Защита проекта "Неизведанные тропинки сказки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Название темы учебного проекта: « Неизведанные тропинки сказки»

Аннотация проекта

Проект для учащихся начальных классов класса. Помогает детям понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, изменять жанр произведения. Обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как   стать сказочником?

 

Проблемные вопросы

 

Что несёт в себе сказка?

 

Почему люди любят сказки?

 

Что, если сказок не будет?

Учебные вопросы

  • Что такое сказка?
  • Чем литературная сказка отличается от народной?
  • Каков характер героя?

Предмет: литературное чтение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_17.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – защита проекта «Неизведанные тропинки сказки»

Цели:

  1. раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок;
  2. продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
  3. формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентации по проектам.

Оборудование: тексы сказок, иллюстрации к сказке, слайды, рисунки учащихся.

Ход урока

1. Организационный этап. (Слайд 1.)

               Учитель:  Прозвенел уже звонок
                       Начинается урок
                       В путешествие пойдём
                       В страну сказок попадём,
                       Слушай, думай, наблюдай,
                       Сказку нашу отгадай.
                       Глазки дружно закрывайте.
                       Сказку в душу пропускайте
.

Ученик 1. Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ,

Но с рождения любят дети волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ, в мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски, А зовется чудо – сказки!

Ученик 2. Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

Ученик 3.Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!


2. Слово учителя. 

 -  Уважаемые гости, мы рады вас приветствовать в нашей школе. Вашему вниманию будет представлен урок по защите проекта. В классе присутствуют ребята, кто принял самое активное участие в этой работе. Над проектом мы начали работу ещё в 1 классе, как только научились читать, работа   продолжалась и  летом, были заведены читательские дневники, в которых ребята писали краткое описание прочитанных произведений. Для родителей мы выпустили вот такие буклеты, при помощи которых они были ознакомлены с намеченной исследовательской работой.(Раздача буклетов гостям)

 Половина проделанной нами работы помещена на сайте Инте-вики ,по окончанию   все материалы   мы постараемся разместить до конца.

-А сейчас, ребята, а кто мне напомнит, чему посвящён наш проект? (Наш проект посвящён сказкам)

  1. Учитель: (Слайд 2) Правильно наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас вместе с нами отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок,  в прекрасный мир, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.
  2.         Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.

 Учитель:  - Ребята, посмотрите   на доске    эпиграф   известного грузинского государственного деятеля и поэта 17 века Шота Руставели: «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт.». Как вы думаете можно ли его соотнести к работе над нашим проектом? Как вы его понимаете?.

Учитель:(Слайд 3)   Давайте вспомним какой основополагающий вопрос    мы ставили перед собой .

Дети: «Как стать сказочником?»

Учитель: А как вы думаете, что должен уметь сказочник? (Сочинять сказки, рисовать иллюстрации к сказкам, быть актером, чтобы ярко представлять сюжет произведения)

Учитель:(Слайд 4) Во время нашей работы мы с вами разделились на две группы это «Литературоведы», которые раскрывали теоретические аспекты нашего проекта и находили ответы на поставленные проблемные и учебные вопросы,(Слайд 5) и вторая группа «Сценаристы и актёры», которые занимались практической частью проекта.

И так давайте предоставим слово 1 группе.  

Учитель: (Слайд 6 ,щелчок 1)1 вопрос,который вы расскрыли – «Что такое сказка?»

Ответ: Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях (Слайд 6,щелчок 2)

Учитель: А вот сможете ли вы узнать сказку и героя по её отрывкам?

1.(слайд 7,щелчок 1) Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы.Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов и я стал видеть всё злым и безобразным»

Ответ: (Слайд 7,щелчок 2)

2.(Слайд 8,щел.-1) Из какой сказки этот отрывок: «Появился на птичьем дворе маленький птенец – утёнок и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей,что птицы не приняли его в свою семью»

Ответ:(Слайд 8,щел.-2)

3.( Слайд 9 щел.- 1) В какой сказке присутствуют следующие предметы : корзинка с пирожками,букет цветов, красная шапочка?»

Ответ: (Слайд 9, щел.- 2)

4.(Слайд 10, щел.1) Какие слова надо было сказать, чтобы цветик – семицветик исполнил все желания?

Ответ: (слайд 10,щел. – 2)

Учитель: 2- вопрос «Какие бывают сказки?»(слайд 11)

  1. Дети:    Сказки делятся на народные   и    авторские  .Они бывают -  волшебные,  бытовые  и   сказки о животных.  

