рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Хоменко Вера Григорьевна

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_s_korrekciey.docx36.01 КБ
Файл tablichno.docx88.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, согласно учебному плану на 2012-13 уч. год и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100»:

1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. В океане света : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.

2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.

3. Бунеева, Е. В. Уроки литературного чтения в 4 классе : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010.

При корректировке программы был удалён полностью раздел 2 «У истоков русской детской литературы». Тексты данного раздела будут использованы на уроках ОРКСЭ и на уроках окружающего мира (О.Т. Поглазова) в разделе «Путешествие в прошлое России». Частично сокращены часы для изучения разделов «Путешествие в ХΙХ век», «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Литературное  чтение – один  из  основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения  и  потребности  читать  произведения  разных  видов  литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

овладение  речевой,  письменной и коммуникативной  культурой (формирование  умений  работать  с  различными  видами  текстов,  ориентироваться  в  книге,  использовать  ее  для  расширения знаний об окружающем мире);

воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходство и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни1.

Структура курса

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С. Я. Маршака для малышей, во 2 классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 классе – пьесу, в 4 классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.

В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес  к  самому  процессу  чтения  тесно  связан  с  его  мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейнохудожественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей  и  построения  системы  уроков  литературного  чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4 класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения  о  писателях,  воспоминания  современников,  отрывки  из  писем и дневников2.

Описание места учебного предмета
в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 3 класс по четыре часа в неделю (136 ч в год) и в 4 классе по 2 часа в неделю (68 ч в год), в том числе для проведения:

 проверочных работ – 4 ч;

 уроков внеклассного чтения – 7 ч;

 сочинений – 3 ч;

 уроков-практикумов – 3 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание учебного предмета

Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п., что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.

Приоритетной целью изучения предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. В связи с чем особая роль в формировании общих (надпредметных) умений и навыков, способов деятельности, умений воспринимать на слух и понимать художественные произведения, осознанного чтения текстов разных жанров, выбора вида чтения в соответствии с учебной целью; участии в диалоге при обсуждении текста, его пересказ; создании письменных ответов по прочитанному и т. д. отводится урокам литературного чтения.

Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понять, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

– приобретение  и  систематизация  знаний  о  литературе,  книгах,  писателях;

– овладение способами правильного чтения, приемами понимания и анализа текстов;

– освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенции личностного саморазвития.

Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет с геометрической прогрессией, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностная направленность обязательного минимума требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).

Следуя  принципу,  заложенному  в  стандарте  по  литературному чтению, – ознакомление детей с текстами разных жанров – школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.

Использование как традиционных, так и инновационных методов обучения, способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора. Например, применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником. Что привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.

Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.

Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Это проявилось в определении тематики чтения, в выделении специального раздела «Виды речевой деятельности», содержание которого направлено на коммуникативное, литературоведческое, общее интеллектуальное и художественное развитие.

Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

– адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения  различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать  и  формулировать  свое  отношение  к  авторской  манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором3.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
4

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4 классе обучаются дети 9–10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности  и  на  разных  уровнях.  Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках литературного чтения они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. В мире природы, истории и литературы : сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

2. Внеклассное чтение. 3–4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград : Учитель, 2008.

3. Кабанова, М. Н. Большая энциклопедия начальной школы  : в 2 кн. / М. Н. Кабанова [и др.]. – М. : Олма Медиа Групп, 2009.

4. Круглова, Т. А. Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания / Т. А. Круглова. – М. : Экзамен, 2011.

5. Кузнецова, М. И. Литературное чтение. 4 класс : зачетные работы / М. И. Кузнецова. – М. : Экзамен, 2011.

6. Литературное чтение. 2–4 классы : внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2009.

7. Литературное чтение. 1–4 классы : формирование читательской компетенции : уроки – исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

8. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011.

9. Литературное чтение. 4 класс : тестовые задания на основе единого текста / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011

10. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. : Ювента, 2008.

11. Развитие речи учащихся 2–4 классов : конструирование и анализ предложений / авт.-сост. Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.

12. Русова, Н. Ю. Русский язык и литература в начальной школе / Н. Ю. Русова. – М. : Энас, 2006.

13. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение,1992.

14. Чтение. 1–4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011.

15. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 3–4 классы / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М. : Баласс, 2010.

2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp/ru/course/category.php&id=15

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.skool2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed

8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Репродукции картин русских художников.

2. Таблицы «Портреты писателей».

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Веселая  Азбука  Кирилла  и  Мефодия. – М. : Кирилл и Мефодий, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. – М. : Кирилл и Мефодий, 2010. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).

3. Звуки  Природы.  –  М. : RMG,  2010. – 1  электрон.  опт.  диск (CD-ROM).

4. Литературное чтение. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Н. В. Лободина, Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Аудиоцентр.

4. Мультимедийный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.



Предварительный просмотр:

Таблично-графическая схема рабочей программы по литературному чтению
(примерное перспективно-тематическое планирование)


п/п

Педагогическая система
урочной и внеурочной
занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид
педагогической
деятельности.

Дидактическая
модель педагогического процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность, осваиваемая

в системе занятости.

Формы организации

совзаимодействия

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной

и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

тема

и тип
урока

внеурочная занятость

само-
стоя-
тельная
работа

объем освоения

и уровень
владения компетенциями

универсальные учебные действия
(УУД)

компоненты

культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность

Раздел 1. Любимые книги.

Трудоемкость (количество часов): общее  – 8, аудиторных – 8 , самостоятельных работ – __ , внеаудиторных – __ .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений об особенностях фантастической повести; ученическая: 
в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть умением определять жанр произведения, определять сходство и различия сказочной и фантастической повести; научится связно излагать свои мысли.

1

Знакомство с учебником
«В океане света». Понятие
о прологе. Пролог
(повто-
рение)

Разно-уровневые
задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Работа
с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоя-
тельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

определять цель деятельности на уроке с помощью
учителя и самостоятельно.

Познавательные:

– ориентироваться в своей системе знаний; – понимать, что нужна дополнительная информация
(знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуника-тивные:

– учитывать
разные мнения;

– стремиться

к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым
темпом

Учебная.

Индивидуальная

Учебник, иллюстрации ТСО,
выставка книг,
детских рисунков

2

Знакомство с героями путешествий. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»
(повторение)

Посещение школьной библиотеки

Творческая

работа

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной
учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Детские твор-
ческие
работы

3-5

Фантастическая
повесть
Е. Велтистова
«Приключения Электроника»
(комбинированные)

Заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная

Выставка детских рисунков


6

Ю. Мориц «Баллада
о фокусах шоколада»
(обобщение и систематизация знаний)

Творческая

работа

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной
учебной
деятельности

Познавательная

Групповая.

Индивидуальная

Иллюстрации, ТСО,
выставка книг,
детских рисунков

7

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1.

тест

Учебная индивидуальная

8

Вн.чтение. Книги о ребятах-сверстниках. Р/Р Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе.

Иллюстрации, ТСО,
выставка книг,
детских рисунков, рассказ об авторах, пересказ отрывка.

Раздел 2. Путешествие в ХIХ век.

Наименование образовательного модуля программы: Басни и литературные сказки.

Трудоемкость (количество часов): общее – 7, аудиторных – 7 , самостоятельных работ – __ , внеаудиторных – __ .

Цели: педагогическая: создание условий  для развития умений определять жанр басни, сравнивать авторскую и народную сказку,
анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям;
ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность сравнивать, научится определять особенности исторического времени.

9

 

Москва
начала

XIX века.
И. А. Крылов «Слон и Моська»
(открытие нового знания)

Рисунки к басне

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Работа
с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

различать способ и результат действия.

