Главные вкладки

    Речевое творчество на уроках литературы
    методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

    Ковалёва Людмила  Александровна

    Развитие речевого творчества младших школьников по программе Е.И.Матвеевой ( система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevoe_tvorch.-_rabota..doc140 КБ

    Предварительный просмотр:




                               Муниципальная гимназия  города Ярцево Смоленской области.





















                        РАЗВИТИЕ



     



              РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА





          МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ





      ПО  ПРОГРАММЕ  Е.И. МАТВЕЕВОЙ













                                                                   Учитель начальных классов



                                                                   Ковалёва Людмила Александровна.











     







                                                   2007-2008 год.


     

                                      Содержание.

        1.Анализ работы над художественным текстом

    в программе  Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова по учебнику Е.И.Матвеевой……………………….....3

    2.Обучение  написанию сочинений в начальной школе  по  системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова…………………………………….6

          3.Урок литературы  по программе Е.И.Матвеевой.

         Книга первая. Раздел 1. Когда сбываются мечты……………………………………………….10

    4.Заключение…………………………………….14

    5.Приложение 1………………………………….16

       6. Приложение 2…………………………………19

    1.Анализ работы над художественным текстом в программе  Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова по учебнику Е.И.Матвеевой

    Отработав в школе 20 лет, меня всё время интересовал такой вопрос :

    Почему дети так не любят и не умеют  писать сочинения? Какую бы

    огромную подготовительную  работу на уроке не проводил, всё равно  при написании сочинений почти у всех детей возникают трудности.

    А в старших классах им ещё труднее даётся такая работа.

    Я попробовала работать и по программе Л.В.Занкова , но ответа так и не нашла на свой вопрос. Затем мне предложили ознакомиться с программой Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. Сначала я вела курс литературного чтения по программе З.Новлянской и Г.Кудиной и была приятно удивлена, дети начали писать сочинения, стали сочинять стихи, потешки, сами сочиняли сказки.

    Но больше всего меня привлёк курс Е.И.Матвеевой. С первого урока я просто была поражена, как строился урок литературы.

    В пояснительной записке  к литературному чтению ( автор Е.И.Матвеева) записано, что :

     «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.  

     Содержание любого предмета и логика его построения в данной  образова-

    тельной системе определяются закономерностями формирования учебной

    деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

    В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства

    художественного слова», литературного вкуса.»

    Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в  младшем школьном возрасте? Уверена, что формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

    Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.

    Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического

    воспитания школьника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

    Известно, что школьное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте  6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе, героям книг. В результате приобщения

    к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

    Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки. Поэтому  необходимо формировать  литературный  вкус с раннего школьного возраста.

    Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии.

    Учебная деятельность понимается как особая форма активности ребёнка, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения. Такая деятельность становится возможной при изучении любого литературного текста на уроке. Она организуется на основе установления диалоговых отношений между автором и читателем. Диалоговые отношения на уроке связаны с важной задачей развития коммуникативных способностей каждого ребёнка.

    Решение этой задачи происходит успешнее в ходе обучения литературному чтению в активной речемыслительной деятельности.

    Цель уроков чтения в начальном звене – воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения – решается с помощью творческих задач. Это анализ произведения. Главное в этом процессе – установить

    взаимосвязь с каждым ребёнком различными способами взаимодействия через текст.

    Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ .Учащиеся 1-2 классов  в процессе работы с текстом пропедевтически  развивают в себе способности «работать с образом», выявлять средства его создания в тексте.

    В третьем классе их деятельность фокусируется на выстраивание таких теоретических понятий, как авторская и читательская позиция, средство авторской изобразительности, художественное произведение, жанр, а в четвёртом классе ученики работают с понятием мир героя произведения, «достраивается» понятие художественный образ. 

     «Литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а

    конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим

    литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической цен-

    ностью, являющейся важной составляющей формирующейся  личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особо организован-

    ной деятельности в культурном пространстве урока и вне его.

    Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформирован -ность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без куль-

    туры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно

    высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно

    и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А.П.Скафтымов). 

