конспект урока по азбуке 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Шапаренко Наталья Николаевна

публикую конспект урока по азбуке в 1 классе тема" Буква щ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_shch_2.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Учитель начальных классов : Шапаренко Наталья Николаевна

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Тема  «Звук [щ], буквы Щ щ. Знакомство с традиционным написанием ща, щу.»

 Цели: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;

                 2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать

                 навык звукового анализа слов;   

             3. развивать речь, внимание;

             4. воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Оборудование:   учебник «Азбука», наглядность

Здравствуйте, ребята!

Садитесь, пожалуйста.

Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

                              наглядность, раздаточный материал для чтения в парах .

                                                     Ход урока

•1.      Организация класса 

Вот и помогите мне сейчас отгадать загадку:

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

никто не приучает,

А на нос садится.

          Верно, это муха. Раз уж мы с вами заговорили о ней, давайте сыграем в нашу игру      на внимание «Муха». Мы уже знакомы с ее правилами, а кто из вас сможет эти правила объяснить нашим гостям?

(Мы представляем игровое поле из девяти клеток. По команде учителя наша «муха» перелетает с клетки на клетку. Команды могут быть такие: 1 клетка вверх, вниз, вправо, влево. Если «муха» вылетела за пределы игрового поля, мы должны сказать «Стоп!»)

   2. Игра на развитие внимания

«Муха»

3.Повторение изученного

  - Подумайте, какая из этих двух схем является схемой слова «муха»?

МУХА

   ЮЛА

-Докажите. (Предполагаемый ответ ребенка: в слове «муха» 2 слога, ударение падает на первый слог, а не на второй; в слове «муха» первый звук согласный твердый, а не мягкий).

-Молодцы, справились. Давайте впишем слово «муха» в схему.

-А что мы можем сказать о втором слове по его схеме? ( В этом слове букв 3, а звуков 4.        Первая буква обозначает два звука  [Й] и [У], следовательно, это  быть буква  Ю. Это может быть  слово ...ЮЛА.

- Что это такое? (игрушка, волчок). У кого есть такая?

- Давайте поиграем: изобразим юлу:

4. Физминутка «Волчок»

      На одной ноге кружится,

      Беззаботна, весела.

      В пестрой юбке танцовщица,

      Музыкальная юла.

      5. Изучение нового

 - А теперь послушайте стихотворение, которое поможет нам познакомиться с новым звуком.

Под кувшинками в тиши, где не очень мелко,

Ходят важные лещи шириной с тарелку.

-О ком это стихотворение? Кто такие лещи?

Давайте посмотрим, как выглядит лещ - «Азбука» на стр.103.(положить всем закладки)

-Лещ - это речная рыба с плоским телом.

-Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.

- Дадим характеристику каждому звуку.

- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)

-Что нарисовано на второй картинке? (это плащ - предмет верхней одежды).

-Дайте характеристику каждому звуку в этом слове. Произнесите последний звук [щ],

-Кто уже догадался, какова тема нашего урока? ( тема на доске: Звук [щ])

- Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.

   -Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,

-на что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)

-какой еще звук похож на шипение?

-чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)

-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки;

- Поэтому для его обозначения мы будем пользоваться этим значком. ( На страничке в верхнем левом углу).

-А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).

- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].

 6.Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)

Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.

Молодцы! Садитесь.

- А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.

Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая. (на доске продолжение темы: буквы Щ щ)

-Что можем сказать об их написании? (элементы одинаковые, какие?).

-Найдем букву «Щ» в алфавите - стр. 127.

-Каково ее место в алфавите? (после «Ш» перед «Ъ»)

-Прочитаем столбик букв сверху вниз с буквой Щ, строчку с этой буквой.

-Посчитайте, какая она по счету с начала алфавита (27), с конца (7)

-На что похожа буква «Щ»?

Страничка из «Веселой азбуки»

   На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же?

7. Закрепление нового

- А теперь почитаем слова с новой буквой - ЩУКА, ПРОЩАЙ.

-Сравним буквы и звуки, которые они обозначают.

-Что интересного заметили?( Гласные буквы А и У, которые есть в этих словах, обозначают твердость согласных, а звук [щ] - мягкий)

- В чем же здесь дело? Почему написали ЩУ, ЩА?

-Встречались ли нам уже подобные несоответствия?

-Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, эти написания считают традиционными, их нужно запомнить.

-Теперь прочитаем слоги внизу страницы

-Обратим внимание на схемы этих слогов, что они обозначают? (согласный-гласный, гласный-согласный)

-Читать будем перекличкой: девочки-мальчики.

-На что еще обратили внимание? (два слога произнесли одинаково: ЩО, а буквы разные О и Е, значит, в некоторых словах пишется Е, а в некоторых О.

