Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф. Климановой "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А ""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_i_tokmakova_alya_klyaksich_i_bukva_a.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. Токмакова  «Аля, Кляксич и буква «А»»

Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»; обучить выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.

Оборудование: портрет И. Токмаковой, книга «Аля, Кляксич и буква «А», магнитная азбука, текст для речевой разминки ( на интерактивной доске), заготовленная таблица по сказкам.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились стихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)

  1. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение.

         Учебник.

- Учитель у меня в портфеле!

- Кто? Быть не может! Неужели?

- Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

                              В. Берестов

- О каком учителе идет речь?

- Разве может быть учебник учителем? Объясните.

- Прочитайте стихотворение шепотом, громко.

- А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую – тихо, третью – громко, четвертую – тихо.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.

                                           А К С З К А  (Сказка)

- А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните автора, то назовите его.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.

  1. Работа по теме урока

- Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это произведение. (И.Токмакова)

- Что вы о ней знаете?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой)

- Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?

  1. Физкультминутка

Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки – четыре хлопка)

  1. Продолжение работы по теме урока

(Чтение отрывка сказки «Аля, Кляксич и буква «А»)

- Все ли слова были вам понятны?

- Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре.

Клякса – бесформенное пятно краски или чернил.

- Какое впечатление произвело на вас начало книги?

- Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.

- Перечитайте текст о буквах.

- Прочитайте строчки, в которых говорится о букве А.

- Какие еще приключения могут произойти с героями?

- Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение.

- В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей)

- Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная)

- А если у сказки есть автор, то  такая сказка называется авторской, или литературной.

- К каким сказкам относится наша сказка? (К литературной)

- Кто ее автор?

(На интерактивной доске заполняется таблица)

Народная сказка

Авторская (литературная) сказка

  1. Автор – народ

  1. Первоначально создается в устной форме
  2. Существует в нескольких вариантах

  1. Время создания определить невозможно
  2. Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных.
  1. Автор – конкретное лицо (например, И.Токмакова)
  2. Создается в письменной форме
  3. Внесение изменений в содержание не допускается
  4. Время написания известно
  5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической

- Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.

- Какая у нас девочка Аля? (старательная)

- А какой характер у буквы А? (Она добрая, переживает за то, что происходит)

- Про Кляксича мы уже говорили? Какой он?

- Подумайте и скажите, какова основная мысль сказки.

(Разыгрывание отрывка по ролям)

  1. Рефлексия

- Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко.

- А что не получалось? Почему?.                                                                

  1. Подведение итогов урока

- Как называется произведение, которое мы читали на уроке?

- Назовите автора. Что вы о нем узнали?

- Как вы поняли главную мысль сказки?

  1. Домашнее задание

Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

Конспект урока по литературному чтению "Буква ь" Школа России

Структура урока «Открытие нового знания»                   КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ...

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)...