Главные вкладки

    Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Булыгина Светлана Васильевна

                  Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

                  Расширить  литературный кругозор школьников за счет произведений              

                  русской  классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_liter.chtenie.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Цели: учиться  определять  настроение  в  лирическом  произведении,

                 которое  передаётся   автором словами-образами.

    Оборудование:

                  Презентация  «Золотая   осень»

                  Портрет К. Д. Бальмонта.

                  Эпизоды русской осенней природы

                  Корзина с   листьями.

                  Слова-настроения.

                  Листочки с текстами.

                   Грамзапись П.И. Чайковского

                   "Времена года" - "Октябрь". Осенняя песнь;

                 

               

    Задачи:

                  Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

                  Расширить  литературный кругозор школьников за счет произведений              

                  русской  классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

                  Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического

                  произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать

                  словесные картины через развитие речи.

                  Углублять первичные представления об основных выразительных

                  средствах литературы и их роли в художественном произведении.

                  Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.

                  Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и

                  нежности).

                  Расширять литературный кругозор.

                  Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

    Ход урока

          1.Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Мне  очень приятно  видеть   ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас всё  получится.

      - Сегодня  у нас  необычный  урок. Как вы считаете: о чём  мы  будем  говорить?

    2.Задание на «пробуждение» творческого  воображения, настрой на эмоциональный  тон  стих-ия

    -  Не  так давно мы все вернулись с теплого, ласкового  лета. А  сегодня на  дворе  осень.

           СЛАЙДЫ   Литературно-музыкальная композиция.  (На фоне музыки чтение стихов Пушкина)

    - Я   уверена, что эти строчки  вам  всем  знакомы   -  это  Пушкин.

    - Давайте  пофантазируем   и  представим  себе,   как       полетят первые   осенние  листочки  к  земле, о чем они  будут  вспоминать, о чем они  будут   мечтать?

               (ОТВЕТЫ   ДЕТЕЙ)

    - С  каким  настроением они  летят?

    3.Работа  с текстом   стих-ия   Бальмонта  «Осень»  .

       Установка:  -   А  сейчас  я   хочу   предложить  вам  раннее не знакомое  стихотворение.  Постарайтесь  вслушаться  в  настроение этого  стихотворения!

    Можно  смотреть  в  таблицу  настроения, чтобы   легче  было  ответить на мой  вопрос.

     

    Выразительное   чтение стихотворения  учителем.

    Проверка восприятия:  Какое настроение было у вас при  восприятии этого стихотворения? Какие  чувства наполняли вас?

    -  В  помощь  вам   «Словарь настроений»

     ( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение  картинами  природы, изображенными  поэтом)

    - Название  стихотворения  ….(«Осень»)

    – Как вы считаете, название стихотворения    отображает    его тему?    А  настроение?

     – Готовы ли  мы  сейчас    определить   настроение   стихотворения   с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над  этим   вопросом   мы  поработаем  на  уроке.

    Задача  на  уроке:  научиться    определять   настроение   в  лирическом  произведении, которое передается   автором  словами-образами.  

    4. Работа по осмысливанию:

        – Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

                Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 - 1942)

                          Осень

                  Поспевает брусника,

                  Стали дни холоднее,

                  И от птичьего крика

                  В сердце только грустнее.

                  Стаи птиц улетают

                  Прочь, за синее море,

                  Все деревья блистают

                  В разноцветном уборе.

                  Солнце реже смеется,

                  Нет в цветах благовонья.

                  Скоро Осень проснется,

                  И заплачет спросонья.

               

    5 Словарная  работа  

    – Встретились ли непонятные слова?  Запись на  доске:

      СЛАЙД            Благовонья -   приятный   запах  (благо  внять)

                                Разноцветном    

                                Спросонья

                                Прочь

     – Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)

     – Какой период осени?  (ранняя  осень)  доказать

             Повторное  чтение детьми с целью ответа  на  вопрос:

    Обратитесь  к  стихотворению:

    - Что  необычного  в  изображении осени  у  автора? (Слово  Осень   написано с большой  буквы)

    - Почему написано с большой буквы? (Поэт  одушевляет  осень, для  него это  имя  живого  существа)

    -Какие явления природы  поэт  еще  одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

    - Какой литературный прием он использует?

    ( Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

         Олицетворение?)

    6.Словесное  рисование.

    - Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам  надо  нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что  нам  для  этого  нужно  сделать?

    (Перечитать  и определить, что будет нарисовано  на  нашей   иллюстрации)

    - Кто же  будет  главным  героем   нашего  стих-ия? (осень)

    - Учитывая то, что поэт одушевил  осень, в  виде кого  ее можно  изобразить?

        (девочки – плачет)

     -Почему  девочки, девушки?

     - Какое выражение  лица? От  чего  оно грустное ?(грустное, печальное,  заплаканное)

     -  От  чего  может  заплакать  девочка - Осень?

           ( от  одиночества – покидают  птицы, цветы, солнце)

    - Какое  явление природы хотел  изобразить   Бальмонт   под  слезами  девочки?

