Работа над развитием беглости чтения.
материал по чтению по теме

Приемы индивидуальной и фронтальной работы,позволяющие существенно увеличить беглость чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navyka_beglogo_chteniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Среди всех  обще учебных  умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе.

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Естественно, все их невозможно учесть в исследованиях: в классе сидят по 25-30 человек и на каждого влияют по 200 факторов, то для того чтобы их учесть, надо собрать не менее восьми тысяч единиц информации, всю ее переработать и найти взаимосвязи, оценить тесноту связи между факторами и успеваемостью. Не следует также оценивать действие всех факторов на успеваемость. Правда, существует мнение, что в педагогике все важно. Это верно, но все важно в разной мере.

Опираясь на мнение учителей, анкетирование учащихся, был выявлен самый важный из этих факторов – скорость чтения. Были проведены исследования среди учащихся 4-5 классов, которые выявили резкое падение успеваемости в 5 классе. Это всем давно хорошо известно. В 3 классе 60-70% хорошистов, а в 5 классе их число резко снижается- до 30-40%.И с достоверностью до 95% можно выделить основную причину этого явления- низкую скорость чтения. Если в 3-4-м классе ученики плохо читают, то в 5-м классе средней школы падает их успеваемость

Ребенок, который не умеет бегло читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку. Теперь большинство учеников в классе учится на тройки. В классе преобладает психология троечника.

Это очень пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все больше учеников. В чем же смысл психологического заражения , наблюдаемого у пятиклассников?

Большинство учеников рассуждает так: учиться хорошо – на «4» и «5»- трудно и недостижимо. Двойку все равно не поставят. Значит, единственный вариант-тройка. Хоть учись, хоть не учись – все равно результат один – тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 5 класса дети начинают хорошо понимать это, и уже в 6 классе многие перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учебе, мягко говоря, наплевательски.

Если подлить цепочку явлений в 7-8 классы, то можно увидеть, что падение отзывчивости  в 7 классе приводит к практическому слому воспитательной работы: увеличивается количество трудных учеников, что приводит к тому, что пик правонарушений среди подростков  уже переместился с 8-9 классов в седьмые.

 В реальных условиях вряд ли возможно, чтобы все дети учились на пять. Но с другой стороны, какой педагог может удовлетвориться тем, что большинство учащихся занимается на три? Это является причиной отрицательного психологического настроя школьников по отношению к учебе. Очевидно, всех бы устроило такое положение, когда большинство учащихся занимается на четыре. Для этого необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ученики имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Известный ученый и педагог В. Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает ребенку возможность успешно учиться в средней школе. Именно при темпе чтения в 120-150 слов в минуту достигается лучшее понимание текста учениками. К такому оптимальному темпу чтения в течение столетий приспособилось мышление и артикуляционный аппарат человека. Средняя скорость чтения у дикторов телевидения составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи – в  оптимальном для осмысления материала. Не подлежит сомнению тот факт, что реальная  скорость чтения у учащихся общеобразовательных школ намного ниже приведенных выше цифр. Отсюда и большинство бед современной школы.

 Можно возразить, что разные ученики имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту, а некоторые говорят даже в темпе скороговорки. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном чтения 120-150 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для таких категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Однако флегматики и меланхолики составляют в классе менее 10 %, то есть 3-4 человека. Таким образом, можно сделать вывод, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Каковы же условия успешного формирования навыка беглого чтения?

  1. Необходимо сотрудничество учителя и родителей.
  2. Учитель, ученики и их родители должны владеть специальными упражнениями по развитию техники чтения. Для этого необходимо организовать тематические родительские собрания уже в 1-м классе начальной школы.
  3. Необходимо систематически проводить замер по технике чтения, настроить учащихся на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.
  4. Диагностический замер техники чтения  дает возможность определить группу детей, которые выполняют и перевыполняют норматив, а также группу учащихся, с которыми предстоит работать.
  5. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.

Организуя  контроль над техникой  чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных и познавательных задач. Особенно важно при каждом замере подчеркивать успехи ученика в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, терпение и стремление к победе.

Если ребенок добился успеха, пусть даже и небольшого, его работа должна быть отмечена. Терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении чтения, отмечая его упорство, стремление к победе, учитель и родители стимулируют деятельность младшего школьника.

Каковы же основные приемы  используются для достижения оптимальной скорости чтения?

-  Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то ,что постоянно перед глазами, а то ,что мелькает: то есть ,то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Однако, на практике можно наблюдать другое. Мать усаживает плохо читающего сына за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой скорости чтения , которой обладает первоклассник, ему потребуется не менее часа очень трудной для него работы, чтобы прочитать эту короткую сказку. Мать совершает серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Эффективность коротких (по 5-10 минут) тренировок, но повторенных трижды за вечер, гораздо выше одной  тренировки продолжительностью час-полтора.

  1. Жужжащее чтение.

Сейчас, наверно, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 учеников. При этом каждый из детей поупражняется не более 2 минут. Используя  жужжащее чтение можно добиться более высоких результатов. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренинг идет 5 минут. Таким образом, не 10 человек, а весь класс упражняется в течение 5 минут.

  1. Этот резерв целесообразно использовать на каждом уроке, кроме математики. Это так называемые пятиминутки чтения.

По обычной методике учитель имеет 4 урока чтения в неделю. И за одну неделю опросит каждого из 30 учащихся по одному разу, т.е. учащиеся будут иметь по две минуты тренировки в неделю. Всего 2 минуты! Вряд ли за это время можно научить ребенка нормально читать.

Хорошо, если ребенку повезло с семьей, - он компенсирует дома недостаток практики чтения. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж за неделю и сводится к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится.

Сейчас много говорится о генах, о наследственности. Причем, как правило, тогда, когда ребенок не успевает в учебе. А дело вовсе не в генах, а в плохой организации работы. За 2 минуты никто читать не научится. Вот тут-то и необходимо тесное сотрудничество учителя и родителей. Как же это получается? Например, учитель практикует пятиминутки чтения. Значит, каждый из его учеников читает 4ур. по 5 мин.=20 мин. в день, 100 мин. в неделю. Если  же к работе подключить и родителей, которые будут  всего лишь по 20 минут в день заниматься со своим ребенком чтением, то еженедельный тренаж составит уже 240 минут в неделю!

-  Хороший результат дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

  1. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и получает кратковременный отдых. При применении этого режима могут быть использованы диафильмы или книги, в которых на листе напечатаны 2-3 строки в сопровождении красочных иллюстраций.
  2. Повышению осмысленности чтения способствует дидактическая игра- поиск пропущенного в тексте слова.
  3. Иногда развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, забыл начало. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, ему приходится читать снова и снова.

Для работы над оперативной памятью используют зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. На доске  пишут 6 предложений и закрывают листом бумаги. Затем лист сдвигают, открывая первое предложение и демонстрируют в течение 4-5 секунд. Затем предложение стирают и предлагают записать. На  6 предложений  уходит 6-8 минут урока.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать нерегулярно, никакого эффекта не будет.

Развитию внимания  также способствует чтение слов по карточкам с изменением одной буквы.

Можно использовать также другие упражнения:

-чтение столбиков слов, стараясь за 1 минуту прочитать все большее количество раз этот столбик

-звуковая разминка по написанным буквам

-выбирать из заданного текста слова в 3-4 слога и читать их

-игра « Фотоглаз ». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произнес взрослый, в перечне или нет?

-найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице)

-чтение за взрослым

-за минуту найти в тексте слова на какую-либо букву

  1. Многократное чтение. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать  одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
  2.  Чтение в темпе скороговорки. Не следует уделять внимание выразительности чтения. Нельзя ставить взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено  только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов.

Нужно использовать в работе задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:

  1. чтение по ролям
  2. придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора
  3. взрослый заканчивает чтение на интересном месте, предлагая прочитать дальше самим
  4. взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

Важно учитывать организационные «мелочи»: рассаживать слабых учеников с сильными; уделять внимание той части рассказа, к которой есть иллюстрация; проводить специальную подготовку детей к выразительному чтению, определяя по особенностям текста, как надо читать: быстро или медленно, громко или тихо, а может быть, ласково, нежно. Дети  должны читать так, как читают другу, маме, бабушке. При таком настрое снимается излишняя напряженность.

Все приведенные выше упражнения могут быть использованы как в классной, так и в индивидуальной работе. Но продолжительность урока и его насыщенность не позволяют максимально  использовать эти упражнения на уроке. Вот здесь и необходимо сотрудничать с родителями учащихся.

 К сожалению, не все родители понимают необходимость помощи школе в овладении  чтением их собственным ребенком. Вначале все приветствуют идеи учителя и обещают свое содействие. Но в дальнейшем пускают все на самотек, как только достигается первый результат. Это видно из таблицы. По окончании адаптационного периода в 1 классе, я поняла, что, используя обычную методику  не смогу достичь приемлемого темпа чтения. В ноябре месяце, еще в период обучения грамоте, я ввела пятиминутки чтения на всех уроках. Ребята стали приносить в школу свои книги, читая их в школе и дома. Результат не заставил себя ждать. Уже через месяц темп чтения возрос в среднем на 30%.

       Здесь нельзя не сказать о том, что мне оказали помощь родители учащихся. Я провела тематическое  родительское  собрание, на котором убеждала родителей в необходимости сотрудничества. И мне это удалось. В  течение ноября- декабря дети читали помимо школы по 20 минут дома. Многие ребята занимались с родителями различными упражнениями по увеличению скорости чтения. Исчезло волнение во время чтения вслух, появился интерес к книге. Стало возможным применение элементов драматизации при чтении.

 Но наступили  зимние каникулы, во время которых дети не читали дома, и на следующем замере произошел откат темпа чтения назад. Большинство детей признались, что совсем не брали книгу в руки. На очередном родительском собрании была вывешена таблица, в которой были отражены не только цифровые данные о темпе чтения, но и успехи каждого ученика.

Мне больше не пришлось просить родителей о помощи. Стало понятно, что только совместными усилиями мы сможем добиться хороших результатов. Дети не соревнуются между собой в погоне за каким-то большим результатом. Они лишь следят за своими успехами, наблюдают за ростом  своих  результатов. С гордостью сообщают, что улучшили  темп чтения благодаря своим стараниям, что теперь могут читать не только простые тексты, но и энциклопедии для детей, сказки и рассказы. Практически при каждом замере дети улучшают свой результат. Это благотворно сказывается на отношении учеников, как к тренировкам, так и к самим замерам. Они ждут их с нетерпением, иногда даже встречают большие успехи одноклассников аплодисментами.

Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика, должен быть отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу отметкой или другим способом. При такой постановке дела дети работают результативно и увлеченно.

Приобретение необходимой для успешного обучения техники чтения, поможет учащимся сохранить качественную успеваемость при переходе в среднюю школу и поможет им в дальнейшем освоении мира знаний.

Литература

Н. Д. Путина »Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения»  Н.Ш. 2002г.

Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению»  М. «Просвещение» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений (Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

               В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобр...

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений...

Виды работ по развитию техники чтения

Виды работ по развитию техники чтения на уроках в начальной школе...

Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...

Упражнения для развитии беглости чтения.

Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл сво...