Познавательные:

ориентиро-
ваться на разнообразие способов работы с текстом.

Коммуника-тивные:

контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-

предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Поисковая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная

Презен-
тация.

http://www-windows-1251.edu.yar.

10

Характерные особенности жанра басни. И. А. Крылов «Квартет» (применение знаний и умений)

Работа

в читальном зале библиотеки

Работа

в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Парная

Стенд «Басни
И. Крылова»

11

Басни

И. А. Крылова (обобщение и систематизация знаний)

Стендовый доклад

Разноровневые
задания

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Индивидуальная

Стенд «Басни
И. Крылова»

 12

А. Погорельский «Черная курица» (комбинированный)

Разно-уровневые
задания

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Коллективная

13

А. Погорельский «Черная
курица»
(комбинированный)

Составление словаря эпохи начала XIX
века

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная

Парная

Выставка книг, иллю-
страции, детские рисунки

14

А. Погорельский «Черная
курица»
(обобщение и система
тизация знаний

Работа

в читальном
зале

Составление плана сказки по образцу

Личностно-развивающая

Практикум

Учебная.

Индивидуальная

Выставка книг,
творческих
работ учащихся

15-17

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
(открытие новых знаний)

Школьная библиотека

Творческие домашние задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия. Работа с текстом стихотворения:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

различать способ и результат действия.

Познавательные:

делать предварительный отбор источников информации для решения задач Коммуникативные:

контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова-

тельный
уровень; – личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Прохождение материала быстрым темпом

Познавательная.

Парная

Выставка книг

Наименование образовательного модуля программы: Народные сказки в обработке авторов.

Трудоемкость (количество часов): общее –    , аудиторных – __ , самостоятельных работ – __ , внеаудиторных – __ .

Цели: педагогическая: создание условий для выявления  особенностей народных  сказок в обработке авторов, для развития умений
анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения;
ученическая: ученик получит возможность научиться определять авторские сказки, выявлять авторское отношение к героям, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; научится базовым компетенциям и элементам данного модуля, анализировать литературные сказки, связно излагать свои мысли.

18

В. Даль «Война
грибов      с ягодами»
(русская сказка в обработке

В. Даля).

«Кузовок»
(игра)
(применение знаний и умений)

Библиотечный урок

Чтение сказок
в обработке
авторов

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Работа с текстом стихотворения:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний).

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной
и письменной форме.
 Коммуникативные:

контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень; – личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Поисковая

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Индивидуальная

Ученические исследовательские проекты

19

Разв. речи. 

Сочинение – обработка народной сказки
(подражание В. Далю) (применение знаний и умений)

Разно-уровневые
задания

Личностно-развивающая

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Групповая. Индивидуальная

Ученические исследовательские проекты

20

Внеклассное
чтение.

«Книги
об истории родного города»
(проверка
и коррекция знаний
и умений)

Работа

в читальном зале библиотеки

Выполнение творческих заданий

Поисковая

Практикум

Учебная.

Индивидуальная

Выставка творческих работ

Наименование образовательного модуля программы: Мир природы на страницах детских книг.

Трудоемкость (количество часов): общее –     , аудиторных –      , самостоятельных работ –     , внеаудиторных –       .

Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия внутреннего мира автора, для  развития умений читать правильно, выразительно, характеризовать героев стихотворения; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться способам выразительного чтения, находить средства художественной выразительности в поэтическом произведении, определять жанр произведения.

 21

Мир природы приходит на страницы книг.
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
(комбини-рованный)

Работа

в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Создание
проекта:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

различать способ и результат действия.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной
и письменной форме.

Коммуникативные:

контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная.

Парная

Материалы
к уроку:

www.festival.1septem-ber.ru

22–
23

Поэты XIX века о природе. Стихи

А. Толстого, А. Плещеева,

А. Майкова,
Ф. Тютчева о природе
(применение знаний
и умений)

Разно-уровневые
задания.

Заполнение листов самоконтроля

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Индивидуальная.

Групповая

Портреты писателей, иллюстрации

24

Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы».
Картины русской природы
(открытие нового знания)

Разно-уровневые
задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Работа с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятив-
ные:

учитывать
правило в планировании
и контроле
способа решения ученических задач.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репро-
дуктивно-деятель-
ностный

уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Коллективная

Портрет

Н. А. Не-
красова, иллю-
страции к произведению

 25-26

Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай
и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник
(открытие нового знания)

Заучивание наизусть отрывка

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Парная.

Индивидуальная

Выставка работ учащихся

 Наименование образовательного модуля программы: Изображение родной земли на страницах детских книг.

Трудоемкость (количество часов): общее  –      , аудиторных –     , самостоятельных работ –    , внеаудиторных –      .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования умений работать с текстом, определять литературные жанры произведений; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть способом логичного  изложения своих мыслей; научится распознавать литературные жанры, читать наизусть прозаические отрывки.

27

Школа
Л. Н. Толстого в Ясной
Поляне «Два брата»
(комбинированный)

Разно-уровневые
задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Составление плана:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

– добывать новые знания;

– извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Познавательная.

Парная

Портрет

Л. Н. Толстого

47–
48

 

Л. Н. Толстой
«Какая бывает роса на траве»,

«Как ходят деревья» (комбинированный)

Творческие задания. Заучивание отрывка наизусть

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Прохождение материала быстрым темпом

Познавательная.

Парная. Индивидуальная

Выставка книг,

портрет

Л. Н. Толстого

29

«Учусь читать художественную прозу» (применение знаний и умений)

Учебное исследование

Работа

в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Парная

Тетрадь

по литературному чтению

30-31

А. И. Куприн «Слон»
(применение знаний и умений)

Проверочная работа

Творческие задания.

Заполнение листа самоконтроля

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Работа с текстом: 

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный; – личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

использовать
поиск необхо-
димой инфор-
мации для вы-

полнения учебных заданий
с использова-
нием учебной литературы.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно преобразовательный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная.

Групповая

Карточки, выставка рисунков, ТСО

 32

Внеклассное чтение А.И. Куприн (обобщение и контроль знаний)

Работа

в парах, взаимо-про-
верка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Ознакомительное чтение:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный; – творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

использовать
поиск необхо-
димой инфор-
мации для выполнения учебных заданий
с использова-
нием учебной литературы.

Коммуника-тивные:

учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Парная.

Индивидуальная

Выставка книг и творческих работ учащихся

33

Внеклассное чтение. 

Мир детства
в произведениях
А. П. Чехова (обобщение и систематизация знаний)

Тест,

заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная

Портрет

А. П. Чехова, выставка книг, карточки с заданиями

 Раздел 3. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями.

Наименование образовательного модуля программы: Детская литература 1920-х гг.

Трудоемкость (количество часов): общее  –     , аудиторных –    , самостоятельных работ –    , внеаудиторных –      .

Цели: педагогическая: создание условий для мировосприятия, познакомить с новым жанром-повестью, написанной в форме дневника; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть способом раскрытия новых граней характера героя; научится находить в текстах точки зрения автора, определять повесть как новый литературный жанр, составляющие сюжета.

 34

 

Загадка
Лидии Чарской
(откры-тие нового знания)

Работа

в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Работа с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

– высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки
(на основе
продуктивных заданий в учебнике).

Познавательные:

ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуника-тивные:

контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Прохождение материала быстрым темпом

Познавательная.

Парная

Словари, иллюстрации по теме

35-36

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

(применение знаний
и умений)

Разно-уровневые задания.

Составить
толковый словарик эпохи

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Работа с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятив-ные:

различать спо-
соб и результат
действия.

Познавательные:

ориентиро-
ваться на разнообразие спосо-

бов решения
задач.

