Уроки речевого творчества
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Черепанова Олеся Геннадьевна

Планы конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.rar638.94 КБ
Файл 3_klass.rar433.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Что такое творчество

В начале и в конце каждого урока учащиеся рисуют в тетради схемы-лица, выражающие настроение, и обосновывают свой
выбор.

Описание: C:\Users\F33C~1\AppData\Local\Temp\Bonus.SSR10\media\image1.jpeg

Веселое         Не очень веселое        Грустное

настроение          настроение               настроение

Ход урока

I.        Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Тему урока поможет узнать анаграмма, которую нужно разгадать. Анаграмма (от греч. ana - перс + gramma буква) – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв,
составлявших другое слово (например, мука - кума, жилы - лыжи,
кошла - школа).

                                                         ТРОВЧТЕСОВ

- Какое это слово? (Творчество.)

Мы сегодня на уроке будем говорить о творчестве, будем сочинять, фантазировать.

II.        Лингвистический этап

1. Рассказ учителя

Что такое «творчество»? Это создание чего-то нового (создание новых игр и игрушек, новой «детской» азбуки, новых слов
и т. д.), решение трудных задач, сочинение стихов, песен, музыки,
рисование, лепка и пр. Для творчества нужны не только фантазия,
выдумка, но и знания. Творчество возникает на основе прочных
знаний и умений. Творчество приносит человеку много радости
и счастья. На уроке речевого творчества вы будете учиться выражать свои мысли, находить и употреблять меткие слова, сочинять
чистоговорки, стихи и рассказы, декламировать и т. д.

2.        Эмоциональная речевая разминка

В больнице для животных Мишутка произносит: «У слона
[ф]обот. Я пью чай с са[ф]аром». Доктор Айболит выписывает
лекарство-скороговорку «Хохлатая хохотушка хохотом хохотала:
ха-ха-ха».

(Дети произносят скороговорку 2-3 раза, характеризуют повторяющийся звук [х].)

Лиса читает стихотворение: «На го[л]е А[л]а[л]ат [л]астёт
к[л]упный виног[л]ад». Доктор выписывает лекарство - скороговорку «Проворонила ворона вороненка».

(Учащиеся произносят скороговорку хором, по рядам, в парах,
выделяют повторяющийся звук [р], характеризуют его.)

3.        Чтение шуточных стихов. Произнесение и замена одного звука в слове другим

На виду у детворы

Крысу красят маляры.        [с] - [ш]

Говорит один рыбак:
- В речке выловил башмак.
Но зато ему потом

На крючок попался дом. [д] - [с]

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. [ф] - [с]

Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело.        [т] - [л]

4.        Чтение слов с правильным ударением

СлУчай, вокзАл, твОрог, творОг, свЕкла, медвЕдей, магазИн,
шофЕр.

5.        Составление слов (кто больше слов составит в течение
одной минуты). Составление предложений с использованием
полученных слов

Описание: C:\Users\F33C~1\AppData\Local\Temp\Bonus.SSR10\media\image2.jpeg

(Лыжи, чайка, встреча, щавель, машина, роза. чаща, чайник,
наша. шина. Чайка летит высоко над морем. Кислый щавель
положит в суп. Мы купили новый электрический чайник. Шина
лопнула. В спортивный магазин привезли лыжи. Роза - мой любимый цветок.)

6. Чтение слов слева направо, справа налево (палиндром -
перевертыш)

наган

дед

Анна

тут

казак

довод

боб

комок

заказ

домок

тот

летел

Ада

как

лил

шалаш

Алла

комол

око

лакал

7.        Работа над лексическим значением слов

-        Объясним лексическое значение слов «довод», «комод».
(Довод - мысль, суждение, приводимые в доказательство чего-нибудь, аргумент. Комод - предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).)

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает
самое существенное в слове - его значение, не забывая и о внешнем облике слова. Толковый словарь создан для того, чтобы правильно толковать слова, то есть правильно объяснять. Объяснения, как правило, в толковом словаре краткие и точные. Толковый словарь призван содействовать повышению культуры речи, учит правильному образованию слов, правильному произношению
и написанию. Люди разных профессий, обращаясь к словарю, по-
лучают необходимые сведения о современном русском языке.

Словарь русского языка С.И. Ожегова однотомный, удобен
для использования, общедоступен, удовлетворяет потребности
большинства людей, желающих узнать смысл того или иного
слова.

8.        Чтение анаграмм. Игра «Четвертое лишнее»

гирт - тигр
елв - лев
ороавк - корова
оелн - слон

-        Какое слово лишнее? (Корова - домашнее животное.)

