремиться к порядку, жить по определённым правилам и законам.

    Зачитайте строчки ,где Чуковский предупреждает зверят.

    “Кому велено чирикать –

    Не мурлыкайте!

    Кому велено мурлыкать –

    Не чирикайте!

    Не бывать вороне коровою,

    Не летать лягушатам под облаком!”

    Но уж если всё- же случится несчастье, то побороть его можно всем вместе, дружно.

     В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучал поведение  детей и то, как они разговаривают и записал свои наблюдения в книге «От двух до пяти».

                       

                        Сценка  Рисует цветы, а вокруг три десятка точек.- Что это? Мухи?- Нет, запах от цветов.

    Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

         - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

         Светлана стала как-то странно вертеться.

         - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету.

    Отец дает ей ложку и спрашивает:

         - Сколько у тебя ложек?

         - Одна.

         Дает другую:

         - Теперь сколько?

         - Две.

         Дает третью:

         - Теперь сколько?

         - Много.

         - Нет, ты скажи.

         Ира  с преувеличенным выражением брезгливости отодвигает от себя третью

    ложку:

         - Возьми, она грязная!

    Чуковский часто был гостем в школе, где учились его дети, готовил спектакли, приглашал своих друзей-литераторов для выступления перед детьми.

    ( Слушание звукового произведения.) (с Чуда-дерева убирается книга «Телефон)

    “Телефон”.Дело в том, что произведение написано в 1944 году . Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ.

    1. Чтение по цепочке.
    2.  Работа по учебнику, (страница 96).

    Продолжить после слов автора…..

    А потом позвонили зайчатки …

    Выразительное чтение произведения “Телефон”.

    3. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте разберём их значение.

    Дюжина – двенадцать.

    Дребедень – ерунда, чепуха.

    Газели – вид антилопы.

    Галдели – громко говорили.

    Пуд – русская мера веса (примерно 16кг).

    4. а) подготовка к чтению по ролям

     (Выборочное чтение по заданию)

    - Будем учиться читать сказку по ролям, предлагаю поиграть в театр.

    На доске карточки с именами действующих лиц (чтение  хором): Автор, слон,зайчики, газели, носорог, мартышки…

    - Я называю имя героя, а вы находите его  слова и зачитываете их.

    (Ответивший ученик выходит к доске)

    - Ты будешь читать за …!

    б)  чтение по ролям

    Учитель читает за автора, незадействованные в чтении  дети оценивают работу актеров.

    - Дорогие зрители, понравилось вам наше выступление?

    Артистов в театре награждают аплодисментами.

    (Учитель распределяет роли, сам читает за автора. )

    Чтение по ролям.

    Повторить чтение произведения.

    5. Беседа по прочитанному материалу.

     Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?

    Какие правила знаете вы?

    а) Когда звоните – здоровайтесь.

    б) Не кричите.

    в) Говорите по делу.

    г) Не говорите долго.

    д) Не звоните очень рано или поздно.

    е) Если не туда попали – извинитесь.

    ж) Отвечайте вежливо.

    з) Закончив разговор, попрощайтесь.

    Ребята, нам пора возвращаться. Напоследок, приготовили свои волшебные палочки, и чтобы возвратиться обратно отгадаем загадки, которые тоже придумал Корней Чуковский. К.И.Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди, он чтобы не тратить время попусту, сочинял загадки для детей.

    Загадки: 

    А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать

    Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою,

    Но солнце ее припечет-

    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

    Я вою с любою совою.

    И каждому песню твою

    Я вместе с тобою пою.

    Когда же вдали пароход

    Быком на реке заревет

    Я тоже реву: “У-у-у-у!” (Ветер.)

    Мудрец в нём видел мудреца,

    Глупец – глупца, баран – барана.

    Овцу в нём видела овца,

    И обезьяну – обезьяна.

    Но вот подвели к нему Федю Баратова,

    И Федя неряху увидел лохматого.

    (Зеркало)

    Хожу, брожу не по лесам,

    А по усам и волосам.

    И зубы у меня длинней,

    Чем у волков и медведей.

    (Расческа).

    Лежу у вас я под ногами,

    Топчите меня сапогами,

    А завтра во двор унесите меня

    И бейте меня, колотите меня,

    Чтоб дети могли поваляться на мне,

    Барахтаться и кувыркаться на мне.

    (Ковер.)

    После того, как прочитаны произведения Чуковского, остается ощущение летнего дня на полянке, где зреет клубника и носятся бабочки, и облака плывут, и осы ныряют в компот, и вечные внуки допекают вечных дедов вечными детскими вопросами. И все можно, и ничего не нужно, и по пыльной, усыпанной сосновыми иглами дороге в пятнах солнечных зайцев колесят соседские дети на великах, едут и смеются, пряники жуют.

    А ещё?

    Дженни туфлю потеряла.

    Долго плакала, искала.

    Мельник туфельку нашёл

    И на мельнице смолол.

    Курица-красавица у меня жила.

    Ах, какая умная курица была!

    Шила мне кафтаны, шила сапоги,

    Сладкие, румяные пекла мне пироги.

    Да, хочется всё время повторять строчки из произведений Чуковского! Группа детей читает стихи:

    В детстве читать не умели мы сами,

    И приставали к папе и маме.

    Слушали сказки все дни напролёт.

    Были те сказки наперечёт;

    Про Тараканище и Крокодила,

    Про Айболита и Мойдодыра,

    Про Бармалея в сказочном море,

    Про Телефон и Федорино горе.

    Мамы и папы нам рассказали,

    Что этих героев давно они знали.

    Бабушки в детстве им сказки читали –

    От них они этих героев узнали.

    К бабушкам долго мы приставали –

    Откуда они эти сказки узнали?

    Бабушки вот что нам рассказали –

    Сказки они эти в книжках читали.

    Книжечки эти писал дед Корней –

    Сказочник, критик, поэт, чародей.

    Жалко нам стало деда Корнея –

    В детстве своём он не знал Бармалея.

    Сколько же в жизни он потерял,

    Что этих сказок в детстве не знал.

    Про Тараканище и Крокодила,

    Про Айболита и Мойдодыра,

                         Про Бармалея в сказочном море,

                         Про Телефон и Федорино горе.

                         

                          По ним мы учились все понемногу

                         Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

                         Чтобы животных жалеть и любить,

                         Чтобы не хвастаться и не хитрить,

                         Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

                         Надо порядок поддерживать в доме;

                         Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

                         Слушаться надо того, кто умнее.

    Талант К.И.Чуковского велик. Это неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный человек! С таким писателем, ребята, не расставайтесь всю жизнь!

    Итог урока.

    Посмотрите на выставку книг К.И.Чуковского.

    Что вам запомнилось из биографии Чуковского?

    Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

    Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

    Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

    Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

    Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

    Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

    Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

    Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

    Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

    Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...