(Слайд 12)  Мы прочитали некоторые из них и выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские сказки.   Например, 

  1. 1.Колобок –Виталий Бианки.  Лесной Колобок - Колючий бок.
  2.  2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
  3. 3.Снегурочка  - В. Даль. Снегурочка
  4. 4.Дочь- семилетка     - Братья Гримм. Умная дочь крестьянская.
  5. 5.Сивка- бурка - П. П. Ершов. Конёк- Горбунок

Учитель: 3- вопрос «Какие основные компоненты сказки вы знаете?»(Слайд 13)

Учитель: На уроках чтения мы выяснили,что сказка состоит из 3 компонентов : присказка, зачин,концовка.

- Что же такое присказка?

Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.

 Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.

Учитель: - Какие известные зачины вы знаете? («Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…) Что же следует далее?

Дети:Далее следуют завязка (сказочные события).  Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был , и мёд я пил, по усам текло , а в рот не попало.

Учитель: ( слайд 14 – 15 ,по щелчку ответы)У каждого героя в сказке есть свои волшебные помощники. Давайте их вспомним.

Учитель: Спасибо нашим литературоведам за проделанную работу.

Физкультминутка:  

Учитель : А теперь проверим работу 2 группы.

В чём заключалась ваша работа?

Дети: -  Мы провели в классе конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка» (Слайд 16), сочиняли свои сказки ( чтение одной из низ) и подготовили инсценирование русской народной сказки «Лиса и журавль», которую предлагаем вашему вниманию.

Учитель(Слайд 17- 18) В нашей школе проводились различные КТД посвящённые сказкам, в которых   дети принимали активное участие, а родители вносили немалую лепту в их подготовке. За что мы выразили огромную благодарность.

Инсценирование сказки.  

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

 

Учитель: Спасибо актёрам, а теперь обратите внимание на доску, здесь находятся пословицы.   Так как лиса и журавль поссорились,они поссорили и наши пословицы.  Ваше задание соединить пословицы, то есть найти начало и конец и определить какая из пословиц подходит к нашей инсценированной сказке, объяснить её смысл.  

Учитель: В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Сейчас я вам буду загадывать загадки ,а вы должны распределить, кто из них олицетворяет зло .кто добро.

1.Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид.

Это доктор... (Айболит — Карабас)

2. В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика... (Тотошка — Шарик)

3. Все узнает, подглядит.

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыска дорога,

А зовут ее... (Яга — Шапокляк)

4. С голубыми волосами

И огромными глазами.

Эта куколка — актриса,

И зовут ее... (Алиса — Мальвина)

5. . Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ...

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим. Поэтому   возвращаясь   к   эпиграфу нашего проекта. Я хочу вам пожелать, чтобы вы на своём жизненном пути встречали только добрых и отзывчивых людей.

 Учитель : И так завершая   наш    проект, проделав исследовательскую работу, давайте подведём итог. Чему нас учит сказка?  (Слайд 19  )

Дети:- Различать добро и зло, справедливости, храбрости, помнить, что зло всегда наказуемо)

Учитель:Что вам дала эта исследовательская работа?

 Ответ:

В конце слайд 20.

Учитель: Скажите мне пожалуйста ,какое время года сейчас у нас на улице? ( Осень) Какие изменения в природе произошли?( Опали листья на деревьях, туман по утрам, временами идёт дождь). А вот у нас на доске произрастает волшебное дерево, которое покрыто зелёными листочками даже осенью. И вот сейчас на нашем дереве появятся волшебные яблоки. Если вам   работа над проектом показалась интересной, то вы помещаете на дерево красное яблоко, если не заинтересовала, то зелёное.

 - На этом защита нашего проекта окончена.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к защите проекта "Неизведанные тропинки сказки"

Эту презентацию учитель может использовать на уроках чтения при прохождении раздела "Сказки"...

"По сказочным тропинкам"внеклассное занятие по русским народным сказкам

Разработка внеклассного занятия по русским народным сказкам...

внеурочный деятельность.защита проекта :сказки пишем сами.2 класс

материал содержим конспект внеурочного занятия по теме:Сказки пишем  сами.Защита проекта.К материалу прикреплена презентация....

внеурочный деятельность.защита проекта :сказки пишем сами.2 класс

материал содержим конспект внеурочного занятия по теме:Сказки пишем  сами.Защита проекта.К материалу прикреплена презентация....

Экологическая сказка "Защитим нашу землю".

Если бы Земля заговорила с нами, она сказала бы так : «Мне нужна ваша любовь. Только любите меня так, как я люблю каждого из вас. Если вы будете любить меня, то будете заботиться обо мне и защища...

Игра -путешествие по сказкам А.С. Пушкина (защита проекта)

Цели:1.      Пробуждать в детях интерес к книге; расширять их литературный кругозор;2.      Приобщить детей к сказкам А.С. Пушкина, познакомить детей ...

Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс

Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс...