мини-презентации и конспекты уроков по творчеству К.Паустовского
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Хоменко Вера Григорьевна

Произведения К Паустовского изучаются на уроках литературного чтения по всем УМК. Данные презентации и конспекты уроков были использованны на уроках литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа 2100" 

"Кот-ворюга", "Мой дом", "Корзина с еловыми шишками" - не оставят равнодушными любого ученика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Хоменко В.Г. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 446 2012г. Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК 2100 К. Паустовский « Кот- ворюга »

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968)

Слайд 3

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы

Слайд 4

Таруса

Слайд 5

Мещерские места

Слайд 8

словарь Отчаяние Кукан Заросли Плотица Лаз Шиворот Подпалины Бухало Припадок – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. – частый кустарник, которым заросло какое- нибудь место. – небольшая пресноводная рыба – узкое отверстие, через которое можно пролезть. – за ворот, за воротник. рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. – производить сильный и глухой звук. – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Слайд 9

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб

Слайд 10

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Слайд 11

Кот попался этим же вечером

Слайд 12

Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,

Слайд 13

Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга» Надо накормить бездомных животных Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них о ни станут нашими верными друзьями Жадность и воровство всегда будут наказаны «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент - Экзюпери

Слайд 14

Домашнее задание - Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке. подготовить рассказ от имени кота.



Предварительный просмотр:

Цели урока:

1. Представление учащимся русского писателя К.Г. Паустовского

2. Знакомство с особенностями прозы и её языка;

3. Освоение содержания рассказа и его нравственных уроков

Оборудование: тексты рассказа «Кот-ворюга», чистый лист бумаги, проектор, компьютер, экран.

Приложение 1 – презентация «Паустовский».

Ход урока

Организационный момент

Вступительная часть урока

На экране демонстрируются портреты знакомых писателей(А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.Н.Носов, С.Я Маршак. и.т.д. Проводится игра «Узнай и назови писателя» Портрет К.Г. Паустовского показывается последним.

- Кто это?

- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский.

Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране.

Ученик. (На экране фотографии К.Г. Паустовского,украинская деревня, г.Киев в начале XXв.)

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

Ученик. (На экране обложки произведений К.Г.Паустовского)

К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. (На экране мещерские места, виды г. Тарусу)

Знакомство с произведением

Прочитайте про себя рассказ и ответьте на вопросы, которые появятся на экране

Дети читают.

- О чём этот рассказ?

- От какого слова образовалось слово «ворюга»?

- Назовите главных героев рассказа.

Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.

Ребята могут кратко пересказать сюжет рассказа. Это рассказ о взаимоотношениях людей и кота.

Учитель: Рассказ «Кот-ворюга» написан в этих местах.Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в одиночку в лесную деревушку. (На экране – лесная деревушка)

Работа с текстом

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.

Работа в группах

Назовите героев рассказа.

(Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)

Дайте каждому из них краткую характеристику. (1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я-о коте-ворюге, 3-я-о Рувиме, 4-я- о Леньке, 5-я– о петухе и курах.)

Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё,что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…

Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями

Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.

Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.

Выразительное чтение с ответом на вопросы

Учащиеся по одному читают отрывок. Затем те, кто слушал рассказ, задают вопросы по данному отрывку. Опираясь на текст, прочитавшие отвечают на вопросы.

Вопросы могут быть самые разные…

- Отчего люди пришли в отчаяние?

- Как часто кот воровал?

- Каким был кот в начале рассказа?

- Почему его назвали Ворюгой?

- Что воровал кот?

- Почему куры лежали на солнце и стонали?

- Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?

- Как поймали кота? …..

Творческая работа учащихся

Подтвердите правильность следующих утверждений (на экране):

1. Паустовский– писатель-пейзажист

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном саду, слышим стук диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах душистых высоких трав, ощущаем кожей осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу. Писатель пробуждает к участию изображаемой природы все наши органы чувств. Возникает ощущение личного присутствия в дорогих для автора местах.

2. Историю кота нам рассказывает сам Паустовский

Рассказчик – молодой человек, отличавшийся дружелюбием,любовью к природе. Он очень любил мещерские места, любил бывать в деревнях.Владеет силой народного языка.

