Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_astafev.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Цели урока: 

обучающие:

  1. Совершенствование навыка чтения: безошибочного, словами, осознанного, выразительного

воспитательные:

  1. Формирование личностных качеств: доброты, уважения к природе, бережного отношения к птицам

развивающие:

  1. развивать навыки работы с текстом учебника;
  2. развивать познавательной активности
  3. развивать навыки взаимопроверки
  1. формировать интерес к изучению предмета
  2. воспитывать умение работать в коллективе
  3. формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных)

Оборудование: портрет В.П.Астафьева,презентация «Стрижи», иллюстрация  с изображением птиц, карточки со словарными словами, заготовки учащихся (экспресс-опрос, пословицы.), учебник «Литературное чтение» 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др..

 Ход урока:

Звучит музыка леса, звуки птиц

              I.            Организационный момент.

II.            Вступительное слово учителя.

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

«Где же эта страна?», спросите вы…  Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы станем создателями анимационного фильма, название которого мы прочитаем вместе!

(на доске «Стрижонок Скрип»)

А кто автор рассказа? (на доске портрет писателя)

III.            Актуализация знаний

А сейчас прочитайте пословицы:

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Друзья познаются в беде»

«На друга надейся, а сам не плошай!»

 В конце урока выберите пословицу, которая определяет главную мысль нашего фильма.

IV.            Подготовительная работа и  проверка домашнего задания.

-Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм, подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

- И так начнем создавать фильм.

Вспомним то, что нам уже известно о стрижонке, нам поможет домашнее задание, которое было интересное и необычное.

  1. Какое было домашнее здание?  Иллюстрация понравившейся части, чтение этого отрывка и пересказ (на доске рисунки учащихся).
  2. Задание найти интересную информацию о стрижах в различных источниках.
  3. После сообщений детей просмотр презентации «Стрижи»

V.            Словарно-лексическая работа.

Сейчас мы продолжим знакомство с текстом.

Для того  чтобы все слова были понятны – проведем словарно - лексическую работу (слова на доске).

Подготовленный ученик зачитывает пояснения из словаря Ожегова.

Гомон

Спикировал

Бесцеремонно-беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.

Заполошно- (прост.)- суматошно, неспокойно, взбалмошно.

Яр- крутой берег, обрыв.

VI. Чтение рассказа учащимися и его анализ.

Задание во время чтения: подчеркивать слова – эпитеты о Скрипе и маме Стрижихе

С.100-101 До слов «И когда снова…» - вслух по очереди.

       - Как появился на свет стрижонок Скрип?

       - Как прошел первый день его жизни?

       - Какой вам представляется мама - стрижиха?

       - Чем напоминает она маму человека?

       - Чем порадовала мама своего первого стрижонка?

С.101-102 До слов «Стрижонок Скрип подрос.» - цепочкой.

       - Расскажите, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца?

       - Что понял Скрип?

       - Что случилось с папой стрижат?

       - Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек?

       - Как автор называет стрижиху?

       - Согласны ли вы с этим? Объясните.

 С. 102-103.До конца – выборочное чтение.          

       - Найдите и зачитайте строки, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

       - О каком качестве характера это говорит?

       - Прочитайте, как отнеслась к этому мама?

       - Какие враги были у стрижей?

       - Как стрижи защищаются от них?

       - Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые, самоотверженные.)

       - Чему важному хотела научить стрижат мама?

 

С.104-105 До слов «Выросли стрижата.»  – про себя с заданием: найти строки, относящиеся к иллюстрации на с 104..

       - Какие чувства испытали? Почему?

       - Какое несчастье случилось у стрижат?

       - Какими строками можно подписать иллюстрацию?

       - Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

- Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа?   (Голодный, храбрый,          

любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

- Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была

воспитателем?  Подчеркните эпитеты- I вар.  Действия- II вар.                                                                     (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая).

(Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,

оберегала, защищала).

VII. Обобщение знаний.

Работа с пословицами.

       - Какие пословицы подходят к рассказу? Работа в парах

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Экспресс-опрос (усвоение содержания)

У каждого ученика табличка, где он ставит + или -

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

--норке

2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

+

3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

+

4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

--много

5

Скрип был любопытный стрижонок.

+

6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

--соколом

7

Стрижи – очень дружный народ.

+

8

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

--

9

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

+

10

Количество верных ответов:

Оценка:

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

VIII. Подведение итогов.

Вновь хочется обратиться к словам В.П. Астафьева. прочтем их. (По раздаточному материалу ребята читают вслух: «Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята.

Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».)

Домашнее задание: выразительное чтение рассказа, дополнительно – поделить рассказ на части и озаглавить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....

разработка урока литературного чтения по теме Я . Тайц "По ягоды"

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО....

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений

АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...