9.        Веселая минутка

(Чтение сопровождается движениями.)

Мы устали чуточку.
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри.
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

III. Литературоведческий этап

1.        Чтение и сочинение чистоговорок

Тих-тих-тих - сочинила стих.
Ок-ок-ок - у меня рисунок.
Ца-ца-ца - я художница.

2.        Идеографическое письмо

Придумайте предложения или рассказ, используя рисунок,

например:

Утром я делаю зарядку.

Я встаю в семь часов утра.

Девочка любит яблоки.


IV. Подведение итогов урока

На виду у детворы

Крысу красят маляры.        

Говорит один рыбак:
- В речке выловил башмак.
Но зато ему потом

На крючок попался дом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело.

        

Описание: C:\Users\F33C~1\AppData\Local\Temp\Bonus.SSR10\media\image2.jpeg

гирт - тигр
елв - лев
ороавк - корова
оелн - слон



Предварительный просмотр:

Урок 1. Сочинение на тему «Сентябрь холодей, да сыт»

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

      Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы отгадайте ее и тогда узнаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

Ночи темнее, дни холоднее,

Листья пожелтели, птицы улетели,

Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

— Правильно. А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) А о каком месяце мы будем говорить сегодня, узнаем, расшифровав слово.

Шифр

А Б В Г Д Е Ж 3

я

м

г

х

д

у

в

п

к

е

л

ф

л

о

н

б

б

ш

в

ц

б

д

н

р

э

а

ы

с

г

т

з

ь

к

ч

и

и

ж

р

с

а

щ

ь

т

3

ъ

ж

ю

я

Ключ

Г4 Б2 Ж3 В6 А1 Д3 Е5 З4

— Какое слово получилось? (Сентябрь.) Тема нашего урока: «Сентябрь холоден, да сыт».

II. Лингвистический этап

1. Эмоционально-речевая разминка

Произнесите скороговорку с разным настроением: бодро, сердито, сонно, печально.

Любые грибники любят брать боровики.

2.        Чтение стихотворения и поиск орфограмм

Прочитайте стихотворение, назовите приметы осени, описанные поэтом.

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

 И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают        

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

-        Назовите приметы осени, о которых говорится в стихотворении. (Созрели ягоды брусники; стали дни холоднее; деревья блистают в разноцветном уборе; птицы улетают на юг; дни холоднее; солнце светит реже.)

-        Найдите в стихотворении К. Бальмонта «Осень» слова с проверяемой безударной гласной в корне. (Поспевает — спелый, холоднее — холод, холодный, грустнее — грустный, улетают — полет, деревья — дерево, разноцветном—разный, смеется — смех, цветах — цвет, благовонья — благо, осень — осенний.)

3.        Орфографическая минутка

-Проговорим орфографически (по слогам) слова - названия месяцев и запишем их.

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, Октябрь, ноябрь, декабрь.

4.        Фонетический разбор

-Ребята, в каком месяце собирают грибы, когда начинается листопад? (В сентябре.)

Давайте сделаем фонетический разбор этого слова.

Сентябрь — 2 слога, 2-й слог ударный.

с — [с'] — согласная, глухая, мягкая

е - [и] - гласная, безударная

н— [н,] — согласная, звонкая, мягкая

т — [т,]— согласная, глухая, мягкая

я — [а] — гласная, ударная

б - [б] - согласная, звонкая, твердая

р - [p,]— согласная, звонкая, мягкая

ь        

8 букв, 7 звуков.

5.Работа над предложением

-Восстановите предложение.

Когдасолнышконачинаетнижеходитьпонебу, втемномлесупросыпаетсябабушкасзолотойкосой.

(Когда солнышко начинает ниже ходить по небу, в темном лесу просыпается бабушка с золотой косой.)

—        Поставьте слова в данном предложении в правильном порядке. Найдите орфограммы.

Осыпаются, осенью, деревьев, с, листья, золотые. (Осенью с деревьев осыпаются золотые листья.)

6.        Работа над деформированным планом

-Ребята, прочитайте текст, а потом посмотрите на план и поставьте пункты плана в правильном порядке. Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова в первом абзаце.

Лесные силачи

Ударила первая капля дождя, начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберезовик и гриб моховик.

Первым выжимал вес подберезовик, он поднял желтый лист березы и улитку.

Подосиновик выжал три листика осины, сосновую шишку и маленького лягушонка.

Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал -не выжал. Только шляпку свою желтую раздвоил. Как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему — алая майка чемпиона.

Н. Сладков

Деформированный план

1.        Победитель.

2.        Сила подберезовика.

3.        Награда победителю.

