Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему:
    Урок литературного чтения "В моей Вообразилии"

    Урок посвящён творчеству Бориса Заходера. К уроку прилагается презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc119.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                           Урок литературного чтения 2 класс.

    Тема  

    «В моей  Вообразилии». Творчество Бориса Заходера.

    Цель: обогащение читательского опыта  детей посредством чтения-общения с книгами Б. Заходера

    Задачи:

    - познакомить детей с творчеством и биографией Б. Заходера, показать многообразие таланта писателя;

    - формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;

    -развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

    - развивать творческие способности детей;

    - воспитывать интерес к художественной литературе;

    - воспитывать у детей читательскую культуру;

    - воспитывать взаимопонимание в коллективе, навыки учебного сотрудничества;

    Оборудование:

    1. мультимедийная презентация;
    2. конверты ( у каждого ученика) с текстами Б. Заходера;
    3. игрушки крокодила, птички для инсценирования сказки;
    4. выставка книг Б. Заходера
    5. аудиозапись песенки Винни-Пуха

    Педагогические технологии, используемые на уроке:

    -технология формирования типа правильной читательской деятельности;

    -игровые;

    - информационно-коммуникационные;

    -здоровьесберегающие.

    Вид урока:

    урок свободного учебного чтения (термин О.В. Джежелей)

     (внеклассное чтение)

    Учитель высшей категории

     МОУ «Кингисеппская гимназия»

    Писмарева Наталья Васильевна.

    I

    Организация класса

    II

    Введение в тему урока.

    -Книги… наши верные друзья. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть, протянуть руку, и книги расскажут нам удивительные истории…

    /Беру с выставки книгу Б Заходера и читаю фрагмент стихотворения/

    В мечтах людей живёт она

    Расчудесная страна-

    Страна Вообразилия!

    Каждый там не раз бывал,

    Кто когда-нибудь мечтал

    Или фантазировал.

                  Ура! Вообразилия!

                  Моя Вообразилия!

                  У всех, кому захочется,

                  Там вырастают крылья.

                  Там все мечты сбываются,

                  А наши огорчения

                  Сейчас же превращаются

                  В смешные приключения!

    -Мои юные читатели, я приглашаю вас в страну мечты и фантазии, страну Вообразилию! А придумал её для вас добрый волшебник и выдумщик Борис Владимирович Заходер.

    Мы познакомимся сегодня со стихами и сказками этого автора, и, я надеюсь, книги Б. Заходера станут вашими друзьями.

    Тихо звучит музыка.

    Например, «Ария-сюита№3 ре-мажор» Баха.

    Слайд 1

    Слайд 2

    III

    IV

    1

    Из биографии Б.В. Заходера. Первое знакомство с автором.

    Б.В. Заходер создавал книги для детей более 50 лет! Его, ребята, можно назвать вашим прапрадедушкой, ведь родился Б.В. Заходер 92 года назад, в 1918 году. В 23 года ушёл на фронт защищать Родину от фашистов. А уже после войны серьёзно стал заниматься литературой для детей. И, можете себе представить, даже написал вам письмо, которое так и назвал : «Товарищам детям».

    Загляните в конверт. Письмо из 1962 года там!

    1. Чтение стихотворения учителем.

    Обычно                                                    А если захочется вам
    От вас это держат                                    Посмеяться,
    В секрете,                                                 То этого тоже
    А я не скрываю,                                       Не надо бояться:
    Товарищи дети:                                       Ведь если смеются
    Хочу, чтобы вы,                                      Товарищи дети,
    Дорогие читатели,                                  Становится сразу
    Недаром                                                   Светлее на свете!
    За чтением время потратили.                                               1962 год.
    Хочу,
    Признаюсь откровенно и честно,
    Чтоб книжку
    Вам было читать
    Интересно.
    - В предисловиях к своим книгам стихов и сказок писатель обычно подписывается так: Ваш старый товарищ, Борис Заходер. Борис Владимирович не шутит. Он и правда считает себя товарищем своих читателей-ребят.

