Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Фесько Нона Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_4_klass.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Светловская основная общеобразовательная школа Коченёвского

района Новосибирской области

Принято на педсовете

Протокол № 1

30. 08. 2011г.

Утверждаю

Директор школы

_________Н. А. Лопаленко

«_____»___________2011г

Рабочая программа по литературному чтению

4 класс

Учитель: Фесько Нона Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой МО РФ (Москва, 2002 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Учебник : «Литературное чтение» для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.

Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм  формирования у детей  функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа  ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

 Рабочая программа рассчитана на  136 часов в год, в том числе на внеклассное чтение 18 часов.

Содержание программы

  1. Былины. Летописи. Жития – 11 ч.
  2. Чудесный мир классики – 23ч.
  3. Поэтическая тетрадь – 10ч.
  4. Литературные сказки – 17ч.
  5. Делу время – потехе час – 9ч.
  6. Страна детства – 8ч.
  7. Поэтическая тетрадь – 5ч.
  8. Природа и мы – 14ч.
  9. Поэтическая тетрадь – 5ч.
  10. Родина – 5ч.
  11. Страна фантазия – 7ч.
  12. Зарубежная литература – 17ч.
  13. Внеклассное чтение – 18ч.

       ---------------------------------------------

                                      136 часов

Для реализации программного содержания Родная речь: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2008. Учебник построен на основе двух ведущих принципов – художественно-эстетического и литературоведческого. На основе художественно-эстетического принципа в учебнике отобраны для чтения преимущественно художественные тексты. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что в учебнике представлены произведения, представляющие все области литературного творчества. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

На четвёртом году обучения продолжается работа с произведениями фольклора, с бы линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи», расширяется круг произве дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер жание произведений. Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе для 5-6 классов. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение.

Основу  курса  литературного чтения составляют:

  1. круг чтения и опыт читательской деятельности;

  2. техника чтения;

  3. первоначальное литературное образование.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  1. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  2. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  3. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  4. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  5. работать с различными типами текстов;
  6. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Элементы содержания раздела

Кол-во часов

Результат обучения

Контроль

БЫЛИНЫ. ЛЕТОПИСИ. ЖИТИЯ (11 ч)

Урок Гражданина

1

знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в       учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

Вн/чт

 - структуру любой книги;

  1. приемы ориентирования в любой книге.

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

- Проверка техники чтения

- Проверочная работа

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

1

«И вспомнил Олег коня своего...»

1

«Житие Сергия Радонежского»

2

(Презентация) Чтение доп. литературы

Обобщение по разделу

1

Внеклассное чтение

2

Внеклассное чтение

«Ильины три поездочки»

1

                                                                        11                                                      

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (23 ч)

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок)

4

знать:

  1. виды сказок и их структуру;
  2. различные произ ведения устного народного творче ства;

Р.К. название и содержание нескольких сказок северных народов.

уметь:

  1. приводить примеры произве дений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  2. читать осознанно текст;
  3.  определять тему, главную мысль произведения;
  4. пересказывать текст.

- Тестовая работа

Характеристика героев сказки Ершова «Конёк – горбунок»

Деление текста на части, выразительное чтение.

Обобщение по теме. Вопросы и задания для повторения.

А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»,

6

 «Птичка Божия не знает...»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Чтение по ролям, деление текста на части.

Характеристика героев сказки.

Вопросы и задания для повторения.

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок),

4

 «Ашик-Ке-риб»

«Ашик-Ке-риб» выборочное чтение

«Ашик-Ке-риб», Характеристика главных героев

Л.Н.Толстой. «Детство»,

2

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»

А. П. Чехов. «Мальчики»

3

А. П. Чехов. «Мальчики» Деление текста на части, озаглавливание.

А. П. Чехов. «Мальчики» Характеристика героев рассказа.

Обобщение по разделу Рисунок по теме.