    Литература даёт читателю мощный заряд творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Приобретение таких способов –

    главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь призму литературного произведения является «тщательное» чтение.

        «Тщательное» чтение соотносится с понятием  творчества. Творчество невозможно без трёх оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесённости с культурной нормой.

     Творчество всегда  предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.

    Исходя из этих позиций «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой  происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой…»

    Основная цель всего курса «Литературное чтение» - обеспечивать интенсивное совершенствование чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открывать разные способы понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитывать культуру восприятия текста; стимулировать потребность ребёнка в творческом чтении.

    Достижение данной цели предполагает решение трёх видов задач:

    1. образовательных:
    1. развитие потребности читать любой текст, осваивая приёмы понимания текста, овладевая техникой чтения, способами интонирования текста;
    2. развитие способности творческого видения смыслов художественного текста как произведения искусства слова;
    3. открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
    4. формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных,

                             смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

    1. развивающих:
    1. развитие чувства художественного слова, литературного вкуса;
    2. развитие коммуникативных способностей;
    3. развитие речи;
    1. воспитательных:
    1. формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
    2. воспитание эстетического отношения к книге как к источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

    Предлагаемый курс помогает организовать читательскую деятельность на уроке, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.

       2. Обучение написанию сочинений в начальной школе по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.  

     Остановлюсь на уроках в четвёртом классе. На данном этапе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений,

    которые не просто открывают новые авторские имена, но и «подчиняются» одной общей тематической идее – увидеть, уловить, почувствовать, понять образ Страны детства, созданный в разных литературных произведениях по специальным писательским  или поэтическим законам.

    Учебная задача всего учебного года - совершить «путешествие» (прочитать, перечитать, исследовать) в мир художественных произведений, в котором какими-то известными или ещё неизвестными способами и приёмами создаётся художественный образ героя, уголка земли, события, приключения, поступка и т.д., так или иначе имеющего отношения к периоду детства в жизни человека.

    Ученики стараются раскрыть потенциал каждого художественного произведения через определение настроения, осмысление  содержания и построение данного текста. Параллельно идёт процесс становления личной читательской позиции на новом уровне понимания произведения, а также продолжают активизироваться творческие умения ребёнка как автора собственных работ.

    В каждом разделе учебника есть  произведения не только профессиональных поэтов и писателей, но также и сочинения сверстников - таких же четвероклассников. Все тексты представлены на суд любопытных читателей.

    Эти работы не просто стимулируют  детей писать тоже интересные сочинения. Они вводят в мир ровесников, подобным образом переживающих свою причастность к жизни, общению с природой и человеком.

    Сочинения детей органично вплетены в канву художественных произведений, они даны в сопоставлении с ними. Это даёт возможность каждому ребёнку создать свой образ,  своего героя, даёт понять, что его мечта такая же замечательная, как и мечта героя  прочитанного произведения.

     Мы пишем сочинения на разные темы, начиная с первого класса. Предварительно разбираем очень много произведений различных авторов –

     и классиков  и современных писателей и поэтов, а также произведения таких же детей – сверстников. Начиная с первого класса дети заучивают  сначала шуточные стихи, а потом и более серьёзные. Дети делают это с большим интересом и с охотой. Есть у нас такая оговорка  -  если ты хочешь, если тебе понравилось это стихотворение, то выучи его. А желают почти все, так как произведения подобраны очень интересные для детей.

    Звенит звонок, дети не слышат его, увлечённо работают. Им нравятся такие уроки. Они привыкают анализировать произведение, понимать, чувствовать настроение героев, объяснять их плохие и хорошие поступки и после каждой прочитанной книги сами становятся чуточку добрее, человечнее.

    С большим желанием дети ходят в библиотеку, моих детей там знают все, потому что они выбирают особые произведения.

    Каждый ребёнок имеет своё особое мнение, с которым остальные могут согласиться, а могут и не согласиться.

