Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
план-конспект урока чтения (4 класс) на тему

Урок - дискуссия
Цели:
1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка;
2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения;
3) познакомить с произведением классической музыки;
4) прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;
5) развивать память, речь, мышление, творческое воображение.
Задачи урока:
1) Учить доказывать свою точку зрения.
2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1.96 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_priyomysh.doc42 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_uchashchihsya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – дискуссия +презентация литературного чтения по теме: «Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш» для 4 класса (Программа «Школа России») ГБОУ СОШ№1368 г. Москва Учитель начальных классов Журавлёва Валентина Петровна

Слайд 2

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 3

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (1852 – 1912 г.г.)

Слайд 4

«… Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…» (Д.Н. Мамин-Сибиряк) Урал Москва

Слайд 5

Урок - дискуссия

Слайд 6

Дискуссия — это обсуждение какого-либо вопроса или проблемы. Важной характеристикой дискуссии является аргументированность, т.е. доказательность, обоснованность .

Слайд 7

Цель урока: 1) Учить доказывать свою точку зрения. 2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Слайд 8

Основные правила дискуссии 1. В дискуссии участвуют не менее двух команд. 2. Все открыто выражают свои мысли. 3. Все точки зрения должны уважаться. 4. Слушайте других не перебивая. 5. На вопрос отвечает лишь один человек из команды.

Слайд 9

«Приёмыш» Воспитывает любовь к природе? Воспитывает патриотические, гражданские качества? Должен ли человек вмешиваться в жизнь природы? Воспитывает нравственные качества (доброту, жалость, милосердие…)?

Слайд 10

Первое задание « Доброта – это богатство, щедрость души человека» Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?

Слайд 11

Второе задание Выберите из данных слов качества, характеризующие: лебедя приёмыша

Слайд 12

Музыкальная пьеса Сен-Санса Камиль – «Лебедь» из Сюиты Карнавал животных.

Слайд 13

Третье задание Можно ли приносить домой диких животных?

Слайд 14

Четвёртое задание Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?

Слайд 15

«Приёмыш» Воспитывает любовь к природе? Воспитывает патриотические, гражданские качества? Должен ли человек вмешиваться в жизнь природы? Воспитывает нравственные качества (доброту, жалость, милосердие…)?

Слайд 16

Давайте будем дружить друг с другом. Как птица с небом, как поле с лугом, Как ветер с морем, трава с дождями, Как дружит солнце со всеми нами! Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и звери, и птицы, И доверяли повсюду нам, Как самым верным друзьям!

Слайд 17

Источники материалов http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%BA+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3% http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B5%D0%BD+%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85&clid=139085&lr=213 http://www.raskraska.com/raskraski/164/40.html http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%BA+%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%8F+%D1%88%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0&rpt=image



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока – дискуссии

  литературного чтения по теме:

«Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш»

  для 4 класса
(Программа «Школа России»)

ГБОУ СОШ№1368 г. Москва

Учитель начальных классов Журавлёва Валентина Петровна

2011 год

Урок - дискуссия

Цели:

1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;

2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения;

3) познакомить с произведением  классической музыки;

4) прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;

5) развивать память, речь, мышление, творческое воображение.

Задачи урока:

1) Учить доказывать свою точку зрения.

2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Оборудование:

листки – помощники, грамзапись музыки К.Сен-Санса "Лебедь", компьютер, выставка книг Д Н Мамина-Сибиряка, презентация.

Ход  урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!  На уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

II. Повторение.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (Слайд №1)

- Что вам известно об авторе? (Слайд №2 портрет)

        Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году.Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова.  Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения,  он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.

 (Слайд №3 карта) Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. Эти слова – эпиграф к уроку. Писатель писал:

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

        

А Вы знаете, где находится этот Урал? (Урал – это регион, где располагаются Уральские горы.

- Как назвать одним словом то, чем восхищался писатель?)

- Правильно, Родина.

«…Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…»
                               (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
Родина писателя – Урал, а наша – город
 Москва – столица нашей Родины и город образования. И многие молодые люди стремятся учиться в Московских учебных заведениях.

III. Сообщение темы урока.

     Урок наш необычный – дискуссия. (Слайд №4,5)

Дискуссия -  это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

IV. Постановка цели и задач урока.

Задачи: (Слайд №6)

1) Учиться доказывать свою точку зрения.

2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира.

Основные правила дискуссии (Слайд №7)

1. В дискуссии участвуют не менее двух команд.

2. Все открыто выражают свои мысли.

3. Все точки зрения должны уважаться.

4. Слушайте других, не перебивая.

5. На вопрос отвечает лишь один человек из команды.

- Мы должны с вами доказать, что это произведение «Приёмыш»

воспитывает  нравственные качества, патриотические и гражданские …? (Слайд № 8)

V. Задания для дискуссии.

Класс разделён на 2 команды. У детей карточки – помощницы.

Одна команда должна доказать точку зрения, а другая опровергнуть их доказательство.

Первое задание

Доброта – это богатство, щедрость души человека.

  Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?

Творческое задание для учеников.

Одному из учеников каждой команды предлагается сочинить продолжение этого рассказа.

- Кто хочет сочинить продолжение произведения? Продолжение, чем могла закончиться эта история.