2

Вопросы и задания для повторения

Внеклассное чтение

2

Внеклассное чтение

                                                                 23

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ   (10 ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»

2

знать:

- названия, основ ное содержание изученных литера турных произведе ний;

- имена, фамилии их авторов

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

уметь:

-читать сти хотворные произ ведения наизусть (по выбору);

 - находить  в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

 - понимать образные выражения, используемые в произведениях.

- Проверочная работа

А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»

2

А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

И. С. Никитин. «В синем небе плывут над поля ми...»

2

Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

И. А. Бунин. «Листопад»

1

Урок-обобщение (Презентация)

1

Внеклассное чтение

2

Внеклассное чтение

                                                                   10

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (17 ч)

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке» Знакомство с произведением

3

знать:

- названия, основ ное содержание изученных литера турных произведе ний;

- имена, фамилии их авторов

 уметь:

- заучивать стихо творения с по мощью иллюст рации и опор ных слов;

- выра зительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед ау диторией (с пред варительной са мостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языко вом материале, со блюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

 - читать осознанно текст художествен ного произведения «про себя» (без учета скорости);  

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить при меры художествен ных произведений разной тематики по изученному мате риалу;

 -аргументировать свою позицию с привлечением текста произве дения.

- Проверка техники чтения

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке» Чтение и деление текста на части

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке» Выборочное чтение. Характеристика героев.

П. П. Ба жов. «Серебряное копытце» Знакомство с произведением.

3

П. П. Ба жов. «Серебряное копытце» Характеристика героев.

П. П. Ба жов. «Серебряное копытце» Вопросы и задания для повторения.

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» Деление текста на части, озаглавливание частей.

4

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» Общая характеристика героев.

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» Чтение отрывков по ролям.

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» Подготовка рисунков.

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» Знакомство с произведением.

2

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Обобщение по теме Вопросы для повторения.

1

Внеклассное чтение

2

Внеклассное чтение

Резервные уроки

2

                                                                        17

ДЕЛУ ВРЕМЯ  - ПОТЕХЕ ЧАС (9 ч)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

3

знать:

-названия, основное содержание изучен ных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять не большое монологи ческое высказывание с опорой на автор ский текст;

- оценивать собы тия, героев произве дения;

-создавать неболь шой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной ли тературы (сказка, рассказ, басня), сказ ки народные и лите ратурные;

- восстанавливать  авторский  текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения.

- Тест

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; Деление текста на части.

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; Характеристика героев

В. Ю. Дра гунский. «Главные реки»,

2

В. Ю. Дра гунский «Что любит Мишка»;

В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

2

В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Подготовиться отвечать на вопросы.

Обобщение по теме

1

Внеклассное чтение

1

                                                                   9

СТРАНА ДЕТСТВА (8 ч.)

Б.С.Житков «Как я ловил человечков» Знакомство с произведением.

2

знать:

-названия, основное содержание изу ченных литератур ных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

уметь:

-составлять небольшое моноло гическое высказы вание с опорой на авторский текст;

- оценивать собы тия, героев произ ведения

-воспринимать на слух и понимать художест венные произве дения разных жанров;

-передавать их содержа ние по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.

Б.С.Житков «Как я ловил человечков» Чтение отрывков по ролям.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

3

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Характеристика героев.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Выборочное чтение.

М.М.Зощенко «Елка»

1

Обобщение по разделу

1

Внеклассное чтение

1

                                                                   8

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3   (5 ч.)

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

знать:

- названия, основ ное содержание изученных литера турных произведе ний;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

 уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни;

 - читать вслух текст, соблюдая правила произно шения и соответст вующую интона цию;

-читать сти хотворные произ ведения наизусть.

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

1

М.И.Цветаева «Бежит тропинка…»,  «Наши царства»

1

Устный журнал

1

Внеклассное чтение

1

                                                                   5

ПРИРОДА и МЫ  (14 ч.)

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

2

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

 - стили текстов, их различия.

