Современный урок литературного чтениея в начальных классах
материал по чтению (2 класс) по теме

В помощь учителям начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок литературного чтения в начальной школе

РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.   Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал Ю.П. Казаков: «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, - если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы?» Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К.Д. Ушинский называет эти переживания «нравственными упражнениями», обогащающими читателя. В методических руководствах к своим учебникам «Родное слово», «Детский мир» он указывал на необходимость создания поэтического образа в умах и сердцах учеников. Выдающиеся методисты прошлого Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др. подчёркивали особую силу влияния художественных произведений на чувства учащихся. А.Т. Твардовский, определяя позднее значимость уроков литературы, писал: « Литература в школе – это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». Следовательно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, формирование высоких эстетических вкусов, развитие чувства прекрасного, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей каждого ученика. Методическая традиция накопила немало эффективных приёмов, подходов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и прочувствования художественных произведений. Успешно реализовать вышеуказанные цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе. К концу 4-ого класса ребёнок должен не только научиться грамотно читать и писать, но и осмысленно работать с готовым текстом, понимать художественное произведение, а также получить первоначальные навыки литературоведческого анализа и самостоятельного литературного творчества. Задача начальной школы заложить первоначальную основу для изучения литературы в старших классах. Это вызвано тем, что дети лишь тогда по-настоящему к изучению литературы, когда у них уже есть определённый запас жизненного опыта, когда они уже умеют анализировать отношения между людьми в различных ситуациях, когда они могут выразить словесно нечто своё, особенное, что бы отражало реальные события жизни. Нельзя забывать, что школьника воспитывают и развивают не сами тексты художественной литературы, а прежде всего та работа, которая способствует их восприятию, при этом, чем осознаннее восприятие, тем полноценнее результат. Уже в первом классе на материале небольших рассказов и стихотворений ребёнок учиться не только читать, но осмысленно пересказывать содержание текста, высказывать своё отношение к прочитанному. С помощью учителя он пытается разобраться в том, как видит мир автор, как тот передаёт свои мысли и чувства. Дети знакомятся с таким понятием как «герой произведения», учатся связывать его с жизнью. Но только осмысленное чтение позволит учащимся понять задумки автора, раскрыть тему и представить то, о ком или о чём читали. Чтобы у первоклассника возникло желание узнать, о чём говорится в тексте, который он будет читать, надо его заинтересовать ещё до чтения. Известно, что интерес, который дети проявляют к изучаемому предмету, прямо влияет на их активность. Здесь очень важно учитывать мотивы учения, опираясь на знание которых, можно будет более успешно строить процесс обучения. Учитывая тот факт, что в первом классе есть как хорошо читающие дети, так и те, кто ещё только учится читать, в свои уроки я включаю игры-загадки, сочинённые мною к отдельным произведениям. Записываю их на доске, сопровождая каким-либо проблемным вопросом или заданием. Например: «Узнай героя по описанию», «Назови главного героя сказки и всех других героев перечисли по порядку без подсказки», «Кто это? Выскажи своё предположение и придумай к рассказу (сказке) продолжение», «Кто примером может служить, и с кем бы ты хотел дружить?», «Подумай и дай ответ: какая пословица к тексту подойдёт, а какая нет?» Игры-загадки помогают активизировать внимание детей до чтения, во время чтения и после прочтения произведения. Важной является и воспитательная сторона как процесса игры, так и содержание текстов загадок и подобранных мною вопросов к ним. Такая работа позволяет учащимся лучше запомнить текст, формирует у них подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.  

 Известно, что именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому, на мой взгляд, и начинать обучение следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения, которое состоит в умении детально представить себе картину, скупо схваченную автором. Развивать воображение помогают прежде всего творчески виды работ. Обучая младших школьников чтению, надо помнить, что чтение – это раздел практического курса родного языка. Невозможно себе представить, чтобы литературный курс и курс родного языка постоянно не взаимодействовали. Всякий учитель из урока в урок старается обращаться к особенностям языка литературных произведений. По авторскому словесному описанию ученик представляет себе созданную писателем картину жизни: портрет, пейзаж, эпизод… - в этом сущность воссоздающего воображения. Одним из источников получения информации является литература. Более того, на этапе предварительной подготовки мы широко опираемся на прочитанные ранее тексты художественных произведений. Как верно отмечает А.С. Айзерман: «Давая понятие о теме, о собирании материала, о совершенствовании написанного, об описании животного, предмета, человека, о рассказе, мы постоянно приводим примеры из художественной литературы». Работа с текстами художественной литературы, дети учатся писать сочинения разных жанров, составлять деловые и художественные описания. Постепенно младшие школьники обретают навык самостоятельного творчества. Как показывает практика, младшие школьники с удовольствием беседуют и пишут сочинения после прочтения художественных произведений. Содержание прочитанного они связывают с фактами из своей жизни, сопоставляют с прочитанными ранее произведениями, схожими по тематике. При этом им приходится не просто воспроизвести по памяти текст, а высказать как устно, так и на письме своё отношение к героям прочитанных произведений, сравнить действующие лица, отметив положительные и отрицательные стороны характера, поведения и отдельного персонажа, и всего текста в целом. Такие сочинения являются подготовительным этапом, соединяющим между собой изложение и сочинение. Приведу конкретный пример. На уроке чтения дети познакомились с рассказом Н. Носова «Трудная задача». Я даю задание, прочитав другие рассказы этого писателя попробовать сделать вывод о том, какие рассказы он пишет, какое настроение они вызывают, кто является героями этих рассказов и как сам Н. Носов к ним относится. Коллективная работа на уроке литературного чтения является подготовительным этапом к самостоятельному творчеству. Чтобы облегчить задачу, я предлагаю детям Памятку-помощницу с вопросами. ПАМЯТКА: Для сочинения «Мой любимый герой» 1. Вступление. - Какие рассказы пишет этот писатель? - Какой рассказ тебе больше всего понравился? 2. Основная часть. - Кто главный герой этого произведения? - Кто твой любимый герой? - Какой он? (Кто он? Его возраст. Внешний вид. Характер.) - Что он любит делать? - В какие истории он попадает? (Приведи примеры из книги. Используй выборочный и краткий пересказ текста) - Есть ли у него друзья? Как они к нему относятся? Какая у них дружба? Почему ты так думаешь? 3. Заключение. -За что ты любишь своего героя? Что тебе больше всего в нём нравится? - Хотел бы ты иметь такого друга? Почему?     Я считаю, что творческие работы подобного типа способствуют активной работе творческого воображения и полноценного восприятия образной картины, созданной посредством слова писателя, помогают осмыслить ученику специфику словесного искусства, а художественное произведение при этом раскрывается перед ребёнком во всей своей полноте и многогранности. Через художественное произведение учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Встречи детей с героями книг не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в описываемом автором событии – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, формирует умение овладевать оценочной терминологией (умный, глупый, хитрый, жадный, добрый, весёлый, смешной и т.п.), рождает умение удивляться, сопоставлять, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Стремясь подражать им, они начинают мыслить и говорить также, стараясь быть похожими на полюбившегося героя. А в целом творческая работа вызывает интерес к книге, к чтению. Не менее важно и то, что творческая работа, связанная с литературным произведением оказывает огромное воспитательное воздействие, что позволяет решать одну из основных задач современного российского образования. Целью современного российского образования является: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Сделать нравственный выбор и ответить на вопрос: « Каким быть?» - должен каждый ученик. Младшие школьники любят подражать понравившимся героям. И если учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, то он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выпазить свои чувства, при этом не забывая подсказывать, что такое хорошо и что такое плохо. Верными помощниками и детям, и учителю становятся герои художественных произведений. Так, например, описывая Тимура из произведения А. Гайдара, ребята приходят к выводу, что он – настоящий друг, он – герой, которому хочется подражать, с которым хотелось бы дружить.    

У младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений, но эти первые попытки «по-взрослому» посмотреть на читаемое произведение помогут преодолеть барьер перехода в среднее и последующее старшее звено школы, когда нужно будет писать объёмные творческие работы, в основе которых изучаемые не на одном уроке литературные тексты. На мой взгляд. Введение написания творческих работ на подобные темы в младших классах выступит в качестве органического звена единой непрерывной системы литературного образования в средней школе. Эти уроки учат ребят читать вдумчиво. Различая тексты и по жанру, и по стилю, и по художественным особенностям языка, присущему каждому писателю, каждой исторической эпохе. Подобные работы помогут решить следующие задачи: 1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям; эмоционально откликаться на прочитанное. 2. Учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся, их творческие способности. 3. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся. 4. Развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. 5. Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире. 6. Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни путём чтения классиков художественной литературы. 7. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности. 8. Расширять кругозор детей, учить их делать выводы, обобщения, находить сравнения в произведениях, разнообразных по содержанию, жанру, стилю. Формировать речевые умения и навыки изложения своих мыслей на письме, умение работать с различными видами текстов. 9. Обогащать нравственный и эстетический опыт ребёнка. Для того, чтобы решать эту нелёгкую задачу успешно, необходимо учитывать, с одной стороны, умения и навыки, которые должны усвоить ученики на каждом этапе литературного образования, с другой – особенности психологического развития младших школьников. При этом нужно иметь ввиду, что особенностью психологического состояния личности 7-9 –летнего возраста является чрезвычайно быстрое развитие так называемого чувственного интеллекта эмоциональной сферы. Кропотливая, вдумчивая текстовая работа, внимание к слову помогаю ребёнку понять мысль автора, сочувствовать героям, думать вместе с ними. Она, безусловно, оправдывает себя. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной доцентом кафедры детской литературы и педагогики, детского чтения Академии культуры города Санкт-Петербурга И.И. Тихомировой, которая так пишет о литературе: «Чем раньше она коснётся их души, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх, а не злые. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте. И дайте послушать детям». От сочинения к сочинению, от простого к более сложному, от коллективного обсуждения темы при подготовке к написанию творческой работы – к самостоятельному творчеству. Как писала известный методист М.А. Рыбникова «Если их наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...

"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...

Статья "Метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах"

В данной статье рассмотрены метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах....