«Использование нетрадиционных приёмов для
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Собакина Марина Александровна

Материал разработан с целью оказания помощи детям с особенностями психофизического развития в усвоении и закреплении учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_dokument_microsoft_office_word_8.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Использование нетрадиционных приёмов для                     

             качественного усвоения материала в работе с детьми 

               страдающими детским церебральным параличом.   

                                                                                                                                                Дети с ДЦП младшего школьного возраста испытывают специфические  трудности в приёме и переработке поступающей информации. Это связано не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха, но и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей пассивностью ребёнка, его повышенной утомляемостью.

      У младших школьников низкая концентрация внимания, снижен объём памяти. Недостаточно развит пространственный анализ и синтез, такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из части. Страдает и лексико-грамматическая сторона речи, словарный запас детей ограничен. В устной речи дети пользуются в основном короткими, стереотипными фразами, а в письменной деятельности обнаруживаются смешения, замены и пропуски звуков.

     Учащиеся данной категории требуют особого  подхода, а их коррекционное обучение должно включать особые, нестандартные формы работы, которые будут способствовать развитию познавательной деятельности детей, повышению активности на уроках. К тому же, используемые приёмы окажут коррекционное воздействие и на психофизическое состояние учащегося, так как всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогут им усвоить любой учебный материал.

     

                                   Развитие навыков пересказа. 

     У детей с детским церебральным параличом нарушены механизмы запоминания, удерживания и воспроизведения информации. Работа на уроке должна строиться таким образом, чтобы пересказ текста осуществлялся с опорой на наглядность и имел нестандартную, интересную форму подачи. Именно эти цели отображают разработанные мной и представленные сегодня вам приёмы.

     

      Приём №1 «Зарисовка текста»                                                                             Ребёнок читает заданный текст 2 раза в медленном темпе. Далее проводится разбор текста в вопросно-ответной форме.

     После разбора текста происходит зарисовывание основных элементов сюжета в последовательности соответствующей данному тексту. Зарисовки могут располагаться как на альбомном листе, так и на ленте обоев.

     

      Приём №2 « Театрализация».

      Учащийся читает сказку 2 раза в медленном темпе. В коробке располагается реквизит для разыгрывания сценки по сюжету сказки – различные виды театров (пальчиковый, настольный и марионеточный).

Далее происходит  соотнесение сказочных персонажей с персонажами-марионетками.  Когда выбор сделан, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.

       

     Приём №3 «Драматизация».

    Учащийся читает сказку 2 раза в медленном темпе. Обозначаются персонажи,  и происходит дальнейшее инсценирование заданного текста. При этом ребёнок использует изобразительные средства (мимику, телодвижения, жесты, интонацию).

   Эти приёмы позволили мне по максимуму заинтересовать ребёнка, раскрепостить его, что поспособствовало качественному  усвоению и дальнейшему воспроизведению текстов.

       

                                 Развитие навыков письма

       Включение на уроках русского языка практической деятельности в нестандартной форме способствует активизации сенсорного развития учащегося, его моторики, пространственного восприятия, положительно воздействует на формирование речи и в целом помогает усвоить материал, который ребёнок не может воспринять обычным способом. Мною использовались следующие разработанные приёмы.

       

      Приём №1 «Рваная бумага»

      Данный приём основан на идее связать закрепление  учебного материала по русскому языку с художественным конструированием.

К примеру, изучая тему «Слог» ребёнок записывает заданные слова, делит их на слоги. Затем он выбирает цветную бумагу и выполняет действия с оторванными кусочками бумаги. Количество оторванных кусочков соответствует количеству слогов в слове.

      Приём №2 « Письмо на камнях»

      Предложенный приём включает в себя творческую деятельность и элементы графотерапии (воздействие на эмоциональную сферу ребёнка путём коррекции его подчерка).  Учащийся прописывает, на вымытых и просушенных заранее камнях, закрепляемые орфограммы, а затем использует их в учебной деятельности.

       

      Приём №3 «Письмо на манке»

      Работу можно выстроить, опираясь на базовые знания ребёнка о соотнесении звука и цвета (гласный – красный, согласный – синий). Подбираются тарелочки нужного цвета, наполняются манкой и перед учеником ставится определённая задача, указание к действию. При назывании гласного звука ребёнок должен прописать его в красной тарелочке, а при произнесении согласного звука – в синей.

      Также в своей работе использую такие материалы как:

 Макароны, самодельные пазлы, пластилин.

     

                          Развитие математических навыков.