- Р.К. названия и особенности северных рек

уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных

суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

- Проверочная работа

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Характеристика главных героев.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

2

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

М.М.Пришвин «Выскочка»

2

М.М.Пришвин «Выскочка»

Е.Н.Чарушин «Кабан»

1

В.Л.Астафьев «Стрижонок Скрип»

3

В.Л.Астафьев «Стрижонок Скрип»

В.Л.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Обобщение по теме (Презентация)

1

 Внеклассное чтение

2

Внеклассное чтение

                                                                  14

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 4 (5 ч.)

Б.Л.Пастернак «Золотая осень», С.А.Клычков  «Весна в лесу»

1

знать:

-названия, основное содержание изу ченных литератур ных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

уметь:

-  читать сти хотворные произ ведения наизусть (по выбору)

- вырази тельно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори ей (с предвари тельной само стоятельной подготовкой)

Д.П.Кедрин «Бабье лето. Н.М.Рубцов «Сентябрь»

1

С.А.Есенин «Лебедушка»

1

Обобщение по разделу

1

                                                                                    5

РОДИНА (5 ч.) 

И.С.Никитин «Русь»

1

знать:

-названия, основное содержание изу ченных литератур ных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном язы ковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осоз нанно текст худо жественного про изведения «про се бя»;

-создавать не большие пись менные ответы на поставлен ный вопрос по прочитанному произведению.

- Проверочная работа

С.Д.Дрожжин «Родине», А.В.Жигулин «О, Родина!»

1

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

(Презентаци)

1

Обобщение по теме

1

Внеклассное чтение

1

                                                                   5

СТРАНА ФАНТАЗИЯ (7 ч.)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» Знакомство с произведением.

2

знать:

-названия, основное содержание изу ченных литератур ных произведений, их авторов

- по нимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

- Р.К. несколько поморских пословиц и поговорок;

- прозаические произведения.

 уметь:

-участвовать в диало ге при обсужде нии произведе ния;

-строить небольшие мо нологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событи ях)

- участ вовать в литера турных играх (инсценирова ние)

-оценивать собы тия, героев произ ведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни для высказывания оце ночных суждений о прочитанном про изведении (герое произведения, со бытии)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» Характеристика героев.

К.Булычев «Путешествие Алисы»

3

К.Булычев «Путешествие Алисы» Выборочное чтение.

К.Булычев «Путешествие Алисы» Вопросы по прочитанному.

Обобщение по теме

1

Внеклассное чтение

1

                                                                   7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА  (17 ч.)

Дж.Свифт «Приключения Гулливера» Знакомство с произведением.

3

знать:

-названия, основное содержание изу ченных литератур ных произведений, их авторов.

уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- Проверка техники чтения

Дж.Свифт «Приключения Гулливера» Персонажи произведения.

Дж.Свифт «Приключения Гулливера» Чтение по ролям. Деление текста на части.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

(Просмотр м/ф) Знакомство с содержанием .

4

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

(Просмотр м/ф) Персонажи сказки их характеристика.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

(Просмотр м/ф) Выборочное чтение сказки и чтение по ролям.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

(Просмотр м/ф) Обобщение. Подготовка рисунков.

М.Твен «Приключения Тома Сойера» Знакомство с произведением.

3

М.Твен «Приключения Тома Сойера» Чтение по ролям. Деление текста на части.

М.Твен «Приключения Тома Сойера» Просмотр фильма. Игра: «Задай вопрос соседу»

С.Лагерлеф «Святая ночь» Знакомство с произведением.

2

С.Лагерлеф «Святая ночь» Вопросы и задания.

С.Лагерлеф« В Назарете»

2

С.Лагерлеф« В Назарете» Чтение по ролям

Обобщение по разделу

1

Резервные уроки

1

Внеклассное чтение

3

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение

                                                                   17

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Книги, которые ты прочитал летом

13 ЧАСОВ + 5 часов РК

знать:

- 2-3 книги каждого автора, представленного в обучении;

-   3-6 книг на каждую тему чтения, соответствующую возрасту;

- знать приемы выбора книг на определенную тему, пользуясь выставкой, рекомендательным указателем, каталогом детской библиотеки или открытым доступом к книжным полкам;

- важнейший отличительный признак справочной литературы, уметь ею пользоваться.

