"Прощание с азбукой" Урок-игра "Умники и умницы "
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Традиционный в первом классе праздник прощания с азбукой решила провести в форме урока-игры "Умники и умницы", так как считаю, что родителям интересно увидеть своих детей в  роли ученика, отметить их достижения; сопоставить успехи своего ребёнка с успехами одноклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_za_prelest_eti_skazki.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Что за прелесть эти сказки?

         Здравствуйте ребята. Все вы наверное, знаете и любите сказки. Сегодня мы совершим путешествие в мир в сказок.

         С самого раннего детства вы слышали сказки. Вам их рассказывали мамы или бабушки, а сейчас вы, наверное, и сами их уже читаете. Назовите, какие сказки вам знакомы?

         А вот на нашем пути избушка на курьих ножках.

         Кто в ней живёт?

         Правильно ли стоит избушка?

         Какие слова необходимо сказать, чтобы она встала правильно?

         А в каких сказках живёт баба-яга?

         Какое транспортное средство использовала для передвижения баба-яга?

         На чём ещё передвигались сказочные герои?

         А какие волшебные вещи есть в сказках?

2. Игра «Цветик-семицветик».

    Сейчас вы будете отрывать по 1 лепестку от цветка и отвечать на вопросы- узнавать сказку.

         Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

         Он сам того не ведая, несёт её домой.

Не лежалось на окошке – покатился по дорожке.

         Нет ни речки, ни пруда –

         Где воды напиться?

         Очень вкусная вода

         В ямке от копытца.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

         Вымолвил словечко –покатилась печка.

         Прямо из деревни, да к царю, к царевне.

         И за что не знаю, повезло лентяю?

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Ах, какая девочка – как она мила!

         Красна девица грустна – ей не нравится весна.

         Ей на солнце тяжко – ах, она бедняжка!

3. Спешите отгадать: кто прислал телеграммы?

-Я от дедушки ушёл,

 Я от бабушки ушёл,

 Скоро буду у вас.

         -Золотое яйцо снесла, скоро снесу простое.

-Спасите! Нас съел Серый Волк!

         -Нам не страшен Серый Волк!      



Предварительный просмотр:

ПРОЩАНИЕ  С  АЗБУКОЙ.

Сегодня у нас в классе необычный урок-урок-праздник.  Мы собрались попрощаться с букварём - с нашим  первым учебником,  с нашим добрым другом. К нам  пришло  много  гостей  разделить  с нами эту радость. Конечно, нам  очень жаль расставаться  с  букварём,  но огорчаться не  стоит. На смену букварю придут новые книги, такие  же умные, как и букварь.

А сейчас  слово  детям.

Мы  смешными  малышами  прибежали  в  этот  класс.  

Нам тетрадь с карандашами подарили в этот раз.

С этой книжкой самой первой каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным на заветный перевал.

Край родной, родные дали, реки, рощи и моря-

Целый мир мы открывали на страницах букваря.

Cегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать, тому, кто был другом,

Кто каждый свой час молчал, но учил нас трудиться.

Сначала он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы.

И букварю спасибо сказать

Сегодня должны все ребята.

            33 родных сестрицы,

            Писаных красавицы,

            На одной живут странице,

            И повсюду славятся!                

                       К нам спешат они сейчас,

                       Славные сестрицы,-

                       Очень просим всех ребят

                       С ними подружиться!

            А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

            Прикатили на еже!

                       З, И, К, Л, М, Н, О

                       Дружно вылезли в окно!

            П, Р, С, Т, У, Ф, Х

            Оседлали петуха,-

                       Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-

                       Вот и все они, друзья!

            Познакомьтесь с ними, дети!

            Вот они – стоят рядком.

            Очень плохо жить на свете

            Тем, кто с ними не знаком!

 

За короткое  время мы многому  научились.  Мы умеем  читать,  писать,  считать.

Cтихотворение:  “Как хорошо  уметь  читать”.

Умеем мы и по ролям читать.

    « БОБИК В ГОСТЯХ У БАРБОСА»  читают

Автор: Саша М.

Бобик: Игорь

Барбос: Вика

Итак,  знаний  в  наших  головах  прибавилось,  и  сегодня  свои  знания  и  умения  мы  покажем  нашим гостям.  Мы  будем  играть  в  игру  «УМНИКИ  И  УМНИЦЫ».

Игра  состоит  из  двух этапов:

1 этап отборочный:  в  него  играют  все  ребята.  Я  буду  задавать  вам   вопросы,  а  вы  будете  отвечать.  За  каждый  верный  ответ  вы  получите  жетон.  Кто наберет  больше  жетонов,  выходит  во  2  этап.

ОТБОРОЧНЫЙ  ЭТАП

-Из чего состоит наша речь?

-Из  чего  состоят предложения?

-Что  такое  предложение?

-Каковы  правила  написания  предложения?

-Сколько  букв  в  русском  алфавите?

-Сколько  гласных?

-Какие  буквы  не  имеют  звуков?

-Назовите  буквы,  которые могут обозначать 2 звука?

-Знак, который ставится над 1 буквой гласного звука в слове.

-Чем  отличается  гласный  звук  от  согласного?

-Как  узнать,  сколько  слогов  в  слове?

-Бывает устная, бывает и письменная.

-Cколько  слогов  в  слове  ОЛЕНЬ?

-В  слове 3 гласных  и  3  согласных.  Сколько в  слове  слогов?  Почему?

-Приведите  примеры  таких слов.

-Назовите имена мальчиков, в которых 2 слога.

-В  слове  всего  4 звука,  1 гласный.  Сколько  в  слове  слогов?  Приведите  примеры таких слов.

-Назовите  слова, в которых  согласных  звуков  больше,  чем  гласных.

-Назовите имена людей, в которых есть разделительный ь.

-Назовите имя девочки, в котором 4 буквы, а звуков 6.

-Назовите слова  с ударением на  втором  слоге.  (cлова  напечатаны  на листах).

-Назовите слова  с сочетаниями  -оро-.

-Какие  слова  пишутся  с  большой  буквы?

-Сколько  звуков  в  слове  ЯГОДА?  Cколько  букв?  Почему?

-Назовите  парные  согласные.

-Назовите имена девочек, в которых 3 слога

На этом  отборочный  этап  завершился.  Подсчитываем  жетоны.  В  финал  выходят:

ДОП. ВОПРОСЫ:

-Назовите имя человека, который первым напечатал букварь в России?

-Что использовали в старину вместо бумаги?

-Как называлась заострённая палочка для письма?

-Зачем нужны буквари?

-В каком городе поставлен памятник Ивану Фёдорову?

-Где используют алфавит?

-Загадка: Чёрные, кривые, от рождения все немые

                Встанут в ряд- сразу заговорят.

-назови скороговорку.

-назови пословицу.

-приведи примеры слов с разделительным ъ и ь знаками.

       М у з  ы  к  а  л  ь  н а я  п а у з а.(«МЕТЛА»-шут. песня).

 

ФИНАЛЬНЫЙ  ЭТАП.

Участники выбирают  дорожки.

-    В каких словах не ставится ударение?
-    Чем звук отличается от буквы?    

  1. Как  надо  переносить  слова?                                    
  2. Какими  могут  быть  ъ  и  ь?  Для  чего они  нужны?
  3. Когда  гласные буквы  Е,  Ю,  Я,  Е  обозначают  2  звука?
  4. На  какое  правило  слово  СКА*КА?
  5. Назовите  3  слова,  в  которых  спрятались  числа?

-    Разгадай  ребус:  Р1А

-    Назови  согласные, которые  всегда  мягкие?

-    Назови пословицу о книге, учебе, школе.

-    Угадай пословицу: У…… - у…., -у…… - р…… .

Cамые  точные  и правильные  ответы  давал… Ему  вручается орден  умника  и сладкий  приз.  Остальным  игрокам   финального  тура поощрительные  призы.

РЕКЛАМНАЯ  ПАУЗА.

                           Песня   “Чему  учат  в  школе”.

ИГРА  ДЛЯ  БОЛЕЛЬЩИКОВ.

1.  УГАДАЙ  БУКВУ.  

2.  БУКВА   ЗАБЛУДИЛАСЬ.

3.  РЫБАЛКА. Собрать как можно больше слов о школе.      

 

                     

ФИНАЛЬНЫЙ  ЭТАП.  2.

-   Как  называются  слова?  Назови  корень.

ЦВЕТНИК

ЦВЕТОК

ЦВЕТОЧНЫЙ

-   Подбери антонимы:  

ЖАРКИЙ

ЛЕГКИЙ

ГЛАСНЫЙ

-   Назови  мягкие  согласные  в слове  ЧАЙНИК.  Какую    орфограмму  нужно  объяснить?

-   Назови  всегда  твердые согласные.

-   Какие ошибки  допущены  в  предложении?

МАЛЫШЫ  ИДУТ  НАГОРКУ

-   Как превратить шест в число?

                               Угол в топливо?

-   Какое  слово  здесь  спряталось?  КАМЫШ-МЫШКА

Подводим  итоги  2  финального этапа.

А  сейчас  слово детям:

Мы  прочли  букварь  до  корки

Нам  по  чтению “пятерки”.

Позади  нелегкий  труд  слогового  чтения.

Нам  сегодня  выдают   удостоверения.

В  том,   что мы  букварь прочли,

Полный  курс  наук прошли

И  теперь  без  передышки

Мы  прочтем любые  книжки.

ВРУЕНИЕ  УДОСТОВЕРЕНИЙ.

                                                  БУКВАРЬ:

Желаю вам цвести,  расти,  копить,  крепить  здоровье.

Оно  для  дальнего  пути  важнейшее  условие.

Пусть каждый день и каждый час  вам  новое  добудет,

Пусть  добрым будет  ум  у  вас, а  сердце умным  будет.

Вам  от  души  желаю  я,  друзья,  всего  хорошего

А  все  хорошее,  друзья, дается  нам  недешево.

Детям  раздаются  новые  книги  по  чтению.

Родители поздравляют  детей  с  первой  школьной  победой  и вручают  им книги.

 Песни: О маме

             О папе

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"

Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...

Сценарий праздника прощания с начальной школой "Прощание с начальной школой»

Прощание с начальной школой»Цели: Донести до сознания детей, что окончание начальной школы и перехода в            среднее звено – со...