4.        Начались соревнования.

5.        Подосиновик.

6.        Хвастун моховик.

Исправленный план

1.        Начались соревнования.

2.        Сила подберезовика.

3.        Подосиновик.

4.        Хвастун моховик.

5.        Победитель.

6.        Награда победителю.

7.Этимология слова

Сентябрь — старославянское слово, которое произошло от греческого septembrios, восходящего к латинскому September, суффиксальному производному от septem — семь. Буквально означает «седьмой месяц», таковым он считался потому, что римляне встречали Новый год 1 марта.        

Октябрь — древнерусское слово, заимствованное из греческого языка. Буквально звучит как «восьмой месяц».        

Ноябрь— заимствованное слово из старославянского языка, в который, в свою очередь, пришло из греческого языка. Буквально означает «девятый месяц».

8.        Языковая игра «Веселый наборщик»

Придумайте слова на каждую букву слова «сентябрь».

 С— солнце, сено, снопы...

Е — ель, енот, еда...        .

Н — ненастье, небо, носорог..,

 Т - туман, туча, тополь...

Я — яблоко, ясень, ясный...

Б — береза, багрянец, бобр...

Р - река, ручей, рай.

9.Игра «Грамматическая арифметика»

 — Решите необычные примеры. Листья - ья + ик = ? (Листик.)

Подарок - арок + береза- а + овик = ? (Подберезовик.)

10. Игра «Путаница» 

На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова в тетрадь, восстановив порядок слогов.

ХО — МУ — МОР. (Мухомор.)

 БИ - РЯ - НА. (Рябина.)

РЕ - БЕ - ЗА. (Береза.)

У — ПА — ТИ — НА. (Паутина.)

 РАН-О-ВЫЙ - ЖЕ. (Оранжевый.)

11. Составление словарика

Запишем слова в наш словарик на тему «Осень».

Сентябрь, октябрь, ноябрь, осенний, дождливый, урожай, подосиновик, лисички, рыжики, золотой, заморозки, туман, гриб, шиповник, зонт, туча, птицы, журавли, листья, дождь, багрянец.

12. Веселая минутка

(Слова сопровождаются движениями.)

Листочки        

Мы листочки осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

III.        Литературоведческий этап

1.        Работа над текстом

—        Прочитайте тексты, написанные разным шрифтом. Подготовьтесь к пересказу текста, в котором говорится об осени.

В осень лесу

В жаркий Кончилось день лето. ребята Пришла пошли осень. в лес. Солнце Боря, светит Ольга мало. и Яша На зашли небе в серые чащу. тучи. Там Весь тень. день Оля идет села дождь, на На пень. бульваре Весь пусто. день Малыши гуляли играют дети. дома. Только Собака вечером Жучка вернулись спит они на домой. крыльце. Хорошо Кошка в Мурка лесу мурлычет на печке. летом!

2.        Работа по пословице «Сентябрь холоден, да сыт»

—        Прочитайте пословицу. Как вы понимаете ее смысл? Сентябрь — месяц первых заморозков, густых туманов, дождей.

В сентябре собирают урожай в садах, огородах, на полях. В лесу собирают грибы, шиповник.

3.        Сочинение-миниатюра

Напишем сочинение-миниатюру по пословице «Сентябрь холоден, да сыт». Какие мысли у вас появились по данной теме? Запишите.

4.        Чтение сочинений учащихся

В сентябре уже холодно. Солнышко светит, но греет слабо, погода дождливая. Все одеваются теплее.

В сентябре в огороде, саду поспевают сливы, яблоки, овощи. В лесах много грибов. Белки делают запасы на зиму. Богат сентябрь!

Сентябрь холоден: это уже не лето, в сентябре заморозки, чаще идет дождь.

Сентябрь сыт: мы ходим в лес за грибами, в огороде поспевает урожай.

5.        Домашнее задание

Оформить сочинения на листах в форме овощей, грибов, фруктов.

(В классе оформляется выставка детских работ.)

IV.        Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Урок речевого творчества

Урок речевого творчестваТема: Мои игрушки.Цель: развивать речь и творческие способности.Задачи: углубление и расширений знания по русскому языку;Развитие активного, самостоятельного творческого мышлен...

Урок речевого творчества

Эта презентация для внеурочных занятий по развитию речи в 1 и 2 классах...

Урок речевого творчества. Весна.

Эта презентация для внеурочного  занятия  по развитию речи во  2 классе...

Рабочая программа факультативного курса "Уроки речевого творчества" 1-4 класс. 2017

Рабочая программа составлена с учетом изменений ФГОС 2015 г....