    Любое мнение правильное, лишь бы оно выражало искренние мысли ребёнка. Научить думать самостоятельно, желая   высказать своё мнение открыто; желание делиться своими открытиями с другими людьми, познавать - вот главная задача развивающего обучения.

    Эта система близка мне по своей сути, я шла к ней всю свою жизнь. Она не подавляет личность ребёнка, а «взращивает» её, намечает ориентиры для развития индивидуальных способностей

    Все приёмы, способы работы с детьми опираются на установление диалоговых отношений – отношений сотрудничества, понимания и соучастия. Эта система позволяет учителю и ребёнку смотреть в одном направлении, прощает ошибки, учит анализировать их, дарит встречи с удивительными людьми.

    Я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами,  используемыми  мною на уроках для подготовки детей к написанию сочинения:

      Как я уже говорила, обучение написанию сочинений идёт с первого класса, это и

    1. синтагматическое чтение (выделение ключевых слов, деление на речевые звенья- синтагмы, расстановка пауз);

         2.  определение оттенков  смысла слов;

    3. словарь настроений;

    4. работа с орфографическим словарём как с настольной книгой;

    5. работа с толковыми и литературоведческими словарями;

    6. знакомство с техникой понимания текста;

         7. сочинения – продолжения;

    8. оживление неживых предметов;

    Подробнее хочу остановиться на системе упражнений и заданий, направленных на  знакомство с техникой понимания текста:

    а).  «тщательное» чтение с выделением  «точек предпонимания» текста (выяснение того, что непонятно, что показалось странным, необычным).

    б). чтение  текста «островками» -  неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента, установление связей между разными точками зрения читателей и выявление самых ярких мест для понимания содержания произведения;

    в). составление «вопросника»  к новым изучаемым текстам, на его основе формулирование учебной задачи урока;

    г). организация диалога автора и читателя через систему поставленных к тексту вопросов, выявляющих эмоционально-

     ценностные ориентации, предмет разговора и особенности языка текста;

    д). чтение с иллюстрированием - создание образа с помощью красок, карандашей, создание мультфильмов по раскадровке основных событий рассказа или стихотворения;

         е). чтение с переводом с языка литературы на язык театра,

          кинофильма (распределение ролей, чтение по ролям, драматизация текста ).

          ж). выделение выбранного фрагмента, наиболее ярко      иллюстрирующего замысел автора, его точку зрения на проблему; соотнесение своей позиции с позицией автора и других читателей;

     з). прогнозированное чтение ( во время чтения текста произведения учитель делает остановку ( «обрыв») и опускает одно из событийных звеньев, чаще всего финальное, нарушая тем самым привычный для читателя ритм формирования эстетического объекта. Читатель вынужден самостоятельно, опираясь на факты художественной реальности и на показатели собственного переживания, заполнить сюжетные «пустоты»)

    представление себя в роли кого-то, например, в роли чайника, в роли первого листочка.

    Все эти приёмы  позволяют ребёнку включиться  в активную исследовательскую смыслодеятельность читателя, в ходе, которой  становится возможен продуктивный диалог, предполагающий реальное культурное общение ученика с автором текста, с другими его участниками, с самим собой. Это способствует грамотному анализу литературного текста.            

    Программа Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова  опирается на  психологические особенности младшего школьного возраста.

    Мысль, рождённая по поводу прочитанного текста, настолько сиюминутна и порой неадекватна читательскому восприятию, что ученик не успевает её грамотно, оригинально оформить  на письме, потому что перед ним встаёт проблема: как написать интересно, но в то же время грамотно.  Его фантазия помогает в устной речи выстроить сложную речевую конструкцию, а на письме эта же необычная мысль звучит нескладно, невыразительно. Ребёнок, в силу отсутствия навыка быстрого письма, страдает от того, что пока не может излагать мысль на письме так же, как в устной речи.

         Поэтому, прежде чем создавать своё сочинение, выступать  в  роли автора, следует накопить относительный читательский «багаж», который послужит в дальнейшем богатым опытом для  создания собственного высказывания.

