Урок речевого творчества
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме

Алакина Екатерина Владимировна

Урок речевого творчества

Тема: Мои игрушки.

Цель: развивать речь и творческие способности.

Задачи: углубление и расширений знания по русскому языку;

Развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rechevogo_tvorchestva_2.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок речевого творчества

Тема: Мои игрушки.

Цель: развивать речь и творческие способности.

Задачи: углубление и расширений знания по русскому языку;

Развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Узнать тему нашего урока поможет таблица.

- Рассмотрите таблицу. Используя буквы, данные в таблице, составьте слово.

И

Д

Р

П

Ш

Ю

И

А

Г

Х

У

В

К

Р

- Выявите закономерность определения слова. Найдите это слово. ( Игрушки)

Верно, это слово «игрушки». Назовите свои любимые игрушки.

Тема урока «Игрушки».

  1. Лингвистический этап.

1.Эмоциональная речевая разминка.

( Произношение скороговорки(хором, индивидуально, медленно, быстро, грустно, весело, с удивлением).)

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прчитайте скороговорку быстро.

Испекла Иришка

Куклам по коврижке.

( Учащиеся произносят скороговорку сначала хором, затем индивидуально).

-- А теперь представьте себе, что вам очень грустно. Например, вы поссорились со своим лучшим другом. Прочитайте эту скороговорку грустно.

(Несколько учащихся читают эту скороговорку грустно.)

- А сейчас, наоборот, у вас отличное настроение. Прочитайте эту скороговорку весело.

- Представьте себе, что вы увидели сказочное существо. Наверное, вы очень удивитесь, если это произойдёт. Прочитайте эту скороговорку с удивлением.

Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца скороговорки.

(Учащиеся по одному выходят к доске. Учитель даёт им карточки, на которых написано, с каким настроением необходимо прочитать скороговорку. Остальные ребята угадывают настроение.)

2.Работа над загадками.

- О каких игрушках эти загадки, запиши отгадки. Найдите слова-отгадки, состоящие из одного, двух и трёх слогов.

Рядом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. ( Матрёшка.)

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них- сломаю,

Всё  сначала начинаю.  (Кубики.)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка,

А зовут его ….   ( Петрушка.)

Корчусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.  ( Юла.)

Кинешь в речку – не утонет,

Бьёшь о стенку – он не стонет,

Будешь оземь кидать – станет кверху летать.  ( Мяч.)

- Прочитайте слова, которые вы записали. (Матрёшка, кубики, Петрушка, юла, мяч.)

_ Найдите слова, которые состоят из 2 слогов. (Юла.)

- Докажите, что в слове «юла» 2 слога. ( В слове два гласных звука.)

- Разделите на слоги остальные слова. Назовите слова, которые имеют 3 слога. (Матрёшки, кубики, Петрушка).

3. Работа над ребусами.

-Рассмотрите ребусы. Во всех ребусах зашифрованы названия игрушек. Разгадайте ребусы.

( Погремушка)                                 (Кукла)                                   (Барабан)

4.Составление словарика игрушек.

– Сегодня на уроке составим словарик игрушек. Для этого вспомним слова на тему  «Игрушки» и запишем их.  ( Плюшевый мишка, кукла, матрёшка, юла, пирамида, кубики…)

– Проговариваем по слогам каждое слово. Домашнее задание ( для желающих) составляем книжку-малышку                с иллюстрациями.

5. Игра « Какой, какая, какое?»

У вас у всех  дома много игрушек. Есть игрушки, с которыми вы играете на улице, занимаетесь дома или укладываете с собой спать. Это ваши любимые игрушки. Скажите своим игрушкам комплименты.

- А что такое комплименты? Когда их говорят? ( Комплименты – это любезные,приятные слова.Их говорят, когда хотят похвалить кого-либо, сказать добрые слова другу.)

- Какие комплименты можно сказать плюшевому мишке?  ( У мишке добрая улыбка, умные глаза, нарядный костюм и др.)

- А этой кукле?  ( У куклы нарядное платье, на голове красивый голубой бант…)

- А какие комплименты заслужил слоник? ( У слоника большие мягкие уши, добрые глаза.)

( Учитель показывает игрушку или рисунок игрушки, а учащиеся говорят ей комплименты; красивая, добрая, весёлая, мягкая, блестящая, великолепная… ; добрые глаза, красивая улыбка, роскошный хвост, красивое платье, блестящие ботиночки, изящные туфельки).

6. Игра «Весёлый наборщик».

