Литературная игра "Счастливый случай" для начальной школы
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

В разработке представлены материалы для проведения интеллектуальной литературной игры "Счастливый случай" в начальных классах. Для учащихся предлагаются вопросы, для ведущего- ответы, а для жюри- критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._igra_schastlivyy_sluchay.docx47.03 КБ

Предварительный просмотр:

                 Литературная  игра  «Счастливый  случай»

Добрый день уважаемые гости  и  ребята. Мы с вами находимся на игре

« Счастливый случай». Именно счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы ещё раз подумать , поразмышлять о таком важном вопросе, как общение с художественными произведениями. Этой теме мы и посвятим нашу игру. Главными лицами будут две команды.( «Почемучки» и «Эрудит», произносят девизы: «Хотим всё знать», « Книга- лучший друг»).

1 Гейм «Разминка» За 1 минуту надо дать как можно больше ответов. Каждый ответ – 1 балл. Если команда не знает , говорит – «дальше».

                          Вопросы 1 команде:

  1. « Бедный  поп поставил лоб» кому?  ( Балде )
  2. Жилище Бабы – Яги. ( Избушка на курьих ножках)
  3. Второе  название скатерти. (Самобранка)
  4. Кто из обитателей  болот стал женой царевича? (Лягушка)
  5. Аппарат,  на котором Баба- Яга совершает полёт. (Ступа)
  6. Что  потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
  7. Музыкант  из  Цветочного города.  ( Гусля)
  8. Что попало Каю в глаз? ( Осколок зеркала)
  9. Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?(Подснежники)
  10. Медведь,  обучающий Маугли Закону Джунглей. ( Балу)
  11. Лиса-  спутница кота Базилио. ( Алиса)
  12. Мальчик, у которого лучший друг Карлсон. (Малыш)
  13. Прозвище дяди  Стёпы. ( Каланча)
  14. Весёлый человечек – луковка.( Чиполлино)
  15. Герой  русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля)
  16. Содержимое  Страшилы. ( Солома)
  17. Крокодил,  друг Чебурашки. (Гена)
  18. Кто такой  дядя Фёдор? (Мальчик)
  19. Художник  из Цветочного города. (Тюбик)
  20. Девочка из театра Карабаса-  Барабаса. (Мальвина)

                        Вопросы  2  команде:

1.Шарманщик , смастеривший Буратино. (Папа Карло)

2.Кого маленькая  разбойница отдала Герде? ( Оленя)

3.Крыса старухи Шапокляк . (Лариска)

4.Великий  и ужасный. (Гудвин) 

5.Оружие  железного дровосека. (Топор)

6.Самый  умный коротышка Цветочного города.  (Знайка)

7. Герой  русской народной сказки, который поймал волшебную щуку.( Емеля)

8.Почтальон  деревни Простоквашино. (Печкин)

9.Пантера - друг Маугли. (Багира)

10.Кто потерял  хрустальную туфельку? (Золушка)

11.Кем стал гадкий  утёнок? (Лебедем)

12.Какой волшебный предмет был у Алладина? ( Лампа)

13.Как называлась яхта Капитана Врунгеля? ( «Беда»)

14.Кто попал в Зазеркалье? (Алиса)

15.В кого превратилось чудище из сказки «Аленький  цветочек»?( в принца)

16.Как звали девочку из сказки «Цветик- семицветик»? (Женя)

17.Царь из сказки А.С. Пушкина. (Салтан)

18.Кенгуру из сказки « Винни Пух и все- все –все». (Кенга)

19. Герой из рассказов Драгунского. (Дениска)

20.Товарищ Уголька и Бобового зёрнышка  из сказки брат. Гримм.(Соломинка)

2 Гейм .«Заморочки из строчек». Из какого  произведения  взяты строчки? Кто автор?

Командам по очереди задаётся вопрос. Если команда не знает- можно отвечать соперникам. Название- 2 балла, автор- 2 балла.

 1. « И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял , что в Кремль я не попаду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на этой шляпе наша каша».  ( В.Драгунский «Тайное всегда становится явным».)

2.  « Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: «Ай!»- и прыг на диван.» (Н.Носов «Живая шляпа»)

3. « Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не «сыски», никакие не «хыхки», а коротко и ясно «фыфки» ( В .Драгунский «Заколдованная буква»)

4. « В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их звали потому, что они были маленькие» (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

5. « В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверёк. Звали его Чебурашка». ( Э. Успенский « Чебурашка»)

6. « У одних родителей был мальчик . Звали его дядя Фёдор.» ( Э. Успенский « Дядя Фёдор , пёс и кот»)

7. « Медведя лет пяти- шести

       Учили как себя вести.

       Но, видно воспитатели

       Напрасно время тратили!» ( С. Маршак «Урок вежливости»)

8. «Посинел Индюк от злости:

     -Не идут, нахалы, в гости!

      Зря пропали все труды!