3. Согласны ли вы с изречением: Ленька не только бесстрашный и ловкий, но и добрый

В рассказе «Кот-ворюга» про Леньку написано: Он славился бесстрашием и ловкостью. Он единственный из героев рассказа предлагает исправить характер кота добрым поступком, накормить его как следует.

4. В роли кота - ворюги может оказаться любой человек

У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением.

Итог урока

- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке.

Домашнее задание: подготовить рассказ от имени кота.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Хоменко В.Г. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 446 2012г. Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК 2100 К. Паустовский «Мой дом»

Слайд 2

Золотая осень. Василий Поленов Времена года. Ноябрь. Пётр Ильич Чайковский

Слайд 3

Художники, музыканты, писатели- используют свои секреты для передачи красоты нашей природы.

Слайд 4

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С. Пушкин

Слайд 5

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф. Тютчев

Слайд 6

Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Константин Бальмонт

Слайд 7

ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892-1968) «Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».

Слайд 8

Константин Георгиевич Паустовский «Мой дом». Рассказ

Слайд 9

Словарная работа . Обшитая серым тёсом досками Частокол забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие. Западня ловушка. Берут дом в осаду т. е. окружают его со всех сторон. Кукан с рыбой со всей силы В цепиться мертвой хваткой З астигнутые врасплох бечёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу неожиданно, внезапно О блетающий сад

Слайд 11

Самостоятельное чтение 1.Прочитайте 2часть рассказа. Разбейте её на картины. 2.Составьте план. 1.Беседка в глубине сада. 2.Ночной осенний дождь. 3.Туманный рассвет и бодрящий душ. 4.Песня сверчка. 5.Уход на рассвете. 6.Затерянность в огромном мире.

Слайд 12

«Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы самим по себе , ложились на бумаге слова». К. Паустовский Ф.А.Васильев. «Перед дождем

Слайд 13

Домашнее задание: 1.Подобрать музыкальное сопровождение к рассказу. 2.Нарисовать иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила. 3.Выписать на страничку «Осень» цитаты, которые вам очень понравились. 4.Учащиеся 2 колонки готовят пересказ 2 части по плану (6 человек по одному фрагменту) 5.Всему классу подготовить выразительное чтение рассказа.



Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 3 класс.

Тема: К. Паустовский «Мой дом».

Цель:  продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского,

формировать умения определять жанр и тему произведения, учить анализировать текст и составлять план.

Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины.

Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

Работать над выразительностью чтения.

Ход урока.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями в разделе «Глухая пора листопада»

СЛАЙД 1.

Мы уже знаем, что многие люди любят осень.

Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

Рассмотрите картину Василия Поленова «Золотая осень». Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали на прошлом уроке?

 Музыкальным оформлением к этой картине звучит музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года. Ноябрь». Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

 -какими средствами и приемами пользуется композитор?

-Какие изобразительные средства использует художник?

  1. Проверка домашнего задания.

- Некоторые из вас дома попробовали себя в роли художника и нарисовали иллюстрации к стихам. Давайте посмотрим , что у них получилось.

Многие из вас  выучили понравившиеся стихи про осень. Обоснуйте свой выбор и прочтите стих.

СЛАЙД 2,3,4

-Какие средства художественного изображения применяет поэт?

Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

  1. Введение в тему урока.

-Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа? Чтение авторского текста на стр. 178.

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного, папы?

Вы согласны с его ответом?

-Произведение, какого автора мы будем читать?

Как называется?  Из какой книги это произведение? К какому литературному жанру относится это произведение? Что мы знаем о рассказе?

СЛАЙД 5

  1. Работа с текстом до чтения.

Это уже не первое произведение К. Паустовского, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о К. Паустовском  - писателе? (Константин Георгиевич Паустовский,  известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.)

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

СЛАЙД 6

(Видимо, К. Паустовский   рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)

-Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу и предположите, кто же будет героем этого произведения? (дом и коты)

-Скоро мы прочитаем этот рассказ и узнаем, насколько вы правы. В рассказе встречаются слова и выражения, которые могут вызвать у вас затруднения в их понимании.