           (Осенний  дождик.)

    Как  замечательно  изобразил  природу  поэт! Оказывается, она  у него  живая, и у нее  тоже бывают  слезы.

    - Какие   краски вы  выберите  для  рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

     ( поспевает брусника – бордовый,

       Синее море – синий,

       Солнце реже  смеется – желтый,

       В  разноцветном  уборе – другие)

    -Итак,  главный  персонаж  на  рисунке  - девочка-Осень.  

    - Что  вы нарисуете  вокруг  девочки  Осени?

       ( по  тексту: ягоду  бруснику, в небе улетающих  птиц, солнце  за  тучами, деревья  в  разноцветном  уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке  синее  море)

    - Как  поэт относится  к  Осени, которая  вот-вот  заплачет?

    (С  нежностью, с  грустью, ему  ее жалко, и он  одновременно любуется  ею)

               

    - Такое  стихотворение  мог  написать  только человек,  нежно   любящий  свой край, свою  родину.  

    7. Рассказ  учителя  о  поэте.

              Константин Дмитриевич  Бальмонт (1867-1942) был назван другим  поэтом

    А.Блоком «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

             Бальмонт  родился  в  центре России, в  деревне Гумнищи  Владимирской губернии  в  семье  небогатого  помещика и  дочери  генерала. Как  и  многие русские  писатели-дворяне, он  пронес через всю свою  жизнь нежную и  грустную  любовь  к  своей  малой  родине.

            Родители, по признанию самого  поэта, оказали  на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная  женщина,  ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, -  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты… С  ним,  я  еще  в  самом начальном   детстве,  я  глубоко  проник  в  красоту  лесов, полей, болот  и  лесных  рек».

          В  1905 году Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

    -  Так  что  ж  хотел сказать поэт, какие чувства, настроение  показать в стихотворении?

    Поэт  открывает нам  красоту   природы. Учит  замечать  её . Мы  благодарны поэту  за  его  необычайно  щедрый  талант  -  открывать  и дарить  эту  красоту  другим.

    - Приступая  к  выразительному  чтению  стихотворения :   какое  настроение  хотел  передать поэт?  ( тихой грусти  и  нежности)

    -Давайте попробуем  прочитать  это стихотворение так, чтобы  передать то  настроение и те чувства, которые хотел  передать нам поэт.

    8.  Обучение выразительному чтению.

               

       – Какой  же темп чтения нужно   выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)

    - Поработаем  с текстом (простой   карандаш)

    Долгая пауза - II.                       Повышение  голоса   -  /

    Короткая  пауза  - I                  Понижение  голоса  -  \

     - Чтение   по  строчке.

                – Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся   передать в конце стихотворения  настроение одиночества и плаксивости.

                – Почему одиночества?

                – Над чем можно задуматься, слушая его?

                (Свободные высказывания)

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ   ЧТЕНИЕ  учащимися, анализ      (2-3)

    - Какую  по  настроению  музыку  вы  подобрали  бы   к  этой  картине  природы?      

         Замечательный   композитор   Петр  Ильич   Чайковский  написал  целый  альбом

    «Времена  года».

      СЛАЙДЫ

     _Какова же  музыка по настроению?  (печальная)

    – Как вы считаете, может ли нравиться   печальное? 

    (В жизни – нет, а в искусстве – да,   потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

    9. Итог  урока.

    -  Давайте  еще  раз  вернёмся к вопросу, поставленному  в начале урока: Смогли ли мы, сумели  определить   настроение  стихотворения  «Осень»?

    -Какой  вид работы вам  понравился больше всего?

    - Мне очень хочется узнать с каким настроением   вы  уйдёте  с  урока? Для  этого я предлагаю вам выбрать с корзинки   листочек того цвета, который  соответствует  вашему настроению и повесить  на  наше  дерево.

    Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех  хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

     10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

               

    У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

            "Рождается одна строка, за ней встает другая..."

                Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

                представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

                раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в

                лесу..."

           

    - Давайте подберем рифму к слову.

     Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

    У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

    Продолжаем придумывать другие строчки.

    У. "А когда зима завьюжит..."

     Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

    Листья падают в лесу.

                Я домой их принесу.

                А когда зима завьюжит

                И метелями закружит,

                Я дворец зимы разрушу -

                Листья мне согреют душу.

     11. Домашнее задание

           - Захотелось ли вам   выучить стихотворение К.Бальмонта "Осень" наизусть?

           - Попробуйте    самостоятельно сочинить стихи об осени.

    - Большое спасибо  всем за  работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

    Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

    Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

    Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

    Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно».

    Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе  по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре "Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д...

    Урок литературного чтения во 2 б классе по теме «Н. Н. Носов «На горке» (2-ой урок). Обучение пересказу»

    Цель урока - учить составлять план текста, пересказывать текст от лица главного героя, формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения...

    Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"

    Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...

    Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"

    Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.; 2) научить детей выразительно читать стихотворение; 3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову; 4) через систему художествен...

    Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»

    Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка»....