Второе задание

Выберите из данных слов качества, характеризующие для первой команды: лебедя, а для второй – приёмыша.

Клип о лебеде.

-Лебедь – царская птица. К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Послушайте музыкальную пьесу и обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой «благородной, царской птицы»

Физминутка

 Встаньте, изобразите гордую, величественную птицу.

 Лебеди летят, крыльями машут.

 Прогнулись над водой, качнули головой.

 Прямо и гордо умеют держаться,

 Очень бесшумно на воду садятся.

Третье задание

- Можно ли приносить домой диких животных?

Четвёртое задание

- Верите ли Вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?

(Ребята, правы,  и вы, и вы. Лебедь верная птица, если он находит себе пару, может забыть про Тараса. А если не найдёт, то вернётся).

- Как может дальше сложиться судьба Приёмыша?

  Зачитывание работ учеников и подведение итогов дискуссии.

VI. Вывод.

- Какими мыслями хотел поделиться автор с читателями?

- Чему же воспитывает это произведение?

- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?

- Почему Тарас не запер птицу, не обрезал крылья?

Людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!

(Слайд №8) По 1 ученику с каждой команды нам прочтут стихи.

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!

VII.  Релаксация.

На парте лежат  бумажные лебеди: белые и чёрные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной вначале – «пустите плавать на озеро» белого лебедя.

(Дети крепят лебедя на плакат «озеро»)

VIII. Оценивание.

Используемая литература:

1.  Поурочные разработки Чтение. 4 класс. Голованова. Автор

 Байкова Издательство: ВАКО Год: 2006

Ресурсы:

http://www.litra.ru/biography/get/biid/00594681232734431760/

http://www.raskraska.com/raskraski/164/40.html

http://muzofon.com/search/Сен%20Санс%20%20%20Лебедь

http://mgup-vm.narod.ru/russian/07.html

http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/text_2003.shtml

http://talisha.ru/2011/04/davayte-drughit/



Предварительный просмотр:

Первое задание

«Доброта – это богатство, щедрость души человека».

Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов в трудную минуту прийти на помощь?

А) Тарас приютил лебедя, так как необходимо помогать брошенным животным….

Б) Любил животных,  понимал, что без помощи человека птица погибнет…

В) Не решился подрезать крылья…

Г) Своё доказательство…

Второе задание

Выберите из данных слов качества, характеризующие:

 1) лебедя

 2) приёмыша

Докажите, используя утверждения из текста.

Третье задание

Можно ли приносить домой диких животных?

А) Животные должны жить в природе…

Б) Они не смогут прокормить себя, ухаживать за собой…

В) У животных инстинкт самосохранения…

Г) Своё доказательство…

Четвёртое задание

Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?

А) Лебедь помнит доброту, ласку, заботу Тараса…

Б) У лебедя остался друг единственный – Соболько…

В) Он не нашёл себе пару и вернулся домой…

Г) Своё доказательство…

Первое задание

«Доброта – это богатство, щедрость души человека».

Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов в трудную минуту прийти на помощь?

А) Тарас проявил эгоизм. Он жил бобылём, скучал, поэтому взял лебедя…

Б) Он не подумал о том, что живому существу тяжело жить в неволе…

В) Охотники – пример бездушия…

Г) Своё доказательство…

Второе задание

Выберите из данных слов качества, характеризующие:

1)        лебедя

 2) приёмыша

Докажите, используя утверждения из текста.

Третье задание

Можно ли приносить домой диких животных?

А) Если животное больное, обречено на верную гибель – пусть его съедят хищники…

Б) В природе существует равновесие: «сильный» выживает, а «слабый» погибает…

В) Лебедь стал ручным, ему надо было подрезать крылья…

Г) Он не научен самостоятельно добывать пищу, кормить себя…

Д) Своё доказательство…

Четвёртое задание

Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?

А) Лебедь найдёт себе пару и будет до конца дней жить в лебединой стае…

Б) Лебедь – дикая птица, должна жить на воле…

В) Лебедь улетит в другой край и не найдёт Тараса…

Г) Своё доказательство…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»

На уроке дети знакомятся с рассказом Д.Н. Мамина -Сибирика "Приемыш", учатся давать характеристику героям рассказа...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Литературное чтение по теме Д.Н.Мамин-Сибиряк "Вертел"

Цель: Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Вертел».Создание условий для формирования системы знаний: ознакомление учащихся с новым рассказом, понимать поступки героев, их эмоциональное сос...

Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, вы...

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»  3 класс. Школа России....


 

Комментарии

Ячменева Юлия Викторовна

Благодарю за конспект урока! Отличный конспект. Коротко, четко. Для меня новая форма урока! Буду завтра проводить такой урок.Спасибо за то, что на примере вашего урока, могу поучиться как проводить уроки в форме дискуссии.

Ячменева Юлия Викторовна

Урок провела. Спор, конечно, получился скучным. Это понятно, детям было трудно отстаивать и доказывать свою точку зрения.Такая форма урока понравилась всем детям. Лебеедй приклеили все белых.

Ячменева Юлия Викторовна

Урок провела. Спор, конечно, получился скучным. Это понятно, детям было трудно отстаивать и доказывать свою точку зрения.Такая форма урока понравилась всем детям. Лебедей приклеили все белых.