Урок - проект " Весна пришла"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Дети наблюдают за весенними изминениями в природе. Делают зарисовки - выставка рисунков. Читают и анализируют стихи о весне. Выбирают  стихотворение и заучивают. На уроке проходит конкурс стихов. Выбираются лучшие и заносятся в сборник "Весна пришла".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета – заявка

На участие в конкурсе методических разработок «Мой лучший урок»

  1. Гурьева Ольга Николаевна

  2. Дата рождения:  11 августа 1967г.

  3. Место работы: МОУ Торопецкая СОШ №1

  4. Должность: учитель начальных классов

  5. Педагогический стаж работы: 24 года

  6. Преподаваемый предмет: начальные классы

  7. Класс проведения урока    2 «А»  количество обучающихся в классе 27 об.

  8. Тема урока: урок – проект «Весна пришла»

  9. Электронный адрес: olga69rysmail.ru

Урок - проект по литературному чтению

                                                                                               УМК «Гармония»

 2-а  класс МОУ Торопецкая СОШ №1

Гурьева Ольга Николаевна

«Весна пришла»

Цели урока:

1)Создание представления о весне на основе изученных произведений, а  также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие  у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения   работать в парах и группах.

 3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.        

Проектные цели:

.развивать умение строить монологическую речь;

.умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

.умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь;

Оборудование:

1. Репродукции картин великих художников:  «Март» Исаака Левитана, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Большая вода» Левитана, Васнецов А.Г. «На пашне. Весна».

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “Времена года”, «Песня жаворонка».

3. Листы формата А-3 с рисунками для раскрашивания на тему «Весна».

4. Карандаши, фломастеры, папка скоросшиватель для сборника.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о весне.

Ход урока:

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент. (включаю пение жаворонка)

- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.  

2. Вступительное слово учителя.  Постановка задач урока.

А) Прослушивание грамзаписи.

- Наш урок начнет музыка, а вы расскажите, о чем она вам поведает.

( Приход весны).

- Вот так услышал музыку весны композитор Чайковский. Свою пьесу он назвал «Жаворонок».

Б) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.

- Весна волнует сердца и настоящих художников.  

Мы с вами оказались среди картин известных художников, посвященных теме «Весна».

- Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно

Чтоб в душу и сердце

Нахлынули чувства

- Весна! Какие ассоциации у вас возникают? (подснежники, грачи, проталины…)

- Какие изменения происходят с наступлением весны?

- Стоит ли репродукции картин поменять местами по происхождению изменений в природе?

. Работа с репродукцией И. И. Левитана “Весна. Большая вода”.

Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Постарайтесь его отгадать.

- Скажите, какое время года здесь изображено?

Докажите. (Деревья, солнышко, настроение, небо и вода чистые и прозрачные бывают только весной).

- Как бы вы назвали эту картину?

- Левитан назвал эту картину “Весна. Большая вода”. Давайте подумаем, почему он назвал её именно так, а не “Весна. Наводнение”?

Река разлилась так широко, что и высокий берег тоже затопило. Это редкое явление. Народное выражение “большая вода” и означает широкий разлив, большое половодье.

картина «Грачи прилетели».

Рассмотрите репродукцию этой картины.

-         Что привлекает ваше внимание? Как художник  показывает наступление весны? Как называется эта картина?

-        Почему картина называется «Грачи прилетели»?

-         Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми. «Видел грача – весну встречай».

-         Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).

-         Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).

        Глядя на следующую картину М. Левитана «Март», что вы можете сказать о ней? (Показано радостное весеннее ощущение предвестия пробуждения  природы. Солнечный день.  Живопись удивительно светлая. Свет чистый, звучный, который говорит о приходе весны.)