Коммуника-тивные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельност-

ный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Групповая

Иллюстрации, детские рисунки

38-39

Б. Житков «Николай Исаич
Пушкин». К. Чуковский «Телефон»
(комбинированный)

Работа

в читальном зале библиотеки

Творческие задания. Разно-уровневые
задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способдействия.

Работа с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

использовать
поиск необхо-
димой инфор-
мации для выполнения учебных заданий
с использова-
нием учебной литературы.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться

к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Индивидуальная

Портреты
Б. Житкова,
детские журналы

40

Обэриуты.

Стихи

Д. Хармса «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Работа в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация сов местной учебной
деятельности

Учебная.

Парная

 41

Ю. Владимирова
и А. Вве-денского
(открытие нового знания)

Работа в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация сов местной учебной
деятельности

Учебная.

Парная

Наименование образовательного модуля программы: Богатство и многообразие жанров детской литературы.

Трудоемкость (количество часов): общее –    , аудиторных –   , самостоятельных работ –    , внеаудиторных –      .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования навыка осмысленного чтения, умения определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыками выразительного чтения; научится заинтересованно и осмысленно читать, выделять смысловые части, тему и главную мысль произведения.

 42

Вокруг Маршака
(открытие нового знания)

Исследование

Работа

в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Составление плана:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

– перерабатывать полученную информацию;

– наблюдать
и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Парная

Портрет

С. Мар-
шака

43

Внеклассное чтение. 

Современные детские журналы (применение знаний и умений)

Библиотечный урок

Тест,

заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная.

Парная

Периоди-ческие издания для детей

44-46

Е. Шварц

«Два брата» (комбинированные)

Разноуровневые
задания

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Групповая

47

Превращение Пиноккио в Буратино. Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрыок «Пишу на ту же тему по-своему»

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Групповая

 48-49

А. Толстой: «Фофка», «Кот –
сметанный рот»

(применение знаний
и умений)

Творческие задания

Личностно-развивающая

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная. Парная

Портрет
А. Тол-
стого,
выставка книг

50

М. Пришвин «Изобретатель»
(открытие нового знания)

Работа

в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения
и стремиться
к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельност-

ный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Парная

51

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.
(обобщение и контроль знаний)

Заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Парная.

Индивидуальная

Словари, детская энциклопедия

Наименование образовательного модуля программы: Детская литература 1930–1950-х гг.

Трудоемкость (количество часов): общее –  , аудиторных –     , самостоятельных работ –      , внеаудиторных –     .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования умений характеризовать внутренний мир героя, различать литературные жанры; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладевать способом сравнения; научится
читать осознанно, бегло и выразительно, анализировать, определять черты сходства и различия разных жанров.

52-54

Ю. Олеша «Три Толстяка»:  «Живая кукла наследника Тутти»,

Три толстяка и другие герои сказки, глава «Кукла с хорошим аппетитом» 
(комбинированные). 

Творческие задания. Работа

в парах, взаимопроверка. Разноуровневые задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Составление плана:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

использовать
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы.

Коммуникативные:

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно- преобразовательный
уровень;

– личностно диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Решение Личностно ориентированная педагогическая ситуация

Проблемное изложение материала Прохождение материала быстрым темпом

Познавательная.

Индивидуальная. Учебная.

Парная

55

«Учусь
работать
с научно-популярным текстом».
Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» (применение знаний и умений) 

Работа

в читальном зале библиотеки

Поисковая.

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Парная. Групповая

Словари, справочники, энциклопедии

 56-58

А. Гайдар «Тимур
и его команда»

(применение знаний
и умений)

Работа

в парах, взаимопроверка . Разноуров
невые
задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Смысловое
чтение:

– репродуктивно-несамостоя-

тельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

различать способ и результат

действия.

Познавательные:

ориентиро-
ваться на разнообразие способов решения
задач.

Коммуникативные:

контролировать действия

партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Парная

Иллюстрации по теме

59

Смешные книжки.