    1. Беседа после чтения:

    -Какое пожелание автора вам особенно запомнилось?

    -Какие слова письма вы считаете наиболее важными? Прочитайте.

    -Отчего же становится светлее на свете?

    1. Итог чтения- слушания.

    Значит, нам на уроке понадобится не только умение читать, но и ваша добрая улыбка, ваша дружба, ваша фантазия.

    Обзор  творчества Б. Заходера.

    Знакомство с жителем Вообразилии  Деревом вопросов.

    В стране Вообразилии живёт чудесное Дерево вопросов.

    Его волшебные листочки откроют нам много секретов и помогут составить необычную визитную карточку писателя.

    Рассказ учителя.

    Дети следят по тексту. Он есть у каждого ученика.

    Слайд 3

    2

    3

    4

    5

    З

    А

    Х

    О

    Д

    Р

    Е

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1. Вопрос 1.

    - Как называют автора стихотворных, поэтических произведений? (поэт)

    -Б.В. Заходер –замечательный детский поэт.

    1. Вопрос 2.

    Определи жанр произведения «Товарищам детям» :

    рассказ, стихотворение, сказка.

    - Действительно, в книгах Б. Заходера вы найдёте стихи обо всём на свете.

    Работа со стихотворением «Загадочные стихи»

    («Где поставить запятую?»)

    -Можете себе представить, что у автора есть даже загадочные стихи! Хотите с ними познакомиться?

    А) Чтение вслух.

    - На ваших лицах появились улыбки. Что необычного вы заметили? Что вызвало у вас улыбку?

    Б) Самостоятельная работа парами.

    - Подумайте, где поставить запятую, чтобы смысл прочитанного был понятен.

    В) Чтение вслух исправленного текста.

    Г) Итог.  

    Читая стихи Б. Заходера, можно не только помечтать, но и весело поиграть.

    Вот и физминутку нам поможет провести стихотворение Б. Заходера «Мы работаем»

    Знакомство со сказкой «Ма-Тари-Кари».

    1. Вопросы  3,4

    -Как называют того, кто пишет литературные произведения?

    -Как называют рассказчика или автора сказок?

    - Б.В. Заходера называют писателем-сказочником, потому что он пишет сказки обо всём на свете: про зверей, птиц, растения. Как говорил сам автор, эти сказки рассказывают людям сами звери. Они хотят, чтобы люди были добрее.  «Рассказывают-то звери не сказки, а чистую правду. Но в их жизни столько тайн и чудес, что многим людям эти правдивые истории могут показаться сказками», - писал Борис Владимирович.

     С одной из таких сказок мы сегодня и познакомимся.

    А) Прогнозирование по данному заголовку «Ма-Тари-Кари» и иллюстрациям содержания сказки.

    Б) Инсценирование сказки (в сокращении) (учитель за автора, дети за крокодила, мартышку, птичку)

    В)Беседа после слушания:

    -Ребята, поняли ли вы теперь, почему сказка так названа?

    Кто это, Ма-Тари-Кари?

    - Чему научила вас сказка?

    Г) Итог.

    Словами птички Тари с нами как бы говорит сам автор:

    когда рядом беда, откликнись, не оставайся равнодушным.

    Д) Представление детям энциклопедии «Мир живой природы», где рассказывается о «живой зубной щётке» крокодила – шпорцевом чибисе. Данный факт и положен в основу сказки.

    Знакомство с переводами Б. Заходера.

    Вопрос 5

    Как называют специалиста по переводу с одного языка на другой?

    - Знаете ли вы, что Борис Заходер – талантливый переводчик. Он знает несколько иностранных языков. Многие литературные герои, родившиеся в Англии и Чехии, Польше, Германии, США, заговорили по-русски с его помощью. В  великолепных пересказах Б. Заходера вышли знаменитые сказки братьев Гримм  и книга о приключениях Алисы в Стране Чудес. А сколько радости доставило читателям знакомство с волшебной английской няней Мэри Поппинс, с Питером Пэном – мальчиком, который не хотел расти. С ними всеми нас впервые познакомил Борис Заходер.

