Мастер-класс по теме "Познавая - удивляй!"
методическая разработка по чтению по теме

Горшкова Анжела Дмитриевна

Из опыта работы учителя Горшковой А.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_4.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

 «Познавая – удивляй!»

                                Познанье – сердца яркий свет, защита от житейских бед.

                                                                                          (Персидская пословица.)    

Учитель: Горшкова Анжела Дмитриевна

Место работы:   МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска     

                                                                                                         

Цель: Обогатить  интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

Задачи:

 1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

 2. Показать  приёмы работы со сказкой.

 3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, авторская презентация, карточки с опорными словами, «Дерево творчества».

Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.

Ход проведения мастер-класса

Вступительное слово.

Слайд 1 (Тема мастер-класса) - мелодия

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 2 (Пословица) - мелодия

- Приглашаю Вас посетить педагогическую  мастерскую «Познавая – удивляй!»

- Персидская пословица гласит: «Познанье – сердца яркий свет, защита от житейских бед»

Самоопределение к деятельности.

Слайд 3 (Хорошее настроение) – песня «От улыбки»

- Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы, и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Улыбнитесь друг другу. Молодцы!

- У каждого из нас свой мир. Мир, полный тайн и загадок, мир удивительных приключений и открытий. И, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше.

- А что может сделать ваш мир лучше? (Ответы коллег.)

- А вот  мир ребёнка становится ярче и красочнее, когда в нём появляются  сказки.

Слайд 4 (Что такое сказка?) – мелодия «В гостях у сказки»

-  Я хотела бы узнать, что такое сказка?

Слайд 5 (Коллаж «Сказки») - мелодия «В гостях у сказки»

Постановка проблемы

В сказке обычно происходит что-нибудь необыкновенное, волшебное. Это  мир фантазии. Есть сказочники, которые сочиняют их, и есть ученые, которые собирают сказки и  пытаются их разгадать. Сказочники народ непростой. Они  прятали в сказках   какую-нибудь мудрость, надеясь, что пытливые  умы сумеют ее  разгадать. Потому сказки так и заканчивались «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».  Иногда эта мудрость могла так сильно быть зашифрована, что годами сказка  рассказывалась, а ее так никто и не понимал. На нашем занятии мы с вами будем разгадывать   сказку и попробуем зашифровать в ней мудрость.

Слайд 6 (Сказка «Мудрая черепаха») - мелодия

А сейчас вспомним старинную африканскую сказку «Мудрая черепаха», которая поможет нам познать мудрость и удивить ею.

Но перед этим немножко разомнемся.

Артистическая разминка  

- Сейчас каждый из вас вытянет жребий с названием героя сказки.   Это будет ваша роль в  сказке «Мудрая черепаха».

Пластика тела. 

- Образуем круг и идём все по кругу. Я называю героя, а вы будете его изображать. Покажите пластикой походку героя.

Слайд 7 (Животные) – мелодия «В мире животных»

Озвучивание.

- Остановились, повернулись в кругу и, озвучьте своего героя: рычите, мяукайте, лайте.

Блок информации. Основные элементы опыта.  

Слайд 8 (Черепаха) - мелодия

- А теперь послушайте сказку "Мудрая черепаха".

(Сказка читается ведущим.)

Жила-была мудрая черепаха. И вот однажды черепаха задумалась, почему одни богатые, другие бедные, одни жадные, другие щедрые, одни злые, другие добрые. Думала, думала и решила, что это от недостатка мудрости. Тогда она сказала себе: «Пойду по свету, соберу всю мудрость, может тогда что-нибудь изменится». Сказано-сделано, взяла она  большой тыквенный сосуд и пошла по свету мудрость искать.

Слайд 9 (Заяц) – мелодия зайчика

Шла-шла, видит заяц бежит, только пятки сверкают. Окликнула она зайца и спросила: «Уважаемый заяц, скажи, в чем твоя мудрость? Заяц, не останавливаясь, крикнул: «В моих быстрых лапах» –  и умчался в лес. Черепаха быстренько эту мудрость поместила  в свой сосуд.

Слайд 10 (Орёл) – мелодия орла

Только  заяц скрылся в кустах, как следом появился орел. Он летел, раскинув свои большие крылья. Увидел, что заяц скрылся и хотел схватить черепаху. Но черепаха сказала: «Уважаемый орел, не трогай меня, пожалуйста. Я занимаюсь очень важным для всех делом, собираю мудрость. Скажи, в чем твоя мудрость?». Орел гордо  расправил свои крылья и проговорил: «В моих больших крыльях»  – и взлетел в небо.

Начало игры в сказку.

- Вспомните ещё раз  своего героя, вытянутого по жребию. Подумайте, в чём может быть его мудрость и разыграйте с нами диалог вашего героя.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.

Игровое продолжение сказки.

Слайд 11 (Лев)

 - Итак, пошла черепаха дальше и видит перед собой льва.

-  В чем твоя мудрость?

- Я царь – и в этом моя мудрость!

- И он медленно пошёл к воде, а Мудрая черепаха быстро затолкала его мудрость в свою тыквенную бутылку.

Слайд 12 (Леопард)

- Едва она сделала это, как показался леопард.

- И спросила черепаха леопарда.

- В чём твоя мудрость?

- Ты не знаешь? Моя мудрость в клыках, в когтях, в прыжке!

- И он исчез. А черепаха и его мудрость спрятала в сосуд.

Слайд 13 (Слон и черепаха)

- И вот пришёл слон.

- В чём твоя мудрость?

- Моя мудрость в силе и спокойствии!

- Сказал и удалился.

Обмен идеями. Образная интерпретация.

- Уважаемые коллеги! Как вы думаете, какую мудрость не высказал каждый из остальных героев? Расшифруйте, пожалуйста. Каждый герой называет себя.

Слайд14 (Обезьяна)-мелодия

Обезьяна – мудрость в силе ума и интеллекта

Петух – мудрость в силе голоса

Лошадь – мудрость в проворности и быстроте

- Вы согласны с названной мудростью?

- Продолжаем слушать сказку.

Так черепаха обошла всех и, наконец, повстречалась с гвинейской курицей. Хоть курица и славилась своей глупостью, но черепаха была мудрой и решила, что важно у всех спросить.

Слайд 15 (Курица) – мелодия

Она обратилась к курице и спросила: «Скажи, уважаемая курица, в чем твоя мудрость?». Но курица была так глупа, что ничего не ответила. Черепаха решила, что собрала всю мудрость и полезла на дерево, чтобы немного отдохнуть. Лезет и скатывается, лезет и скатывается. Тут курица засмеялась и сказала: «Уж, если ты хочешь залезть на дерево, перекинь свой сосуд на спину». Черепаха так замерла и подумала ….

Слайд 16 (О чём подумала черепаха?)

- затем  на словах «и она подумала…» сказка прерывается, и ведущий задает вопрос участникам: «О чем подумала черепаха?». Участники предлагают свои варианты ответа. Потом ведущий досказывает сказку.

Завершение сказки.

 А подумала черепаха о том, что если ей, мудрой черепахе, самая глупая курица смогла дать очень умный совет, то видно невозможно собрать всю мудрость. Залезла она на дерево и кинула  свой сосуд вниз.  Сосуд упал, разбился на мелкие кусочки, а вся мудрость раскатилась по всей земле.

Слайд 17 (Вечная мудрость)- мелодия

 И с тех пор, кто захочет найти мудрость должен наклониться к земле и поискать её.  

Практикум.

- Давайте и мы с вами, уважаемые участники, попробуем сочинить сказку и зашифруем в ней народную мудрость. Разделимся на две группы. Я предлагаю использовать опорные слова. Они одинаковы для обеих групп. А потом мы сравним, какая группа лучше справилась с заданием. Обязательно придумайте слова автора, озвучьте героев.

Работа с залом

- Пока команды выполняют задание, вспомним русскую народную сказку «Курочка Ряба».

Слайд 18 – 24 (Курочка Ряба) – мелодия сказочная

Попробуем по слайдам восстановить текст этой сказки.

- Кто закончит сказку по-другому?

- Итак, наши команды готовы. Послушаем их сказки.

- Поаплодируем командам. По силе аплодисментов побеждает команда…

- Уважаемые зрители, в чём мудрость этих сказок?

Рефлексия 

- Я надеюсь, что наш мастер-класс вам поможет в каждой сказке находить мудрость и ею удивлять.

Слайд 25(Слова Ж.-Ж.Руссо)

- Вы очень хорошо поработали. Говоря словами Ж.-Ж.Руссо «Вы  -  талантливы все!»

- Я думаю, что сегодня каждый из вас познал себя в данной работе, и удивил своим творением нас, зрителей.                                                            

 - Я надеюсь,  что вам было интересно работать.  И всё что мы рассмотрели на мастер-классе, пригодятся вам в вашей практике.

Слайд 26 (Дерево Творчества)

- Приглашаю Вас к «Дереву Творчества».  Выразите своё впечатление от мастер-класса на этом дереве:

«Дерево Творчества»

(Участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды)

- Если вы не совсем удовлетворены работой, то прикрепите на дереве зелёный листик.

- Если вам наша работа понравилась, то пусть зацветут на  дереве цветы.

- А если мастер-класс прошёл плодотворно и с пользой – пусть на дереве творчества появятся плоды.

- Всем большое спасибо. Мне было с вами легко и интересно работать.

Слайд 27(Спасибо за работу!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...