      Все они- балды – валды!» ( Б.Заходер « Очень вежливый индюк»)

3  Гейм «Конкурс капитанов». Соединить героев книг с авторами.

 Каждый правильный ответ - 1 балл.

                1 капитану

Дениска Кораблёв

Алиса Селезнёва

Хоттабыч

Незнайка

Серебряное копытце

Вовка- добрая душа

Муха- цокотуха

Крокодил Гена

К. Булычёв

Л. Лагин

П. Бажов

А. Барто

В.Драгунский

Н.Носов

Э.Успенский

К. Чуковский

              2 капитану

Чиполлино

Дядя Стёпа

Айболит

Элли

Балда

Человек рассеянный

Дюймовочка

Чебурашка

С. Михалков

А. Волков

Д.Родари

К.Чуковский

Г.-Х. Андерсен

Э.Успенский

А.Пушкин

С.Маршак

4  Гейм «Ты- мне, я- тебе». По 5 вопросов команда составила дома. Каждый ответ-3 балла.

5  Гейм « Гонка за лидером».   Кто быстрей ответит . Каждый ответ- 1 балл.

1.Кто говорил такие волшебные слова: « Сим- сим , открой дверь!» (Али- Баба)

2.В кого превратились 11 братьев принцев из  сказки Андерсена? (Лебедей)

3.Какое волшебное  средство было у Урфина Джюса? (Живительный порошок)

4.На чём летала на юг лягушка с утками? (на прутике)

5.Кто был другом  маркиза де Карабаса Барабаса из сказки Ш. Перро? ( Кот в сапогах)

6.Кто из  литературных героев был обманут в стране Дураков? ( Буратино)

7.Что держала в клюве Ворона в басне «Ворона и Лисица»? ( сыр)

8.Сказка «Колосок» , где повествуется о героях Круть и Верть, русская, украинская или эстонская ? (украинская)

9.Кто  написал сказку «Аленький цветочек»? ( С.Аксаков)

10.Кто  написал стихотворение « Верёвочка»? ( А. Барто)

11. Кто подсказал Павлику  волшебное слово? ( Старичок)

12.На чём играл  медведь в рассказе В.Бианки « Музыкант»? (На пеньке сухой щепой)

                           Подведение итогов. Награждение победителей.

Игра со зрителями «Кто автор?»

1.        «Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

2.        Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 (С. Есенин «Белая береза».)

3.        Если ты порвал подряд
Книжицу и мячик,
Октябрята говорят:
Плоховатый мальчик.

(В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».)

4. Сказка Ш. Перро «Красная...» (шапочка).  

5.  Сказка Ш. Перро «Синяя...» (борода).

6.Рассказ В. Осеевой «Синие...» (листья).

7.Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (курица).

8.Рассказ А. Куприна «Белый ...» (пудель).

9.Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (туман).

10.Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (шейка).

           Правила игры и критерии оценивания игроков:

1 Гейм «Разминка» За 1 минуту надо дать как можно больше ответов.

 Каждый ответ – 1 балл.

2 Гейм .«Заморочки из строчек». Из какого  произведения  взяты строчки? Кто автор?

Название произведения - 2 балла, автор- 2 балла.

               Ответы:

1.В.Драгунский «Тайное всегда становится явным»

2.Н.Носов «Живая шляпа»

3.В .Драгунский «Заколдованная буква»

4.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

5.Э. Успенский « Чебурашка»

6.Э. Успенский « Дядя Фёдор , пёс и кот»

7. С. Маршак «Урок вежливости»

8. Б. Заходер « Очень вежливый индюк»

3  Гейм «Конкурс капитанов». Соединить героев книг с авторами.                              

         Каждый правильный ответ - 1 балл

Дениска Кораблёв

Алиса Селезнёва

Хоттабыч

Незнайка

Серебряное копытце

Вовка- добрая душа

Муха- цокотуха

Крокодил Гена

К. Булычёв

Л. Лагин

П. Бажов

А. Барто

В.Драгунский

Н.Носов

Э.Успенский

К. Чуковский

   -----------------------------------------------------------------------------------------

Чиполлино

Дядя Стёпа

Айболит

Элли

Балда

Человек рассеянный

Дюймовочка

Чебурашка

С. Михалков

А. Волков

Д.Родари

К.Чуковский

Г.-Х. Андерсен

Э.Успенский

А.Пушкин

С.Маршак

4  Гейм «Ты- мне, я- тебе». По 5 вопросов команда составила дома.                      

           Каждый ответ- 3 балла.

5  Гейм « Гонка за лидером».  Кто быстрей ответит . Каждый ответ- 1 балл.

              Ответы:

  1. Али- Баба
  2. В лебедей
  3. Живительный порошок
  4. На прутике
  5. Кот в сапогах
  6. Буратино
  7. Сыр
  8. Украинская
  9. С.Аксаков
  10. А.Барто
  11. Старичок
  12. На пеньке сухой щепой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...