СЛАЙД 7

Бывшая баня-

Обшитая тёсом-

Частокол-

Западня-

Берут дом в осаду-

Кукан с рыбой-

Мертвой хваткой-

Застигнутые врасплох-

Облетающий сад-

Можно ли  теперь что - либо добавить  о содержании рассказа?

Прежде, чем мы познакомимся с текстом, давайте прочитаем, к чему нас призывают авторы учебника. С 178.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение  и озаглавливание 1-й части рассказа.

Комментированное  чтение, диалог с авторомСЛАЙД 9.

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.( Можете предположить почему?.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду . Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера.(Почему же коты ждут вечера?) Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали, кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Почему коты бьют друг друга?)  Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

        Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Отчего осенью в доме становится светло? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.(Какие запахи вы почувствовали в осеннем саду?

Какие услышали звуки? Сравните выражения:

Трещат печи и трещат синицы)так бывает только осенью. Их пение разное.

  1. Вопросы после чтения 1-й части.

Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

Как бы вы озаглавили первую часть?  Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания, теперь можете ответить на этот вопрос?

.

  1. Чтение 2-й части.

Сейчас нам предстоит прочитать вторую часть рассказа «Мой дом»

Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. Постарайтесь увидеть обыкновенные чудеса.

Читает учитель всю 2 часть.

-после чтение 2 абзаца детям предлагается закрыть глаза и слушать текст под фонограмму дождя. Открывают глаза на 3 абзаце.

СЛАЙД 8 и 9

Сейчас вы сами перечитаете 2 часть рассказа и попробуете обсудить в парах, на сколько картин можно разделить эту часть. К каждой картине, которая у вас получится, попробуйте дать название.

СЛАЙД 10

Проверка.

Сколько картин получилось?

Озвучьте первую картину. Как вы ее озаглавили? (появляется план на доске)

Озвучьте 2 картину.

              3

4

5

6

По этому плану мы сейчас еще один раз перечитаем 2 часть рассказа, чтобы лучше понять, с помощью каких литературных приемов автору удалось показать красоту осенней природы, окружающей его дом.

1картина.Описание беседки в глубине леса.

-О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

-Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

-Что значит Солнце бьет?

-Как автор описывает листву?

-Кто еще навещает писателя по утрам?

-Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

2картина. Ночной осенний дождь.

Найдите эпитеты.(отвесный дождь)

-Объясните это выражение.(Идет абсолютно прямо)

-Что автор говорит о  шуме дожде? (шумит вполголоса)

-Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

-Какие запахи наполняют осенний сад?

3картина.Туманный рассвет и бодрящий душ.

-Как описывает писатель  туман? Зачитайте!

-Может ли туман шуршать?

-Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

-Кого он увидел в ведре?

-Что называют околицей деревенские жители?

4картина Песня сверчка

- Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет

5 картина. Уход на рассвете.

-Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

-О чем может рассказать вздох собаки?

- Объясните выражение «Восток розовеет»

6 картина.- Затерянность в огромном мире.

 -Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

-В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

Вы абсолютно правы,  и мне хочется прочитать строчки  К. Паустовского , в которых он рассказывает об ощущении осени:

СЛАЙД 11

     «Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

    Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем  свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

-Как вы думаете, какие стихотворные строчки  очень подходят ко 2 части рассказа «Мой дом»

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!....»

                                                    А. С. Пушкин

СЛАЙД 12

Выразительное чтение рассказа «Мой дом»

  1. Обобщающая беседа.

Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»?  Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах , которые она вызывает, можно писать и прозой?                                                                        

  1.  Домашнее задание.

СЛАЙД 13

Те, кто любит рисовать, нарисуют иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.

Рома, Богдан и Яна попробуют подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.

Выполнить задание в литературной тетради под №2 и4 с. 29

Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.

Подробный пересказ 2 части по плану ( по одному фрагменту.)6 человек.

Выразительное чтение рассказа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Хоменко В.Г. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 446 2012г. Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК 2100 К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Слайд 2

Цели урока: Обучающие: познакомить с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать; познакомить учащихся с музыкальным произведением Эдварда Грига; Развивающие: развитие эмоционального мира, музыкального слуха, воображения, памяти и мышления; Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, к родному языку, уважение к книге и литературному произведению.

Слайд 3

Аннотация Презентация рассчитана на детей 9-10 лет Не требует навыков и знания приемов работы на компьютере Демонстрирует умение учащихся обобщать и анализировать прочитанный текст Содержание презентации соответствует утвержденному стандарту и минимуму образования Методика позволяет каждому ученику проявить активность, способность к самовыражению Позволяет детям быстро и на более высоком уровне ответить на вопросы к тексту Способствует решению образовательной и развивающих задач урока.

Слайд 4

ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892-1968 ) «Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство». «Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...»

Слайд 5

У Паустовского справа от двери стоя ли стеллажи с книгами. Книги у него были без пометок. К. Г. Паустовский не любил подчеркивать на полях. На столе лежали: справочник, книги, стояла статуэтка египетской царицы Нефертити .

Слайд 6

Человек счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою жизнь, работу, талант.

Слайд 8

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Слайд 9

Словарная работа. Берген Ничтожная часть Кованые Портьеры Ботфорты- Благоухание- Парча, шелк, бархат, фетр Шпоры Шпага . Город в Норвегии Маленькая часть Обитые железом Плотные тяжелые занавески для окон или дверей Высокие сапоги Аромат , приятный запах Виды тканей Металлическая дужка с колесиком на конце , прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня Колющее оружие с прямым длинным клинком

Слайд 10

Эдвард Григ (1848-1907) «…Жизнь удивительна и прекрасна…»

Слайд 11

Где встретился Григ с девочкой? Опишите эту местность словами.

Слайд 12

Зачем Дагни собирала еловые шишки?

Слайд 13

Найди во второй части рассказа самые важные слова Жизнь удивительна и прекрасна Счастлив потому, что отдал всё Что делало Грига счастливым человеком?

Слайд 14

Дом Эдварда Грига, в котором он создавал свою прекрасную музыку.

Слайд 15

Что вспоминала Дагни , слушая музыку Грига ?

Слайд 16

Прочитайте отрывок, в котором описана реакция зрителей на прослушанную музыку . С какой интонацией будем его озвучивать ? Бодро, весело Спокойно , уверенно Грустно, жалостливо

Слайд 17

Какое настроение появилось у вас после знакомства с этим произведением? Словарь настроений. Беспокойное ликующее скорбное Бодрое любования скрытное Боязливое мечтательное смешное Бурное мрачное солнечное Веселое насмешливое сонное Возбужденное нежное сосредоточенное Возмущенное нетерпеливое состояние готовности к подвигу Волшебное обиженное сочувствующее Воспевающее ожидание спокойное Восторженное печальное таинственное Высмеивающее поучительное теплое Героическое привередливое тихое Грустной радости прихотливое торжественное Грустное прославляющее тоскливое Добродушное радостной готовности тревожное Добродушно- насмешливое радостной грусти уютное Жуткое радостное хвалебное Загадочное робкое хвастливое Задиристое светлое хмурое Заносчивое сердитое шаловливое Звонкое серьезное шумное Капризное сказочное шутливое

Слайд 18

Подведение итогов Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своем поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» еще раз подтверждает это.

Слайд 19

Домашнее задание: Подготовьте ответ на вопрос: «Чем должен жить человек?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".

Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....

Конспект урока по творчеству эрзянской сказительницы Серафимы Люлякиной.

Данный  конспект  предназначен для ознакомления  детей  с  самобытным  творчеством  эрзянской   писательницы  и сказительницы  Серафимы  Марковны...

Конспект урока по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"....

конспект урока литературного чтения К. Паустовского Кот-ворюга

Конспект урока литературного чтения  К. Паустовского " Кот-Ворюга" для 3 класса по программе Занкова....

Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.

Урок с применением приёмов технологии критического мышления....

Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Какие бывают доджи"" УМК "Школа России" 3 класс.

Конспект урока литературного чтенияТема: К. Паустовский «Какие бывают дожди»  Цели деятельности учителя: ознакомление с содержанием произведения К.Г. Паустовского «Какие бы...