         Осознанность творческой позиции, сформированность вкуса, умение соотносить произведение с культурной нормой – основа     для литературного творчества ребёнка. Такую работу следует начинать с первого класса.

        Дети в этом возрасте – большие фантазёры, которым кажется, что они прекрасные поэты и писатели. Они с удовольствием   пробуют сочинять стихи, выдумывают сказочные и детективные  сюжеты. Но их первые работы далеки от совершенства.  Конечно   учитель и ученики не могут проигнорировать эти попытки  создать своё «творение» и поделиться  им  с окружающими.

        Такого ребёнка надо поощрить словесно, но с течением времени  следует указывать ему, помогать искать совместно недочёты и  казусы в работе, чтобы ученик понимал, что не всякое сочинение   есть авторская работа, не всё выносится на суд читателей.

        Для организации творческой деятельности каждого ребёнка программа предусматривает, начиная с послебукварного периода, целенаправленную систематическую работу над  созданием письменного текста.

         В первом – втором классах учащимся предлагаются некоторые творческие задания выполнить письменно, предварительно  познакомившись с художественным текстом. Здесь появляются первые задания сочинительского характера, ответы на вопросы, представляющие собой небольшие рассуждения по заданной   теме.    Важно, чтобы на первом этапе ребёнок просто умел и хотел  записывать вновь рождённые мысли по поводу прочитанного или услышанного. Пусть эта первая запись будет небольшой, но    искренней, эмоциональной, не похожей (или похожей) на  другие мысли и высказывания.

        Ценно увидеть, как ребёнок выразил её на письме, ведь  письменная речь совсем иначе преподносит мысли, чем устная.

        Образы, которые создаёт ребёнок, передают его впечатления,  являются средствами выражения чувств.

        Когда ученик сочиняет, речь идёт о деятельности, о творческом  процессе, удовлетворяющем потребность ученика в самовыражении. Этот процесс важен с точки зрения выявления творческого   начала, а не художественного искусства.

        Его значение велико для самого ребёнка. Ещё Л.С.Выготский  писал:

        «Было бы неверно и несправедливо рассматривать ребёнка как писателя и предъявлять к его произведениям те требования,  которые мы предъявляем к произведению писателя. Как игра  нужна самому ребёнку, так же и детское творчество нужно   прежде всего для правильного развёртывания сил самого автора.

        Так же детское литературное творчество может стимулироваться  и должно оцениваться с точки зрения того объективного  значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребёнка»

        Важно на первом этапе сочинительства способствовать развитию интереса «пробовать перо» так, как это делают мастера слова.

        Следует обращать внимание детей на то, как по-разному они  чувствуют произведения, какие различные подходы используют при создании образов и сюжетов. Самой главной задачей на данном этапе является задача формирования культуры  творческого мышления.

        Виды письменных работ представляют собой небольшие  развёрнутые и краткие высказывания на разные интересные темы. Если ребёнку тема не нравится, он может не писать работу.

        Работа в позиции «сочинителя» помогает ребёнку научиться выступать в роли автора собственного небольшого высказывания.

        Ему предлагается дописать начатый текст, продолжить историю,

    придумать сюжет, представить то или иное явление природы,  описать его.

        После выполнения практического творческого задания  ученики  обмениваются впечатлениями, читают работы. Такого рода  творческая деятельность даёт возможность «посоревноваться» не только с одноклассниками, но и с самим автором, чьё произведение читается  в заключение до конца как «продукт» литературного творчества.

      3.    Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

                                             4 класс.

            Урок литературы  по программе Е.И.Матвеевой.

         Книга первая. Раздел 1. Когда сбываются мечты…

    Вводный урок.    

    Тема: Детские мечты…Как о них рассказать?

              Б.Д.Заходер. «Считалия».

    Основной тезариус: Знакомство с учебником. Тема мечты в произведениях разных авторов. Считалки.

    Цели и задачи: познакомить детей с новым учебником по литературному чтению; ввести в мир детской мечты; подготовить к восприятию новых произведений различных авторов, посредством  

    создания небольшой творческой работы на тему :

    «Моя Страна детства»; включить в активный диалог по воспоминаниям о детстве.