уметь:

- ориентироваться  в каталожной карточке;

- подбирать материал из нескольких источников для высказывания о самостоятельно прочитанной книге, ее авторе или литературном герое (привести факты, поступки, размышления, выразить к ним свое отношение), составить рассказ по плану, заданному учителем

- целенаправленно читать детскую периодику (газеты, журналы) и систематически использовать помещенные там материалы на уроках и во внеурочное время.

Урок – путешествие по земле богатырской

Что за прелесть эти сказки!

Природа в творчестве русских поэтов

Библиотечный урок «Такие разные книги»

Конкурс стихов «Здравствуй гостья-зима!»

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться

Книги о сверстниках, о школе

Стихи о временах года (Презентаци)

От чистого сердца: произведения о маме

Фантастические повести Е.Велтистова и К. Булычева

Сказки  Г.-Х. Андерсена

Организация летнего чтения

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Творчество Октябрины Вороновой

             В течение учебного

                года, включены

            в содержание уроков

Обучающиеся  должны знать:

  1. название и содержание 2-3 сказок, легенд и сказаний о земле Сибирской;
  2. авторов произведений о родном крае;
  3. название и предназначение заповедников нашей области;
  4.  названий коренных народов

Обучающиеся  должны уметь:

  1. пользоваться понятиями и названиями культуры;
  2. приводить примеры устного народного творчества края (2 - 3);
  3. приводить примеры произведений писателей Новосибирской области (2-3);

- сравнивать на элементарном уровне сюжет и художественные средства произведений устного народного творчества края и России.

Природа в стихах  (Презентаци)

Животный мир Новосибирской  области

Стихи  поэтов г. Новосибирска

Произведения Соколова - Микитова

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ В 4 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Обучающиеся должны:

  1. владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  2. понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  3. передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
  4. составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
  5. вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  6. выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
  7. самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
  8. знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений боль ших фольклорных жанров, а также литературных произведе ний писателей-классиков;
  9. знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте чественной и зарубежной литературы;
  10. знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их переска зывать;
  11. знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуа ции можно употребить каждую из них;
  12. уметь полноценно слушать; осознанно и полно восприни мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схваты вать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказа тельствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  13. давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

  1. Развитие навыка чтения.

Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа чтения — чтения целыми словами за счет:

1) отработки приемов целостного восприятия слова;

2) точности его зрительного восприятия и быстроты;  

3) быстроты понимания значений прочитанных слов и предложений.

  1. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфрэпически правильного чтения.

    Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения.

    Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

    Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержании высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

    Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

  1. Требования к уровню сформированности навыка чтения.

   Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения), соответствующей содержанию читаемого 70-75 слов в минуту.

  1. Выработка умений работать с текстом.

    Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций.

    Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

    Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.

    Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с помощью учителя.

    Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор, для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

    Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения; оценка их поступков (с помощью учителя)

    Понимание образных выражений, используемых в художественных произведениях.

    Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.

ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.

    Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

    Рассматривание и описание сходных и различных предметов; проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы. Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную или грустную. Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лягушка-путешественница». Рассказывание-импровизация на заданную тему.

3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека.

     Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй. Устные и письменные рассказы детей на заданные им «свободные темы».

4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.

    Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

    Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений; развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

    Размышление над содержанием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному. Сравнение стихотворных произведений, написанных на одну тему разными авторами.

5. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.

     Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

    Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения.

    Привитие интереса  и потребности в осмыслении позиции автора, особенностей его видения мира.

    Сочинение собственных загадок, небылиц, прибауток, дразнилок, считалок, страшилок.

    Придумывание своего варианта развития сюжета известных сказок и рассказов, переработка их по предложенному варианту: «Что было бы, если…»

    Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

    Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

    Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушатели, исполнителя и создателя художественного текста.
   Коллективное обсуждение творческих работ.

  1. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами

    Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

    Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров, как сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение.

    Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...