Следующая картина Васнецова А.Г. «На пашне. Весна». Как вы думаете, почему она так называется? Какие изменения происходят в природе весной? (Создается впечатление весеннего воздуха, свежести, пробуждения природы. Неяркое, но ласковое солнце. Перед нами раскинулась свежевспаханное поле. И хотя в центре картины мы видим крестьянку, но изображению природы отведено значительное место.)

 Можно множество перечислять картин, в которых изображен весенний пейзаж.

Художница-Весна.

Что случилось с природой! Всё вокруг вдруг ожило, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница-Весна. У Весны есть свои краски, которые она и подарила природе.

Своим любимым зелёным цветом она раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла лес, а берёзке подарила зелёные серёжки.

Кроме зелёного цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым - облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди - облака.

Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это первые весенние цветы.

Но впереди у Весны ещё много работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы раскрасить цветущие сады и поля.

3. Сообщение темы урока.

-Вам понравились работы художников?

-Как выражают люди свою любовь к весенней природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к весенней природе через создание проекта на тему:  «Весна пришла»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, мини-сборники, стенгазеты,  спектакль и многое другое.

- Многие из вас уже подготовили проект. Кто готов защитить? Я помогу. У нас есть план защиты. (Запись на доске)

-Результатом (продуктом) классной работы будет мини-сборник. А знание изученных произведений о весне поможет вам  в создании этого сборника.

- Давайте вспомним произведения, с которыми мы познакомились. Назовите автора и название произведения. (вывешиваю на доску)

(дети перечисляют выученные стихотворения)

-Работать будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своего «весеннего» раздела. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и сборник ваш получится интересным и красивым.

Создание продукта проектной деятельности

4. Основная часть урока.

Задание №1

Ребята! Пусть каждый раздел вашего сборника будет  иметь своё название, т.е. фамилия, имя и отчество писателя. Вот  мы начнём нашу работу с формирования групп.

- Кто подготовил произведения Тютчева в одну группу объединитесь и т.д.

Задание №2. 

У вас на партах лежат листы А3.

Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими весенними рисунками. Красиво и аккуратно напишите Ф.И.О. писателя.

Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”.

Ребята украшают рисунками свои страницы.

Задание №3.

Соединим ваши разделы в сборник, а я вам помогу.

Чего нет в нашем сборнике?  (титульного листа)

5. Итог урока. Рефлексия.

-Подошёл к концу наш урок. На столе лежат цветочки и титульный лист нашего сборника. Если вы довольны своей работой, то выберите цветок жёлтого цвета. Если вы не очень довольны своей работой, то выберите цветок синего цвета. Если вы  совсем недовольны своей работой, то выберите цветок   красного цвета.

6. Домашнее задание. Презентация продукта

Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.)

3) Назвать источники информации.

4) Определить, где можно использовать готовый продукт.

-Свой сборник вы можете предложить почитать другим ребятам. Урок окончен. Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока- проекта " Весна в произведениях русских художников"

Классный час  знакомит учащихся с символами Ростовской области.. Цель урока: Развивать творческие способности учащихся. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображе...

презентация к уроку литературы "Весна пришла. Песни-заклички"

Эта презентация по программе "Планета знаний" 3 класс...

Презентация на тему "Весна пришла! Весне дорога!"

Презентация знакомит детей дошкольного и младшего школьного возраста с временем года "весна" через творчество художников, поэтов и композиторов....

Проект в старшей группе Тема «Весна пришла!»

Актуальность темы            Чем больше мы узнаём красоту природы, тем больше  начинаем любить ее.    Данный проект направлен...

Классный час «Пришла весна – пришла победа», для учащихся подготовительного и 1 класса

Классный час  «Пришла весна – пришла победа»,  для учащихся подготовительного и 1 класса.Цель:       Развивать патриотические чувства.Задачи:    1.Формировать чувств...

Творческий проект "Весна пришла"

Коллективный творческий проект слушателей курсов переподготовки учителей начальных классов по теме: "Проектно - исследовательская деятельность в обучении детей начальных классов". Руководите...