"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
статья по чтению на тему

В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым источником знаний, питающий духовную жизнь учащихся. Однако моральные ценности не переходят автоматически из книг в голову читателя. Необходимо это чувство развивать, формировать нравственные убеждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Н. Н. Маслова (г. Рязань)

Научный руководитель – ассистент Т. В. Соломатина.

   В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым источником знаний, питающий духовную жизнь учащихся. Однако моральные ценности не переходят автоматически из книг в голову читателя. Необходимо это чувство развивать, формировать нравственные убеждения. Неоспорим тот факт, что этот «фундамент» закладывается в младшем школьном возрасте. Именно на уроках литературного чтения в начальных классах мы должны пробудить, а затем и сформировать у младших школьников интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты художественного слова, воспитывать всестороннее и гармонически развитую личность.

   Дети должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться на переживания героев, понять и прочувствовать авторский замысел.

   Организация воспитательной работы в начальных классах имеет свои особенности и трудности: психологические особенности, возрастные проявления младших школьников и другое. Учащиеся начальных классов, обладающие ещё не полностью сформировавшимся произвольным вниманием, но в то же время с ранимой и доверчивой душой, открыты для воздействия на них художественного слова и поступков литературного героя. В связи с этим велика роль воспитательной работы, проводимой именно на уроках литературного чтения. В каждой главе учебника, в каждом произведении таится настоящая воспитательная «копилка». Из урока в урок учитель стремится решать воспитательные задачи. На наш взгляд, развитие истинной личности ребёнка младшего школьного возраста невозможно без произведений Л. Н. Толстого, великого художника нашего русского слова. Воспитание в детях доброго отношения к родителям кроется в рассказах «Акула», «Прыжок». Этими произведениями Толстой доносит до ребят самоотверженность любви родителей к детям. На примере рассказов «Какая бывает роса на траве» (Л. Н. Толстого), «Красота» (С. Г. Козлова), «Про бабочку» (Г. П. Корнилова) и, конечно же, рассказов К. Г. Паустовского осуществляется воспитание бережного отношения к природе. Рассказ «Передышка» С. Г. Скребицкого учит младших школьников заботливому отношению к природе: человек оберегает природу, и она благодарит его своей красотой. «Приключение Буратино, или Золотой ключик», рассказы Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского воспитывают в детях уважение к себе и к людям, доброе отношение друг к другу. Решение таких задач как воспитание толерантности, чувства долга и ответственности невозможно без пера великих поэтов и прозаиков: А. С. Пушкина, К. Д. Ушинского, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова…

   На каждом уроке решаются наряду с образовательной и развивающей задачами воспитательная задача. Но литературное чтение – это кладовая для осуществления воспитательной работы учителя начальных классов. На наш взгляд, необходимо раскрывать замысел того или иного произведения. Ни один урок литературного чтения не проходит бесследно: будь то изучение русской народной сказки, лирической поэзии, басни или рассказа.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальной школе

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. С началом XXI века становится все более очевидны...

Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах"

Презентация  "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения  в начальных классах". В данном материале представлены возможности использования активных методов обучения детей младш...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают зн...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

«Особенности организации урока литературного чтения в начальных классах с использованием справочника «Моя шкатулка»

Муниципальный уровень.В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о.Чехов, Учебно-методический центр г.о.Чехов, 06.04.2021г...