   Чтение цепочек слов на стр. 104

- Первую строку - слова с использованием слога ЩЕ читаем с объяснением: синие дуги делят слово на слоги, черточка над буквой обозначает ударение, в словах с буквой Е ударение не ставится- она всегда обозначает ударный звук), разбираем значение ( ЩЕКА-одна, ЩЕКИ-две, ЩЕЧКИ- ласково, у ребенка)

  -Вторую строку - слова со слогом ЩИ, читает хором первый ряд

  -Третью строку - со слогом ЩУ - второй ряд. Подбираем слова: Щучья... пасть, уха,   

   щучьи... плавники.

  -В этих словах есть Ь, какую он играет роль? (разделительный)

  -Четвертую строку - слова со слогом ЩЕ, читает третий ряд

  - А пятую строку прочитаем все вместе, потому что начинается она уже со слова.

  - Подбираем слова: овощной ... суп, салат, магазин.

8. Отдохнем. Зарядка для глаз - по зрительному тренажеру.

9.Чтение текстов с новой буквой.

- Что обозначает значок на полях? (загадка)

-Прочитайте текст загадки самостоятельно, вполголоса.

-Один ребенок читает вслух: И зелен, и густ -

                                                      На грядке вырос куст.

                                                  Начали щипать -

                                                  Стали плакать и рыдать.

-Что же это? (конечно, лук)

-Сколько картинок нарисовано к загадке? (две)

-Что на первой картинке? (лук на грядках), найдите строчки к этому рисунку.

-Что на второй картинке) (дети плачут, глядя на лук), прочитаем строчки ко второй картинке.

- Найдите слово с буквой Щ (щипать), в каком значении оно здесь употреблено? (рвать лук )

-Какие слова похожи по значению? (плакать и рыдать). Подберите еще похожие по значению слова (хныкать, ныть)

-Если лук доставляет неприятности, заставляет плакать, зачем же его выращивают? (лук полезен для здоровья, в нем много витаминов, он убивает микробы, его обязательно нужно есть зимой)

-А вот ребята второго класса, которые уже научились читать и писать, даже создали собственную «Луковую книгу». Вот она, посмотрите: на каждой странице -пословицы, поговорки, стихи о луке и его пользе, а также рецепты вкусных блюд с использованием лука.

- А вот какая замечательная обложка у этой книги, кто на ней изображен? Верно, это Чипполино, мальчик - луковка. Вы знаете автора этой сказки? Это итальянский сказочник Джанни Родари. (показать книгу)

-Когда все вы научитесь хорошо читать, сможете сами прочесть эту сказку.

Работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам почитать друг другу, по очереди выдержки из «Луковой книги» (уже выданы карточки с пословицами, стихами о луке)

-Какие еще овощи можно вырастить на грядке?

-А это что за овощ на картинке в «Азбуке»?

-Верно, это тыква.

-Прочитаем про нее загадку (первый раз самостоятельно, второй раз - один ученик):

Золотая голова

Велика, тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

-Ребята, какое слово повторяется  несколько раз? (голова)

-Почему? (у тыквы большой плод, похож на голову)

-Почему про нее сказано «золотая голова»?

-Потому, что желтая (красивый желтый цвет иногда называют золотым)

- когда еще употребляют «золотая» вместо «желтая»? (осень, например)

-Про какую часть тыквы говорят: шея тонка? (про стебель)

-Прочитаем еще раз загадку выразительно.

10.Итог урока

-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?

-Прочитаем пословицу на доске: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

-Объясните ее смысл. (грамоте горазд - значит грамотен, многое знает; тому не пропасть - все у него получится, со всем справится)

11.Рефлексия

-Все ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский алфавит или азбука ( конспект урока в 1 классе)

Это конспект урока с активными ссылками на ЭОР в интернет...

Конспект урока в 1 классе "Азбука- к мудрости ступенька"

Форма урока: урок-праздник.Тип урока: обобщение изученного материала. Цель урока: воспитание положительного отношения к чтению,...

Конспект урока компьютерная азбука 2 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока. Компьютерная азбука - предмет из школьного компонента. Программа курса “Компьютерная азбука”  рассчитана на учащихся 2-4- х классов с ограниченными возможностями здоро...

конспект урока для 3 класса - спортивная азбука

Это мастер-класс расчитан на 20 мин урока. На  уроке  подобраны  задания   с применением  алфавита (разминка, эстафеты, игры, упражнения на дыхание)....

План конспект урока музыки 1 класс "Сочини мелодию"/"Музыкальная азбука"

План конспект урока музыки 1 класс "Сочини мелодию"/"Музыкальная азбука"...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"

Конспект урока музыки  1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...

Конспект урока "Музыкальная азбука". 2 класс

Урок 2 класса в разделе "День полный событий"...


 

Комментарии

Шапаренко Наталья Николаевна

дорогие, коллеги1 может кому пригодится, буду рада!