    Комментарий

    Ведущая идея всего учебника - познакомить читателя с произведениями о детях, детстве, странностях и прелестях детского возраста,  ошибках и первых неудачах в общении детей между собой и взаимоотношениях со взрослыми.

    Каждому читателю представляется  возможность совершить путешествие во внутренний мир произведения: ощутить, каким образом раскрывается определённая  тема, ставится или решается проблема, близкая ребёнку данного возраста. Ребёнок не только учится открывать законы создания художественного произведения, но и применяет их в своём творчестве.

    Вхождение во внутренний мир каждого произведения обязательно сопровождается конкретной практической задачей – создать «образ» какого-либо уголка детства, предъявить собственный взгляд на человека, себя, поступок, событие, переживание.

    Другими словами, детям сначала предлагается изложить свою точку зрения на  проблему в виде  небольшого сочинения, затем ребёнок знакомится с произведениями других авторов , учится их анализировать, находить свои просчёты, неудачи, затем вновь взяться за перо и написать работу лучше, интереснее.

    Итак, начнём наш урок!

                                     Ход урока.

    1. Организационный  этап.

     Звучит песня А.Б.Пугачёвой «Куда уходит детство?»

    - Как вы думаете, почему именно этой песней начинается нас с вами урок?

    ( мы будем говорить сегодня о детстве)

    На доске стихотворение:

          Так хочу, чтобы всем было радостно,

                 Чтобы счастье светило в оконце!

                 Вы зажмурьтесь сильней – будет РАДУГА,

                  Распахните глаза – будет СОЛНЦЕ!

                 И не надо, хорошие, хмуриться,

                 Обижаться, сердиться, манерничать.

                 Вы живите все вместе по   совести –

                 С чистой совестью нечего нервничать.

                                   Юля Ильина, 9 лет.

    2) Постановка учебной задачи.

    Этим стихотворением я хочу начать свой урок.

    - Прочитайте ещё раз первые строчки стихотворения,

    о чём пишет девочка? ( о своих желаниях, которые  могут сбываться в мечтах)

    Интересно устроен мир ребёнка. Он многоцветен, красочен, лучист, если маленькое существо воспринимает этот мир «сквозь волшебное стекло».

    Он печален, одноцветен, холоден, если это существо воспринимает мир прямолинейно, буднично, безразлично.

     К счастью, мечтательных детей намного больше, чем не умеющих мечтать. И поэтому мы с вами сегодня отправимся в мир мечты и детства.

    Все дети очень любят играть, а игра начинается с чего? Со считалочки!

    - А какие считалочки помните вы?

     -Давайте вспомним стихотворение Б. Д. Заходера «Считалия»

      ( чтение эпиграфа учителем)

                      Из окошка мне видна

                    Расчудесная Страна,

                    Где живут считалочки.

                    Каждый там не раз бывал,

                    Кто когда-нибудь играл

                    В прятки или в салочки…

    - А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение по ролям.

    ( учитель показывает книгу, демонстрируя иллюстрации)

    (Смотри Приложение 1).

    -  Что вам показалось необычным, странным?

    ( позиция автора, героя стихотворения,  ведь он любит Считалию, «расчудесный край», но ему приходится выйти вон из игры, значит, он вынужден покинуть эту страну.)

     -- Почему? Может, потому что он вырос, стал взрослым?

     -- Но некоторые взрослые всё же остаются в этой стране. Почему? (Потому, что они не потеряли ощущения детскости, их душа, как в детстве, открыта чудесам и откровениям.)

     Именно с такими взрослыми -- писателями и поэтами – мы и будем знакомиться в этом году. А точнее, познакомимся с миром детства в их произведениях. В этом нам помогут учебники литературы.

    - Давайте познакомимся с нашими новыми учебниками литературы.( дети рассматривают учебники)

    Книга первая. « Детства чудная страна.»

    1.  раздел – Когда сбываются мечты?...
    2.  раздел – Детские пристрастия.
    3.  раздел – Штрихи к портрету.
    4. раздел – Любимых строк прелестное звучанье.

    Книга вторая. «Все мы – родом из детства.»

    1. раздел – Когда рождаются настоящие герои и выдумщики.
    2. раздел – Уроки детства.
    3. раздел – Микрогеография детства.
    4. раздел – Куда уходит детство?

    - А теперь давайте познакомимся  со статьёй – обращением к читателям.

    Дети читают и разбирают статью Е.И.Матвеевой (с.3-4), знакомятся с условными обозначениями, принятыми в учебнике.

    В конце урока детям предлагается написать небольшое сочинение – представление.

    3) Творческая работа.

    -А теперь я предлагаю вам прямо сейчас написать небольшое сочинение в любом жанре на тему «Моя страна детства».

    ………………………………………………

    Далее идёт обсуждение сочинений, и выбираются наиболее удачные.

    …………………………………………………………..

    4). Итог урока.

    - И так, у каждого из вас есть своя Страна детства и хотелось бы чтобы в эту страну у вас всегда был пропуск.

    (Закончить урок можно стихотворением В.Д.Берестова).

    -В.Д. Берестов написал такое прекрасное стихотворение:

     Ах, сколько звёзд зимой, в ночи морозной,

    Открыто детям! И ещё не поздно.

    Ещё не скоро скажут: «Спать пора!»

    И только начинается игра.

    Совсем иначе светят звёзды летом.

    Для малышей те звёзды под запретом.

    До времени они утаены.

    Их видит юность. Детство видит сны.

      4. Заключение.

    Работая по системе развивающего обучения  Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,

    ещё в начале первого класса я предложила детям создать свой сборник сочинений, оформить его соответственно и помещать туда наиболее удачные сочинения. Этот сборник мы назвали « От писателя к читателю, от читателя к писателю». Идея детям понравилась и мы начали собирать сочинения.

    Этот сборник позволил мне направить и развить познавательные, творческие силы, литературные способности  малышей, расширить сферу их речевого общения, повысить культуру письменной речи- самого сложного вида речевой деятельности. Каждому ребёнку хотелось попробовать себя в роли писателя, не у всех, конечно, получалось, были и неудачные сочинения.

    Каждое сочинение дети сами анализировали, указывали на ошибки, причём автор не обижался, затем выбирали лучшие произведения, помещали их в     наш сборник. Таких сочинений за четыре года накопилось очень много.

    Изучая  тему детства, дети знакомятся со многими прекрасными произведениями таких поэтов как Б. Д. Заходер, О. О. Дриз, Ю. П. Мориц, С. Чёрный, Н. С. Гумилёв и многие другие. Кроме всего прочего у них есть возможность познакомиться с произведениями своих сверстников, таких же читателей-четвероклассников. Эти  работы не просто стимулируют детей писать тоже интересные сочинения, но и вводят их в мир ровесников.

    Весь учебник для четвёртого класса посвящён стране детства. Эта страна

    всё время раскрывает свои тайны, увлекает секретами, ставит перед нравственным выбором. Она овеяна мечтами, надеждами на то, что многое ещё впереди. Эта удивительная страна живёт в душе каждого ребёнка, а может быть, и взрослого человека, который понимает важность детства в своей жизни. И очень хорошо, что каждый ребёнок хочет поделиться своей мечтой с другими людьми. ( Смотри Приложение 2-1)

     Изучая тему «Микрогеография детства», ребята увлечённо читали стихи М.И.Цветаевой, Ю.Д. Левитанского, В.Д. Берестова, В.В. Набокова, К.Д. Бальмонта о воспоминаниях  из далёкого детства. Философские рассказы В.А. Бахревского о бабочке помогли детям по-особому взглянуть на прошлое, ребятам захотелось тоже поделиться своими воспоминаниями с другими детьми. (Смотри Приложение 2-2).

     Есть такое  стихотворение, которое девочка посвятила своему учителю, т.е. мне.

     Вот оно:

    Моя любимая учительница-

    Это классная руководительница!

    Мы любим заниматься с ней,

    И время проводить.

    Иногда понять не можем что-то,

    или не хотим.

    Ей на душе обидно,

    А нам очень стыдно.

    Столько сил и души

    В нас вложила она,

    Своим нелёгким трудом

                                                                Поразила меня!

    Это стихотворение девочка написала в конце четвёртого класса, перед выпускным вечером. Может оно и не очень складное, но писала она его от

    всей души. Спасибо ей! В такие минуты все неудачи остаются позади,

    хочется продолжать работать с новыми силами.

    Не у всех детей получается писать стихи, но зато хорошо получается проза.

    (Смотри Приложение 2-3).

    Больше всего ребята моего класса любят учить стихи и писать сочинения. О детских сочинениях можно написать много интересного, все они по-своему прекрасны, в них дети делятся своими мыслями с другими людьми и делают это с большой любовью. Наконец и я поняла, как научить  детей писать сочинения, в этом мне помогли мои ребята и  система развивающего обучения. Наконец я слышу детские возгласы: « Ура! Мы опять пишем сегодня сочинение!»

    И хочется сказать: «Спасибо, вам, ребята!»

                        Приложение 1.

    1).                              Чудесный край!

    Сам Заяц Белый вас встречает,

    Как будто в вас души не чает.

    Неутомимо, в сотый раз

    Он повторяет свой рассказ –

    И вот уже вы здесь, как дома!

    2).Всё так привычно, так знакомо:

    И многошумный Лес Дубовый

    (Шумит он долгие века,.

    Но с виду он совсем, как новый),  

    И Мост, Дорога и Река—

    Здесь ехал Грека через Реку

    И сунул руку в Реку Грека.

     

    3).Тут шла Собака через Мост –

    Четыре лапы, пятый – хвост!

    4).Вот знаменитые вареники

    (Их ели Энеке и Бенеке);

    Там, помнится, Кады-Мады

    Корове нёс ведро воды…

    А вот Крылечко Золотое,

    Горячим солнцем залитое

    И днём, и ночью.

    А на нём,

    Набегавшись,

    Сидят рядком,

    Сидят, обнявшись, как родные,

    Цари, сапожники, портные…

    А ты кем будешь?

    Выбирай!

    Страна чудес! Чудесный рай!

    5).Здесь – аты-баты, аты-баты!—

    Ни на войну, а на базар

    Шагают добрые Солдаты

    И покупают самовар.

    6).Здесь за стеклянными дверями –

    Весёлый Попка с пирогами.

    Он пороги не продаёт,

    А так их детям раздаёт…

    7).И счастье даром здесь даётся!

    А горе – если иногда

    Посмеет заглянуть сюда –

    Надолго здесь не остаётся:

    Ведь здесь и горе и беда!

    Здесь весело блестят слезинки,

    Здесь плачут так, что хоть пляши!

    Здесь --  в самой маленькой корзинке –

    Всё, что угодно для души!

    Да, всё – буквально всё на свете! –

    И то, чего не видел свет!

    И разве только СМЕРТИ нет –

    Её не принимают дети…

    (Здесь иногда в неё играют,

    Поскольку здесь не то, что тут –

    Лишь ПОНАРОШКУ умирают,

    По-настоящему живут!)

    8).Здесь и не то ещё бывает:

    На небе Месяц выплывает,

    А вслед за ним встаёт Луна…

    Здесь Мальчик Девочке – слуга!

    Здесь своеволие в почёте,

    Но строго властвует закон,

    И – если нет ошибки в счёте –

    Послушно все выходят вон…

    9).И я здесь побывал когда-то -- …

    И, повинуясь счёту лет,

    Я тоже вышел вон, ребята,

    И мне, увы, возврата нет.

    Мне вход закрыт бесповоротно,

    Хотя от каждого двора

    Так беззаботно и свободно

    Сюда вбегает детвора,

    Хоть нет границы, нет ограды,

    Хотя сюда --  рукой подать,

    И может статься, были б рады

    Меня здесь снова повидать.

                                    Приложение 2.

     1)                                       Здорово! Моя мечта сбылась!

    У каждого человека есть самая заветная мечта. Была она и у меня.

    Я очень хотел съездить на юг и увидеть море. Моя крёстная живёт в курортном городке, и часто звала нас к себе в гости. И вот моя мама согласилась съездить к ней в гости. Я очень обрадовался.

    Больше суток мы ехали с мамой на поезде. Я смотрел в окошечко и любовался природой. Мне было очень интересно. И вот мы приехали!

    У моей крёстной большой собственный дом. Рядом находится фруктовый сад, где растут абрикосы, груши, яблони и черешня.

    На следующий день мы пошли на море. Это было чудесно!

    Вода была очень тёплой. Волны катились одна за другой.

    И тут я увидел большой корабль. Я с интересом рассматривал его. Мне было любопытно, как такая громадина легко передвигается по воде. Ни какие волны ему не страшны! Первый раз в жизни я увидел настоящий корабль так близко.

    Вечером мы отправились в аквапарк. Там было очень весело. Мы катались на качелях, фотографировались, ели сладости. В Бердянске мы

    мы отдыхали двадцать дней. Время пролетело очень быстро. Это было

    самое лучшее путешествие в моей жизни.

    2). Нарина написала стихотворение, посвящённое воспоминаниям о детсадовской жизни.

                                                        Это заманчиво!

    Была я в садике тогда,

    Любила там играть.

    Любила я игрушки,

    Но не спать.

    И домой мне не хотелось.

     В садике же есть друзья!

    Вместе мы читали книжки-

    Это радость для меня.

    И заманчиво там было,

    От игрушек не уйти.

    Сядем мы за стол спокойно

    И начнём играть одни.

    3). Галя, например, написала такое сочинение, которое тоже посвятила  мне:

                             Моя любимая учительница!

    Мне очень нравится наша учительница Людмила Александровна.

    Она нас научила думать, размышлять, спорить, высказывать своё

    мнение, а затем уже читать, писать, считать.

    Больше всего мне нравится литература. На этом уроке мы читаем,

    инсценируем, рассказываем стихи и даже сочиняем их сами, а Людмила

    Александровна нам в этом помогает.

    Она справедливо оценивает наши знания. Нам очень не хочется с ней

    расставаться, ведь скоро закончится учебный год и в пятом классе у нас

    будут другие учителя. Но Людмилу Александровну мы всё равно не забудем и будем часто к ней приходить.

    А вот сочинение Никиты:

             Моя любимая учительница!

    В школе нас обучают разные учителя. Это и Марина Алексеевна, и Светлана Афанасьевна, и Людмила Ивановна, и  Анжелика  Фаридовна.

    Но моя любимая учительница – это Ковалёва Людмила Александровна.

    Она наш классный руководитель с первого класса.

    Людмила Александровна научила нас читать, писать, считать. Она

    добрая, но справедливая, всегда прислушивается к нашему мнению. Бывает, мы её разозлим, натворим что-нибудь не хорошее, и она нас отругается, но мы на неё не обижаемся, так как знаем, она делает это потому, что любит нас, жалеет и боится за нашу жизнь.

    Скоро мы с ней расстаёмся. Нам будет очень грустно. Мы всегда будем

    навещать нашу вторую маму и никогда её не забудем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

    Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

    Речевое творчество на уроках литературы

    Развитие речевого творчества младших школьников по программе Е.И.Матвеевой ( система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

          Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

    Развитие речевого творчества на уроке русского языка.

    Русский язык- основной предмет в школе, вызывающий трудности у учеников. Многие ассоциируют изучение языка со знанием набора правил, терминов, грамматических разборов. На самом деле, задача учителя со...

    Урок речевого творчества

    Урок речевого творчестваТема: Мои игрушки.Цель: развивать речь и творческие способности.Задачи: углубление и расширений знания по русскому языку;Развитие активного, самостоятельного творческого мышлен...

    Уроки речевого творчества

    Планы конспекты уроков...