Н. Носов «Федина
задача»
Проверочная работа.
(контроль и коррекция знаний)

Карточки, лист самоконтроля

Личностно-развивающая

Практикум

Познавательная.

Групповая. Индивидуальная

Выставка творческих работ учащихся

60

Внеклассное чтение. 

Юмористические рассказы

В. Драгунского,
Ю. Сотника, Н. Носова
(применение знаний и умений)

Посещение школьной
библиотеки

Работа

в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Работа
с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

– добывать новые знания;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация
и др.).

Коммуникативные:

учитывать разные мнения
и стремиться
к координации
 различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Проблемная

Прохождение материала быстрым темпом

Познавательная.

Парная.

Групповая

Выставка книг, рисунков учащихся,

портреты писателей

61

Внеклассное чтение. 

Весёлые произведения В.Голявкина и И.Пивоваровой
(применение знаний и умений)

Разно-уровневые задания

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Практикум

Познавательная.

Парная.

Групповая

 Наименование образовательного модуля программы: Детская литература 1960–1990-х гг.

Трудоемкость (количество часов): общее –    , аудиторных –    , самостоятельных работ –    , внеаудиторных –     .

Цели: педагогическая: создание условий для выявления особенностей поэтических произведений, для развития умений анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять авторов стихов, авторское отношение, анализировать  поэтические произведения, заучивать наизусть и читать стихи выразительно, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; получит возможность овладеть базовыми компетенциями и элементами данного модуля.

62

 

«Книжкины именины» во Дворце
пионеров. Стихи
Е. Благининой,
Б. Заходера,
Ю. Коринца и др.
(открытие новых знаний)

Чтение стихов, разно-

уровневые
задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Работа с текстом стихотворения:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

прогнозировать

результат и уровень освоения способов действия (знаний).

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

– контролировать действия партнера;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Поисковая

Прохождение мате-

риала быстрым темпом

Учебная.

Индивидуальная.

Парная

Ученические исследовательские проекты

63

Стихи И. Токмаковой
и Г. Сапгира
(применение знаний и умений)

Разно-уровневые задания

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Групповая.

Индивидуальная

Ученические исследовательские проекты

64

 

Стихи
Э.Мошковской

Э. Успенского, Саши Черного и В. Долиной
(применение знаний
и умений)

Учебное исследование

Творческие домашние
задания

Личностно-развивающая

Изучение учебного  материала быстрым темпом

Учебная.

Индивидуальная

Выставка творческих работ

65

Миниатюры  Г.Цыферова. Создание собственных миниатюр
(применение знаний и умений)

Самообразование

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная.

Парная. Индивидуальная

Выставка рисунков
и творческих работ

66

«Учусь читать лирический текст» Н.Матвеева «Лето»

(применение знаний
и умений)

Самообразование

Личностно-развивающая. Решение учебных задач

Практикум

Учебная.

Парная

Методическая литература
по теме, карточки
с заданиями

67

Обобщение по всему курсу. Итоговая проверочная
работа
(контроль и оценка знаний
учащихся)

Заполнение листов самоконтроля

Поисковая

Прохождение материала быстрым темпом

Парная. Индивидуальная

 68

Эпилог. Письмо авторов учебника
к читателям
(обобщение
и систематизация знаний)

Разно-уровневые
задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ
действия.

Работа с текстом стихотворения:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-
самостоятельный.
 Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

– перерабатывать полученную информацию;

– наблюдать
и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразова-

тельный
уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Решение учебных задач

Организация совместной учебной
деятельности

Личностно-развивающая (групповая)

ТСО.
Тесты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе , автор Л.Ф. Ефросинина

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого,...

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе , авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В.

Учащиеся показывают стабильные результаты.В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которых они объединены, связана с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти.Настя вместе с па...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса Школа России

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 3 кл Школа России 2014/2015 учебный год...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Литературного чтения" 2 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива"

Данная программа была составлена с учетом требований ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс...