конспект урока во 2 классе по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок по теме Д.Н. Салтыкова-Щедрина «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»  с использованием дополнительных  источников и сопровождающийся презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_skazka_pro_vorobya_vorobeicha_.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Педагог: Барышникова Галина Михайловна

Предмет: литературное чтение    Класс:2 «А» МОУ Гимназия №4

Тема урока: Д.Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Тип урока: комбинированный  (освоение новых знаний, обобщение и систематизация ранее изученного, контроль и коррекция знаний и умений).

Цель урока: Ознакомить  учащихся с  произведением с использованием различных, дополнительных источников информации.

Задачи урока: 

І. Образовательные: 

-совершенствовать умения литературоведческого анализа текста: структурного, лексического, логического;

-совершенствовать навык беглого чтения;

-формировать читательские умения

ІІ. Развивающие: 

-развивать познавательную мотивацию учащихся на основе использования дополнительных источников информации.

ІІІ. Воспитательные: 

-воспитывать сознательную дисциплину, умение высказываться и выслушивать других;

-воспитывать умение видеть удивительное рядом.

Оборудование к уроку: учебник “Литературное чтение”. 2 класс. Ефросининой Л.А.; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация; медиапроектор; дидактическое пособие « светофор»; раздаточный материал «Лист самооценки»; выставка книг Д.Н.Мамина –Сибиряка

Ход урока

  1. Этап организации класса на урок. Слайд 1-3

- Покажите на « светофорах» с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

2. Упражнения для активизации органов речи (для развития голоса) – скороговорка.

Слайд 4

…Воробей просил ворону

Ерша вызвать к телефону…

- Посмотрите на экран. Что написано?

(скороговорка)

- Читаем ее шепотом.

- Читаем ее громко.

- Читаем с вопросом.

- Читаем с чувством.

- Читаем повышая-понижая голос

II. Этап проверки домашнего задания

1.Творческая работа: рассказывание сказки «Зимовье зверей » от лица одного из героев сказки.

2.Игра  «Определи сказку». Слайд 5

( на « светофорах» красный – литературная, зеленый – авторская)

  1. «Колобок»
  2. Зимовье зверей
  3. Красная шапочка
  4. В. Одоевский «Мороз Иванович»
  5. К.Ушинский «Плутишка кот»
  6. Журавль и цапля
  7. Колосок
  8. Братья Гримм «Бременские музыканты»

III.Этап подготовки к усвоению новых знаний и способов действий.

(проблемный метод) Слайд 6-7

1. Игра “Кто быстрей?”

 зачеркни повторяющиеся буквы, из оставшихся букв получи слово и

прочитай фамилию автора (букву М не трогать)

В

Ы

М

С

Я

Г

А

Ф

Т

Ю

С

Л

Е

М

Я

И

Ф

Г

В

Ы

Ю

Е

Л

Т

Н

2. Биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик) Слайд8-9

“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.

Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ “Емеля-охотник” был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ

“Зимовье на Студеной” писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности. В журнале “Детское чтение” им было напечатано более 600 произведений для детей.”

 3. Какое произведение Мамина-Сибиряка будем  мы читать догадаетесь сами, если в пропущенных клеточках вставите глухие согласные.

Слайд 10( Сказка)

4.  Сделайте предположение о ком или о чем эта  сказка, отгадав ребусы.

Слайд 11

5.Вывод: Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про воробья и ерша;  вы узнаете что-то новое об этих животных;

6. Выявление объема знаний детей по теме.

- Что вы знаете про воробья?

- Про ерша?

7. Сообщение докладов(ученики в шапочках магистров)

-Сережа обратился к энциклопедии “Я познаю мир”  и подготовил доклад  про воробья.

Слайд 12

У самца верх головы и щеки серые, зашеек коричневый; самка и молодые птицы однотонные, буровато-серые с более темным верхом головы..

  Издает разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.

 Живет городах и поселках. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.

 Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах,в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев.

Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев.  Внутри находится лоток с мягкой подстилкой. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.

Про ерша много узнала и расскажет нам Коробова Лиза.

