Главные вкладки

    открытый урок по чтению Б Пастернак "Золотая осень"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Кравченко Наталья Георгиевна

    Цели: 1)Познакомить  с  биографией  Пастернака.Определить  его

                         тему  и  особенности  стихотворения.

               2).Развивать  выразительность  чтения  стихотворения.

               3).Воспитывать чувства  любви  к   природе,  патриотизма, эстетики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy__urok__po__chteniyu_v_4_klasse.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый  урок  по  чтению.                                                       4  класс.

     Тема:Б.Пастернак.  «Золотая  осень.»

    Цели: 1)Познакомить  с  биографией  Пастернака.Определить  его

                         тему  и  особенности  стихотворения.

               2).Развивать  выразительность  чтения  стихотворения.

               3).Воспитывать чувства  любви  к   природе,  патриотизма, эстетики.

    Оборудование: портрет Б. Пастернака,

                                               Ход  урока.

    1.Орг.момент.

    Звучит  музыка  П,Чайковского.

    -Сегодня  у  нас  ребята  непростой  урок.

    -Мы  как  в  сказке  попадаем  среди  зимы  в  золотую  осень.

    -Класс наш  красиво  украшен, все  сверкает, как  золото.

    -Осень  приготовила  нам  угощение- свои  дары: фрукты, овощи.

    2. Работа  со  стихами.

    -Какие  приметы  осени  вы  знаете?

    (Деревья  меняют  окраску,  трава,  отлет  птиц, дни становятся короче).

    -Скажите  ребята, какие  стихи  об  осени  вы  знаете?

    а)Дети  читают  стихи.

    Петров- «Осень.  Обсыпается  весь  наш  бедный  сад. (Толстой)»

    Веденеева-«Поздняя  осень, грачи  улетели» ( Н. Некрасов).

    Бауржан- «Поспевает  брусника» (К.Бальмонт).

    Чернышов-

    Гусева-

    Ильина- «Славная осень! Здоровый, ядреный.» ( Н.Некрасов).

    Липинина-«Есть  в  осени  первоночальной» (Ф, Тютчев).

    -Прсмотрите  ребята,  сколько  много  стихотворений  мы  вспомнили.

    -А  как  вы  думаете,  почему  столько  поэтов  посвятили  свои  стихи  осени?(Красивая  пора, деревья  оделись  в  красивые  наряды).

    -Конечно  осень  замечательное,  красивое  время  года.

    -Как  красиво  поэт  Н,Некрасов  описывает  первые  дни  осени. (  Слваная  осень,  здоровый.  ядреный)

    -Какие  слова  использует Н,Некрасов,  рисуя  первые  дни  осени?(Славная,  здоровый,  ядреный,  студеный...).

    -Любил  дни  начала осени  и  Ф,Тютчев.

    -А   каком  периоде  говорит Ф, Тютчев?

                                        Есть  в  осени  первоначальной

                                        Короткая.  Но  дивная  пора...

    ( О  бабьем  лете).

    -А  почему  его  называют  «Бабье  лето»?

    (Потому  что  в  осени  есть  такой  период  небольшой,  когда  становится  тепло,  совсем  как  летом  и  осень  нам  дает  возможность  попращаться  с  ним).

    -Но  особенно  это  время  года  любил  А,С,Пушкин.

    -Вот  и  вы,  ребята,  приготовили  свои  рисунки  об  осени.

     б)Работа  с  рисунком.

    -Рассмотрите  внимательно  выставку  своих  рисунков.  

    -Какие  замечательные  вы  использовали  краски  осени.

    в)Работа  с  пословицами  и  поговорками.

    -А  какие  вы  знаете  пословицы  и  поговорки  о  осени?

    (Один  день- год  кормит.  Работай  до  поту,  так  поешь  в  охоту.)

    -А  какие  загадки  вы  знаете  об  осени?

    Пришла  без  красок  и  без  кисти

    И  перекрасила  все  листья.

    (Осень).

    Весной  одевается,

    Осенью  раздевается.

    (Лес).

    -Так  чем  же  ребята  хороша  осень? (Не  только  своей  красотой,  но  и  плодами).

    -Посмотрите  какие  плоды  она  приготовила  нам  сегодня. ( Муляжи  фруктов  и  овощей).

    3) Сообщение  темы  и  целей  урока.

    -Сегодня  мы  познакомимся  с  биографией  Бориса  Постернака.

    -Определим  его  тему  и  особенности  стихотворения.

    -Будем  отрабатывать  выразительное  чтение  стихотворения.

    4) Изучение  нового.

    -Кто  же  такой  был  поэт  Б,Постернак?

    -Посмотрите  на  его  портрет.

    -Когда  родился  Б,Постернак? (1980 год).

    -Когда  умер? (1960 год).

    -Давайте  послушаем  Светлану,  что  приготовила  она  о  биографии  поэта.

    а) Биография  Б,Постернака.

    б)Слово  учителя о  поэте.

    -У  поэта  много  стихотворений  на  самые  различные темы.

    -Одной  из  самых  любимых  его  тем  была  пейзажная  лирика.

    -Природа  в  стихах  Б,Постернака  одухотворена  и  олицетворена.

    -Она  становится  действующим  лицом  наравне с  человеком.

    -И  сейчас  мы  с  вами  в  этом  убедимся.

    -Сегодня  мы  познакомимся  с  вами  с  его  стихотворением  «ЗОЛОТАЯ  ОСЕНЬ»

    В)Чтение  стихотворения  учителем.

    Г)Анализ  стихотворения.

    -Понравилось  ли  вам  стихотворение?

    -Какое  впечатление  вызвало  у  вас  это  стихотворение?

    (яркая , красочная  картина  осени)

    -Каким  настроением  проникнуто  стихотворение?(чувство  радости   этим  временем  года)

    Д) Словарная  работа.

    -В  этом  стихотворении  встретилось  много сложных  слов.

    -Эти  слова  я  выписала на  доску.Посмотрите.

    ЧЕРТОГ   -           ЦАРСКИЙ  ДВОРЕЦ

    ПРОСЕКА          -ТРОПИНКА

    ОБРУЧ-

    ВЕНЕЦ-               ДРАГОЦЕННЫЙ  ГОЛОВНОЙ  УБ ОР,КОРОНА.

    ПОГРЕБЕННАЯ-

    ФЛИГЕЛЯ-         ДОМ  ВО  ДВОРЦЕ  ЗДАНИЯ.

    СГУСТОК    -     КОМОК

    КАТАЛОГ-         ПЕРЕЧЕНЬ

    -Давайте  откроем  словарики  и  найдем  эти  слова.

    -Послушаем  какое  значение  этих  слов  нашла Яна  в  толковом  словаре.

    Е)Работа  со  строфами.

    -А  теперь    представим, что  мы     художники.

    -Нарисуем  устно  картины  к  строфам.

    -Читаем  первые  четыре  строчки.

    -Обратите  внимание, что  первое  предложение  односложное.

    -Б. Пастернак  сразу  выделяет  осень, как  главную  героиню.

    - Что  можно  нарисовать  к  этим  строфам ?

    (Осень, как  сказочный  дворец  всем  открытый  для  обзора.)

    -Следующие строфы, что  к  ним  можно  нарисовать?

    (В  этом  сказочном   дворце ,т.е.  в  лесу  как  на  выставке  картин  мы  видим  разные  убранства  деревьев: вязы ,ясени, осины.)

     -Читаем  следующие  строфы. Что  изобразим  здесь?

    (Липа  как  в  драгоценном  головном  уборе, как  в  короне.)

    (Лицо  березы  как  будто  под  фатой)

    -Следующие 8  строф читаем  и  рисуем  устно  картину  к  ним.

    (Земля  как  дом во  дворце  здания вся  усыпана  листвой)

    -Предпоследние  строфы.

    (Можно  нарисовать  зарю)

    -Какие  художественные  средства  использует  автор?

    ( эпитеты, метафоры, сравнительные  средства)

    -Найдите  в  тексте  эпитеты.

    (сказочный  чертог, фатой  подвенечной  и  прозрачной, погребенная  земля, в  золоченых  рамах, в  желтых  кленах, лист  древесный, вишневый  клей, древний уголок.)

    -Найдите  в  тексте  сравнительные  средства.

    (флигеля словно  в  золоченых  рамах, т.е. дом  во  дворце  как в  золоченой  рамке.

    -Обруч  золотой  как  венец  на  новобрачной.

    -заря  застывает  в  виде  сгустка.)

    -Найдите  метафоры?

    (лик  березы

    Бушует  лист  древесный

    Зари  вишневый  клей

    Сокровищ  каталог

    Перелистывает  стужа.)

    6) Чтение  стихотворения  хором.

    7)Чтение  стихотворения  про  себя  под  музыку.

    8)Выразительное  чтение стихотворения  учеником.

    9)Итог  урока.

    -С  чем  мы  сегодня  на  уроке  познакомились?

    ( с биографией  Пастернака. С  его  творчеством  ,особенностями  написания  стихотворений)

    -Так  в  чем  особенности  написания  стихотворения?

    -Природа  становится  главным  действующим  лицом.

    10)Д/З

    -стр.114  выразительное  чтение  стихотворения.

    рисунок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

    Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

    Урок по чтению "есть в осени первоначальной...", Ф. И. Тютчев,

    Урок очень интересен по содержанию и по построению. С красочной презентацией....

    Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

    Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....

    Конспект открытого урока по развитию речи. Тема: "Осень".

    Материал может использоваться в детских садах и начальной школе....

    Методическая разработка открытого урока по предмету «живопись» Тема: «Осенний натюрморт»

    Методическая разработка урока предназначена для учащихся четвертого класса детской школы искусств. Программа ФГТ.   Данная разработка урока направлена на повышение качества преподавания тема...