- Сейчас я вам предлагаю сыграть в интересную игру  «Весёлый наборщик. Запишите в тетради слово ИГРУШКА. Назовите буквы, которые есть в этом слове.

- Из этих букв нужно составить новые слова.

( Учащиеся записывают слова. По окончание проводится проверка.)

- Поднимите руки, кто составил 3 слова. Назовите слова.

- Вспомните слова, которые начинаются с каждой буквы слова ИГРУШКИ: с букв И,  Г, Р, У, Ш, К, И.

Назовите эти слова. ( 1 вариант: груша, игра, руки; 2 вариант: И – игра, ирис…  Г – гном, гора…  Р  -  река, руль…  У – утка, ухо…  Ш  - шиповник, шило…  К  - кукла, кофта …   А – акула, астра…)

7. Игра « Грамматическая арифметика».

- А сейчас займёмся арифметикой. Посмотрите на эти необычные примеры. Что получится, если в слове вычитать или прибавлять буквы?

*( ромашка – о )+ те =?  ( Матрёшка.)

*(малина  - л ) + ш =?  ( Машина.)

* вол + ( точка – та) = ? (Волчок.)

- Решите «хитрый пример»: подставь вместо вопросительного знака название цифры так, чтобы получилось название игры.

Какое слово получилось?

Те + ? +с = … ( Тетрис.)

8. Игра «Путаница»

- На доске записаны слова с измененным порядком слогов.Нужно записать слова в тетрадь, восстановив порядок слогов.

РУШ-ИГ-КА, РА-ПИ-МИ-ДА, ЛА-КУК, РЕШ-МАТ-КА, ШИН-МА-КА. (Игрушка, пирамида, кукла, матрёшка, машинка.)

9. Игра «Сюрприз».

- Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слово, прочитав правильно, победитель получает слово, которое и является сюрпризом.

ЛОТИСТО, БУТРОБЕН, ЮНОЛА, КУШРАБИКИ, ШАШГРИКИ, МАТНОРЁШКА. ( Лото, бубен, юла, кубики, шашки, матрёшка.)

10 Составление предложений.

- Составьте предложение, каждое слово которого начинается с букв слова БУБЕН. ( Боря у бабушки ел ночью и  т.п.)

11. Весёлая минутка.

Слова сопровождаются движениями.

Матрёшки.

Мы весёлые матрёшки,

(Указательный палец правой руки к правой щеке, и наоборот.)

Ладушки, ладушки.

( Хлопают в ладоши.)

На ногах у нас сапожки,

( Ноги на пяточку, на носочек.)

Ладушки, ладушки.

(Топают ножками.)

В сарафанах наших пёстрых,

( Руки на поясе, кружатся в одну сторону.)

Ладушки, ладушки.

( Руки за концы платьев, повороты в стороны.)

Мы похожи, словно сёстры,

( Кружатся в другую сторону, руки на поясе.)

Ладушки, ладушки.

( Руки за концы платьев, повороты в стороны.)

  1. Литературоведческий этап

1.Сочинение чистоговорок.

Ребята, чистоговорка – это упражнение, тренирующее речевой аппарат. Чистоговорка помогает произносить чище, отчётливее звуки. Предлагаю вам задание сочинить чистоговорки. В чистоговорке есть смысл и рифма.

Чистоговоркизаписаны на доске. Прочитаем их хором.

ЛА-ла-ла – в углу стоит юла.

Ша-ша-ша – машинка едет не спеша.

Лу - лу–лу – мне купили куклу.

Ка –ка –ка – на полке мягкая игрушка.

Придумайте чистоговорки по такому же началу. Какиечистоговорки у вас получились? ( Ла –ла –ла – остая пила;  ша –ша –ша – мы у шалаша; лу –лу –лу – я верчу юлу;  ка –ка –ка  - перед нами река.)

2. Языковая игра « Бесконечное предложение».

( На доске написано:«Кукла».)

- Прочитайте. Это предложение? Докажите.

- Что обозначает слово «кукла»? ( Предмет).

- Распространите это предложение. Добавьте слово, которое обозначает действие предмета. Что кукла делает? ( Лежит, сидит, стоит…) Прочитайте предложение.( Кукла лежит.)

- Кукла какая? ( Кукла маленькая, красивая).

- Кукла лежит. Где? ( Кукла лежит на столе, кровати, диване, полке…)

- Кукла лежит на столе. Лежит где? В чём? ( В коробке, пакете, сумке).