 Доклад о ерше. Слайд 13

“Ерш населяет большие реки и небольшие притоки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Цвет рыбы зависит от места обитания: ерш светлее в реках и озерах с песчаным дном, чем с илистым. Глаза у ерша большие, на выкате. Обычные размеры 10-15 см, вес 20-25 г, иногда достигает длины 25-30 см. и веса 200 г.

Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течении круглого года. Растет ерш медленно. Предельный возраст ерша 7-8 лет, но иногда доживает до 10 лет.

8.Физкультминутка: Слайд 14-15

IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.  Первичное ознакомительное чтение сказки  учителем и наиболее подготовленными учащимися с выполнением поисковой работы(непонятные и словарные слова)

Откройте учебник на стр.30.

2. Логический анализ текста (работа по группам).

Какие вы встретили непонятные слова? (помаленьку - не спеша, неторопливо), а словарные? (воробей)

1 группа – “что понравилось в сказке?”

2 группа – “что не понравилось? ”

3. Моделирование Слайд 16

- Изобразим модель этой сказки.

- Приготовили листочки.

 Произведение какого жанра прочитали?

Доказать. (сказка, т. к………) Покажем на модели (круг).

- Какого вида? (о животных)

(круг коричневого цвета)

- А еще? Назовите автора. (Значит эта сказка авторская).

(прямоугольник красного цвета).

- Как озаглавил автор свою сказку?

 - Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича”; сказка о животных).

4.Физкультминутка: Слайд 17-23

V. Этап первичной проверки усвоения новых знаний и способов действий.

 1. Групповая работа.

Чтение сказки в парах с заполнением «Листа самооценки»

 Читаем сказку сами друг другу: 1в. – 30-31стр.  до слов «…Я тебя, брат…»  2 в. – 31 - 32 стр.

Передайте «листы самооценки».

2. Работаем с текстом произведения

- Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).

- Почему так обращаются друг к другу?(жили в большой дружбе,уважают друг друга).

- Чем угощали друг друга? (см. текст -прочитайте).

- Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).

- Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).

3. Сообщение доклада Бирюков Никита Слайд 24

- Но есть птичка, которая могла бы прийти в гости к ершу. Это воробей, но какой…….. нам расскажет Бирюков Никита

Доклад про оляпку.

“А кто из носатых на дно нырнет, да сухим из воды выйдет? Это оляпка- водяной воробей. Небольшая птица (длина тела 18-20 см.), плотного телосложения, с короткими крыльями и длинными сильными ногами. Они хорошо бегают, плавают и ныряют, могут, собирая пищу, бегать под водой по дну. За 15-20 секунд способна пробежать до 20 метров. Глубина погружения не превышает полутора метров”.

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Работа в тетради. Стр. 19 - 20 (самостоятельно с взаимопроверкой).

Дифференцированная работа (1.гр. –кто будет работать самостоятельно подняли зеленый сигнал, 2гр. –кому нужна моя помощь –желтый сигнал).

Проверка работ.

VII. Этап обобщения и систематизации знаний.

1.Сделаем краткое обобщение урока, ответив на  два вопроса:

А). Назовите героев произведения.

Б). Главное слово, которое определяет отношение героев друг к другу

(уважение).

-Сегодня мы поработали над произведением Д.Мамина Сибиряка. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому  любую жизнь мы должны беречь и ценить.

VIII.. Этап подведения итогов.

-Что понравилось на уроке?

-Что узнали нового?

-А кому было трудно?

- Оцените свою работу в нашей цветовой гамме.(светофором)

-А какое у вас сейчас настроение? (светофором)

IX. Этап информации о домашнем задании. Слайд 25

  1. придумать загадку о рыбе или воробье
  2. нарисовать иллюстрацию к сказке
  3. подготовить выразительное чтение сказки по ролям

Слайд 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему:  Даниил Хармс. «Веселые чижи»....

Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.

Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.

Открытый урок по предмету «Литературное чтение»  2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....

«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»

«План-конспект  урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...

Конспект урока с презентацией по литературному чтению для 3 класса Тема: «А. Куприн. Слон.» Урок 2.

Цели: продолжить знакомство с рассказом А. Куприна «Слон», учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа. Задачи: Образовательные: 1. Учить пр...