     Для качественного и эффективного усвоения учебного материала по математике целесообразно проводить урок в занимательной форме с использованием творческой и конструктивной деятельности. Для этого я разработала не менее интересные и эффективные приёмы.

       

      Приём № 1 «Числа на манке»    

      Ребёнку предлагается ряд чисел и перед ним ставится задача – прописывать  только двузначные числа. После написания ребёнку предлагается назвать разряды чисел, предыдущее и последующее, а также даётся указание разбить данные числа на два числа (десятки и единицы). Работа направленная на различение разрядности чисел и закрепление образа  цифр, проходит в вопросно-ответной форме, с записью в тетрадь.

       

      Приём №2 «Цветовые ассоциации»      

     Тема «Чётные и нечётные числа», сложная для ребёнка в усвоении, может  облегчить ему понимание и закрепление учебного материала с помощью соотнесения цвета и чётности или нечётности числа. К примеру, чётные числа можно закрепить за красным цветом, а нечётные – за жёлтым. Впоследствии при актуализации изученного материала ребёнок сможет определить чётность или нечётность числа, опираясь на ассоциацию с нужным цветом.

       

      Приём №3 «Играем – считаем».

       Данный приём заключается в закреплении счётных операций путём использования игры «Рыболов». На каждой рыбке, «пойманной» ребёнком прикреплён пример или задача. Задание  выполняется, и рыбка попадает в импровизированное ведро.

     

      Приём №4 «Числовой тренажёр».

       Приём включает в себя  использование небольшого тренажёра «Числоцветик». Вращая тренажёр, ребёнок составляет заданное двузначное число, называет его, сообщает, из каких разрядов оно состоит и т.д. Таким образом, разбирается  каждое из заданных двузначных чисел. С помощью данного тренажёра можно закреплять навыки счётных операций и сравнения чисел.

       Использую также в своей работе:

 соль, макароны, выстригание, необычные  тренажёры.

       

                 Формирование представлений об окружающем мире

      Дети с ДЦП имеют ограниченный запас общих сведений об окружающем мире, недостаточно сформированные пространственные и временные представления. Это, в свою очередь, негативно сказывается на усвоении материала по предмету «Окружающий мир».

Поэтому целесообразней будет подводить итог урока по окружающему миру в форме практической деятельности.

   Мною используются такие приёмы как:

       

      Приём №1 «Рисование пластилином».

          Данный приём основан на пластилинографии, благодаря которой изображения на картине получаются полуобъёмными. Берётся картинка в стиле раскрасок и, предварительно проговорив признаки заданного предмета, учащийся приступает к раскрашиванию его элементов – пластилином.

       

      Приём №2 «Аппликация».

        Предложенный приём позволяет через увлекательное занятие, включающее ручной труд,  закрепить знания об окружающих предметах: название, разновидность, цвет, форма. А также на практике поработать с данным природным материалом.

       

      Приём №3 «Мятая бумага».  

      Приём основан на технологии сминания бумаги, из которой впоследствии выполняется картинка – аппликация.

Ребёнок выбирает соответствующую цветную бумагу и начинает отрывать и сминать небольшие кусочки. Затем готовые мятые и сжатые ладошками бумажки клеем прикрепляются к заранее приготовленному эскизу поделки.

      В работе можно использовать также:

 яичную скорлупу, солёное тесто, вату, крупы, пёрышки, элементы

художественного конструирования.

                                                      Заключение.

  Моей основной задачей  при разработке и применении данных приёмов в своей работе была организации эффективного учебно-познавательного процесса, включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что поспособствовало развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей моей ученицы. Данные приёмы помогли мне поддерживать активность ребёнка на протяжении всех уроков, что немало важно для каждого учителя желающего получить качественные результаты.

   Итак, для достижения наиболее высокого результата педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным, интересным и творческим. Это позволит пробудить у младших школьников с ДЦП интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психофизические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал, осмысливать его.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приёмов для заучивания правил в начальной школе

Развивать способности ребёнка можно по-разному. Но думается, что учителю, который должен ещё и научить, выгоднее всего отрабатывать познавательные навыки именно на учебном материале. В представл...

Нетрадиционные приёмы развития речи

данный материал может быть использован при подготовке к уроков развития речи...

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....

Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями

Создание условия для повышения речевой активности и  изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием....

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателей   Огоньковой А.С. и Антоновой Л.Ш., представленном на  практическом семинаре по использованию видов арт –терапии в  работе с детьми начальной...