- Кукла лежит на столе в коробке. На столе каком? ( На высоком, деревянном..)

( Учитель на доске записывает предложения в столбик.)

( Кукла.

Кукла лежит.

Кукла лежит на столе.

Маленькая красивая кукла лежит в коробке на высоком деревянном столе.)

3.Чтение стихотворений об игрушках.

- Какие стихотворения об игрушках вы знаете?

- О каких игрушках говорится в стихотворениях? ( О мишке, о бычке, кораблике, слонах, собачках, верблюдах и т.д.)

4. Игра « Путаница».

- Исправьте ошибку в стихотворении: найдите неверное слово и замените его.

1. Наша Маша громко плачет:

Уронила в речку мячик.    (Таня.)

2.Идёт медведь, качается,

Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду.   ( Бычок.)

3.Зайку бросила лентяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.  ( Хозяйка.)

  1. Уронили Ваську на пол.

Оторвали Ваське лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.  ( Мишку, мишке.)

-- Какая девочка пожалела мишку, испугалась за бычка, бросила зайку, любит свою лошадку? ( Добрая девочка пожалела мишку, испугалась за бычка, любит свою лошадку; злая девочка бросила зайку под дождём.)

5.Игра «Магазин игрушек»

Приготовить игрушки: куклу, зайку, мяч и другие. Дети исполняют роль Незнайки, продавца игрушек. В начале игры дети быстро и отчётливо произносят скороговорку.

- Расскажите про покупки!

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои!

В магазин «Игрушки» пришёл Незнайка. Он хочет купить игрушки, но не знает, как они называются.

Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.

Продавец. Это кукла.

Незнайка. Сколько она стоит7

Продавец. Сто рублей. Это очень красивая кукла.

Игрушка ( рассказывает о себе). Я – кукла. У меня розовое платье, белые туфельки. У меня кудрявые золотистые волосы. На голове – большой белый бант с алыми горошками.В маленькой сумочке есть косметичка…

4.Рассказ детей о своих любимых игрушках по плану

План

  1. Мир игрушек.
  2. Любимая игрушка ( описание игрушки).
  3. Игрушка моей мечты.
  4. Плохо без игрушек.
  5. ИТОГ УРОКА.

Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства.

Занятие кружка по изобразительному искусству.

Тема «Вальс цветов» из цикла «Красота вокруг нас».

Цель: создание речевого высказывания на основе проявления творческого воображения.

Задачи: развивать творческое воображение и образность мыслей; совершенствовать умение в построении связной речи; активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств; воспитывать эстетическую культуру чувств.

Оборудование: фонограмма –«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; репродукция картины художника А.Пластова «Колокольчики и ромашки»; Стихотворения русских поэтов.

Вступительная беседа.

- Дети, природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой.

Посмотрите вокруг. Что необычного вы видите в нашей комнате? (Много различных растений.)

Где можно встретить эти растения? ( В лесу, саду, на лугу).

Назовите их. (Колокольчики, ромашки, гвоздики, васильки, луговая травка…).

Эти растения не похожи друг на друга, каждый цветок, каждая травинка красивы по-своему .Растения могут разговаривать с нами на языке чувств. Посмотришь на ромашку, или на белоствольную берёзку, или на золотой колосок, качающийся в поле, так и охватывают тебя чувства радости, счастья, безграничной любви к этой красоте.

Расскажите, какие цветы вам больше нравятся? Почему?

Приведу примеры некоторых высказываний учеников:

Мне нравятся весенние цветы одуванчики. Их жёлтые головки похожи на маленькое солнышко. Смотришь на пушистый цветок, и сразу становится радостно. Из всех цветов мне нравится белая луговая ромашка. Словно яркие звёздочки, рассыпались эти цветы по всему лугу. Этот цветок очень нежный и красивый. Я часто любуюсь этим цветком.

- Дети, вы хотите побывать на летнем лугу и увидеть эти цветы? В этом нам поможет художник Аркадий Александрович Пластов и его картина «Колокольчики и ромашки». (Ученики рассматривают репродукцию картины.)

( Блок вопросов, задаваемых учениками, отражал образное видение воспринимаемого объекта, эстетическое отношение к нему.)

- Что изобразил художник на своей картине? (Художник изобразил красивый летний луг. Белые, голубые, розовые, жёлтые цветы рассыпались по всему лугу. Зелёная мягкая травка закрывает каждый цветок от яркого солнышка.)

Каким увидел художник летний луг? ( Красивым, ярким, праздничным, сказочным, волшебным, он играл разными красками и т.д.)

