Литературное чтение-музыка.С.Дрожжин "Зимний день"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Курманалиева Мира Гафиятовна

 

Интегрированный урок литературного чтения - музыки по системе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа ХХI века" по теме "С. Дрожжин "Зимний день".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie_3_klass.docx20.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературное чтение – музыка

Тема: «Зимушка-зима»

С.Дрожжин «Зимний день»

Цели:

  1. продолжить знакомство с поэтическими произведениями о зиме на примере творчества С.Дрожжина; расширить круг чтения учащихся;
  2. познакомить с пословицами, поговорками, приметами, связанных с зимой; учить отгадывать загадки; развивать речь; чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство, музыку;
  3. расширить словарный запас; прививать любовь к природе и своей малой Родине.

Оборудование:

  1. портрет С. Дрожжина;
  2. репродукции картин: В.И.Суриков «Взятие     снежного городка», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», Н.Д.Кузнецов «Иней», А.А.Пластов «Первый снег», Д.Я.Александров «Зимняя сказка», И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж», И.И.Шишкин «Иней»;
  3.  рисунки учащихся по теме «Зимушка-зима»;
  4. пословицы, поговорки о зиме, зимних месяцах;
  5. диск с презентацией, проектор,компьютер, магнитофон, диск с записью песен «Снежинки», «Три белых коня»;
  6. карточки для игры «Зимний наборщик».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слова учителя:

- Дорогие  друзья! Сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?                    (зимой)

- «Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с её холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.

- А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме. Кто из вас может вспомнить строки? Давайте послушаем. (Никитин «Встреча зимы»,  Суриков «Зима», Тютчев «Чародейкою зимою…», Фет «Чудная картина» и т.д.)

- А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время какой бы формы ни была снежная звёздочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Ещё в 1611 году знаменитый астроном И.Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок или о шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?». И ответил на него так: «Вещь эта мне ещё не открыта…».  С той поры прошло без малого 4 века, но ученые так не могут отгадать эту загадку природы. (Звучит мелодия песни «Снежинки»).

- И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).

  1. Знакомство с творчеством Дрожжина.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.  Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.

  1. Вступительное слово об авторе, портрет;
  2. Чтение стихотворения учителем;
  3. Проверка первичного восприятия:

- Какую картину рисует поэт?

- Какое время суток изобразил поэт?

  1. Словарная работа: Задворье – задний двор, место позади двора.      Божий храм – церковь.
  2. Самостоятельное чтение учащихся;
  3. Чтение учащихся вслух (3-4 человека);
  4. Ответы на вопросы, беседа по содержанию.

- Как автор описывает наступление дня?

- Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи на иллюстрации и в стихотворении.   Выборочное чтение подходящих строк.

Физминутка.

  1. Работа в рабочей тетради. (Самостоятельно с последующей проверкой).       Стр. 13, №1-5

  1. – Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и весёлых забав. Предлагаю игру «Зимний наборщик». Я показываю вам определённый набор букв, а вы  должны из этих букв составить слово.

АМЗИ                      ЗИМА

КИНСА                   САНКИ

ДОХОЛ                   ХОЛОД

ВНОКТЕСИ           СНЕГОВИК

КАЁЛ                      ЁЛКА

РОМЗО         МОРОЗ

КЕНЖОС         СНЕЖОК

ЛОГОЛЁД        ГОЛОЛЁД

- Что объединяет эти слова?

- Составьте рассказ с этими словами. ( заслушать варианты ответов детей, составить связный рассказ по теме «Зима», образцовый рассказ одного из учеников)

  1. – Молодцы, хорошо справились с заданием!                                        

        - А сколько придумано загадок о зиме. ( чтение загадок по слайдам)

- Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.                        (Декабрь)

- Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?                      (Январь)

- Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ногам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?                      (Февраль)

Поработать над текстом загадок, найти сравнения, олицетворения, эпитеты.

- Эти месяцы сравнивают в песне с 3 белыми конями. Давайте с вами вспомним песню. (Поют песню).

  1. Но зима - не только игры, забавы, весёлый Новый год и школьные каникулы.      

Зама – это урожай будущего года, время забот для тысяч людей, отвечающих за тепло в домах, чистоту на дорогах.

  1.  А ещё были времена, когда русская зима становилась нашей защитницей. Не зря в народе говорят: «Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт».  Крепкие морозы 1941-42 г.г. встали в строй защитников столицы, помогли нашей армии сдержать наступление немецких войск. Зима 1941г. оказалась очень суровой. Глубина снега в 1941 г. достигала 1 м. Танки вязли в нём.  А мороз достигал до -40 градусов!  Наш климат отличается от климата Западной Европы. Немцы были легко одеты. Поддержка родной природы помогла отстоять  город Волоколамск в декабре 1941г.! С тех пор прошло почти 70 лет. Мы живём в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные морозы, правда, не такие суровые. Зима преподносит свои сюрпризы и подарки.

  1. –Предлагаю вам поиграть в «рифму» со словами «морозы- березы».

(заслушать ответы детей, предложить продолжить игру дома)

  1. Итог: - Что нового узнали на уроке?  

                     - С творчеством какого поэта познакомились?

  1. Оценивание учащихся.
  2. Домашнее задание: стр.15, наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный день посвящен 100-летию С.В. Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым

Урок был проведен с учащимися  начальной школы к 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова....

Литературно-музыкальная композиция к празднику "День матери"

Сценарий  праздника ко Дню матери  может быть полезен классным руководителям при проведении внеклассных мероприятий.  Материал направлен на воспитание у учащихся уважительного отношения...

Литературно - музыкальная композиция "День Победы – самый главный день!"

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств детей....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "23 февраля- День защитника Отечества"

Сценарий литературно-музыкальной композиции « 23 февраля - День защитников Отечества» (Звучит музыка выходит ведущий) Ведущий. Есть день такой в календаре,Он красною отмечен датой,...

Клуб семейного чтения «Литературная планета» План-конспект мероприятия «День матери»

В современной школе актуальна проблема взаимодействия  с родителями. Предлагаем вашему вниманию одну из форм решения данной проблемы-организацию Клуба семейного чтения....

Литературное чтение. С. Маршак "Хороший день". 1 класс

Технологическая карта. Литературное чтение в 1 классе. УМК "Школа России". Тема: С.Маршак «Хороший день».Цель: Познакомить учащихся с произведением С.Маршака «Хороший день...

Проверочная работа по литературному чтению. Рассказ Григория Скребицкого "День рождения"

Даннная проверочная работа составлена на основе содержания рассказа Г. Скребицкого "День рождения" и позволяет определять уровень осознанности и понимания текста....