    - А вот и следующий иностранный герой.  Послушайте его песенку. Узнали? Конечно, это Винни-Пух.  

    Придумал этого забавного героя английский писатель А. Милн. Но именно Б. Заходер привёз  Винни-Пуха из его родной Англии, научил его говорить по-русски да ещё писать по-русски стихи!

    «С тех пор – вот уже сорок лет – мы с Пухом живём и работаем вместе. Ведь Пух, как и я, - сочинитель, поэт: он сочиняет самые настоящие Шумелки, Вопилки, Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Сказать по совести, я очень горжусь тем, что помогал Пуху их сочинять», - рассказывает автор.

    - Давайте представим себя в роли Винни-Пуха и расскажем вместе с ним утреннюю песенку «Кто ходит в гости по утрам…»

    В течение урока дети отвечают на вопросы и

    постепенно заполняют визитную карточку  

    писателя.

    (на доске)

    Слайд 4

    Заполняем строку под №1 в визитной карточке

    (поэт)

    Слайд5

    Заполняем строку под №2 в визитной карточке

    (стихи)

    Текст у  каждого ученика.

    Физминутка.

    Слайд 6

    Заполняем строки под №3 и №4 в визитной карточке

    (писатель)

    (сказочник)

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Заполняем строку под №5 в визитной карточке

    (переводчик)

    Слайд 10

    Физминутка

    V

    1

    2

    3

    Подведение итогов знакомства с творчеством Б. Заходера.

    Завершение заполнения визитной карточки писателя.

    -Знаете ли вы, что в театрах нашей страны идут пьесы Бориса Заходера – «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или по мотивам сказок писателя: «Кит и Кот», «Фантик», «Про всех на свете», «Считалия» и многие, многие другие .

    -Давайте завершим заполнение визитной карточки писателя словами пьеса и театр.

    Чтение визитной карточки для систематизации полученных знаний.

    З

    А

    Х

    О

    Д

    Р

    Е

    а

    к

    с

    о

    ч

    н

    и

    к

    с

    и

    п

    т

    е

    л

    ь

    и

    т

    с

    и

    п

    э

    т

    и

    п

    е

    ч

    р

    в

    о

    е

    п

    ь

    к

    т

    ы

    с

    т

    е

    а

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Беседа об авторе.

    - Читая книги, мы как бы разговариваем с их автором. Каким вы представляете человека, придумавшего такие удивительные стихи и сказки?

    - Пользуясь словариком настроений, расскажите о своих впечатлениях. Продолжите фразу: «Книги Бориса Заходера…»

                           Словарик настроений.

                         Какие бывают книги?

    интересные                 шутливые               сердитые  

    скучные                      солнечные               весёлые

    увлекательные           мрачные                  смешные    

    добрые                        печальные               волшебные

    поучительные            хмурые

             

    Слайд11

    Заполняем строки под №6 и №7 в визитной карточке

    (пьесы, театр)

    Слайд 12

    Слайд 13

    VI

    Творческое задание.

    Пришло время пофантазировать самим. Попробуйте рассказать , как вы представляете страну Вообразилию?

    Продолжите : «В моей Вообразилии…»

    Слайд 14

    VII

    Итог урока.

    -Дорогие ребята, вы показали себя внимательными, заинтересованными читателями, добрыми фантазёрами. Дерево Вопросов ставит вам «5»!

    -Домашнее задание.

    Чтение книг Б. Заходера на выбор;

    Рисунок «В моей Вообразилии» (по желанию)

    Слайд 15


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

    Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

    Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы  - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....

    Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

    Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....

    Конспект урока литературного чтения "Мои близкие и самые родные" Перспектива

    Конспект урока литературного чтения "Мои близкие и самые родные" Перспектива...