Какое настроение чувствуется в картине? ( Эта картина наполнена радостным, весёлым, ликующим, бодрым настроением, чувством и т.д.)

Какие краски подчеркивают красоту этой картины? (Ярко-розовые, нежно-красные, бело-голубые, зелёные, жёлтые краски говорят о красоте летнего луга и т.д.)

Учитель предлагает ученикам выполнить задание творческого характера: придумать название этойкартине.

Ученики дали следующие названия картине: Красивый луг. Волшебный луг. Сказочный луг. Удивительные цветы. Очаровательные цветы. Луговая сказка и т.д.

Для обогащения образного видения объекта и наблюдения над языковыми средствами ученикам предлагалось послушать стихотворения русских поэтов о цветах.

ОДУВАНЧИК.

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу.

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,

Ты стоишь на самой жаре,

Над тобою кукуют кукушки.

Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый

И роняет листья в траву..

Одуванчик, цветок пушистый,

Я тебя тихонько сорву.

И.Никитин

ВАСИЛЬКИ.

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал, весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.                                    И.Токмакова

КОЛОКОЛЬЧИКИ.

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, тёмно-голубые?

И о чём звените вы в день весёлый мая,

Средь некошеной травы головой качая!

А.К.Толстой

- Какими словами описывают поэты цветы? Найдите их в тексте ( одуванчик белоголовый, цветок пушистый, весёлых, голубых, колокольчики мои, цветики степные).

Придумайте сами образные слова для описания цветка. ( Серебристый колокольчик, золотой одуванчик, кудрявая ромашка, весёлый василёк, гордый одуванчик и т.д.)

Подберите слова, которые передают красоту этих цветов? ( Изумительный, восхитительный, сказочный, великолепный и т.д.)

Для проявления творческого воображения учитель предлагает ученикам выполнить следующее задание: « Придумайте рассказ о цветах, дайте название своему рассказу».

Создать настрой на активную, образно-мыслительную деятельность позволяла воображаемая ситуация: «Представьте, что вы попали на летний луг. Пройдёшь босиком по такому лугу, почувствуешь великолепный аромат цветов, упадёшь на спину, закинешь голову, раскинешь руки и … понесут тебя звуки душистой травы в заколдованную сказку цветов…»

Учитель предлагает лечь на ковёр и послушать «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

- Закройте глаза, раскиньте руки, и пусть звуки музыки и аромат цветов понесут вас на летний луг.

Вопросы после прослушивания музыкального фрагмента:

- Какая музыка по своему характеру прозвучала? (Нежная, немного игривая, ласковая, волнительная и т.д.)

Какие чувства испытывали вы, когда слушали эту музыку?  ( Нежности, трепета, волнения, очарования и т.д.)

Какую картину природы помогла вам представить музыка?

После прослушивания ученикам предлагается выполнить работу в творческих  альбомах : нарисовать рисунок и составить рассказ по нему, дать ему название.

Приведу примеры некоторых творческих рассказов учеников.

Сказочный луг.

Однажды солнечным ранним утром я оказался на сказочном лугу. Чудесные летние цветы уже раскрыли свои причудливые лепестки. Маленькие капельки росы, словно слёзки, поблёскивали на цветах. Дунул лёгкий ветерок, и поплыл над лугом душистый аромат. Зазвенели голубые колокольчики, приветливо наклонили свои белые головки ромашки. Весело кружатся пчёлы над каждым цветком.

Сколько радости и удовольствия дарят эти прекрасные цветы.

Удивительный цветок.

На сказочной летней поляне вырос удивительный цветок – колокольчик. « Какой прекрасный день!» -сказал цветочек. Солнечный лучик нежно ласкал его лепестки. Подул нежный ветерок, и закачался, зазвенел голубой цветок. Своим хрустальным звоном разбудил он все цветы на поляне. «Посмотрите, какой красивый наряд у нашего друга, словно кусочек синего неба», - весело говорили цветы. Обрадовались цветы новому другу и закружились в весёлом летнем танце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Уроки речевого творчества

Планы конспекты уроков...

Урок речевого творчества

Эта презентация для внеурочных занятий по развитию речи в 1 и 2 классах...

Урок речевого творчества. Весна.

Эта презентация для внеурочного  занятия  по развитию речи во  2 классе...

Рабочая программа факультативного курса "Уроки речевого творчества" 1-4 класс. 2017

Рабочая программа составлена с учетом изменений ФГОС 2015 г....