Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, обогащался словарный запас учащихся и их речь, формировались навыки выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_rybake_urok.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                 


                   Урок литературного чтения   

   Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

                                   ( 2 класс)

               

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

 Цели:

  1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
  2. Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
  3. Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
  4. Формировать навыки выразительного чтения.

   Оборудование:

  1. костюмы для инсценирования, прялка, веретено, сеть, рисунок корыта и  ветхой землянки,
  2. рисунок рыбки   у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки, обложка для будущей книги «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  3. тексты напечатанных пословиц,
  4. альбом « Палех. Искусство древней традиции.»
  5. книга «Сказки А.С.Пушкина»,
  6. портрет А.С.Пушкина, фотография памятника поэту в Москве.

1.Сообщение темы и цели урока.

(звучит музыка)

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.

2. Работа со сказкой.

1. Анализ сказочных примет.

- Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».

( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,

« жили тридцать лет и три года» - магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки…

«Поделом тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани»)

2. Характеристика героев – персонажей сказки

- Назовите главных героев сказки.

- Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.

( на доске карточки со словами:

старик, доброта,  старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость,  смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость,  вежливость, отзывчивость)

- Почему вы так считаете?

- Докажите словами из текста.

3. Работа с иллюстрациями.

(На доске даны пять иллюстраций с изображением моря в разных состояниях)

- Рассмотрите данные рисунки.

- Что на них изображено?

- Везде ли море одинаково? Почему?

( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)

- Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?

- Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?

( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках»)

ФИЗМИНУТКА (море волнуется раз, море волнуется два…)

4. Творческая работа.

- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

5. Работа с пословицами.

- Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

Подумайте и измените текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид.

1.Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Не всё золотая рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)

3.Мала золотая рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.)

- Объясните смысл каждой пословицы.

( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)

6. Инсценирование сказки.

-А сейчас ученики нашего класса покажут вам часть этой сказки.

(начало сказки)

7. Выразительное чтение отрывков из сказки.

-Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?

(Анализ ответов детей)

8. Работа с рисунками детей.

-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».

-Как ещё можно использовать эти иллюстрации?

-Я предлагаю вам создать свою книжку «Сказка о рыбаке и рыбке». Посмотрите, какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши рисунки. (Обратить внимание на выставку детских рисунков)

9. Рассказ о поэте.

-А.С.Пушкин родился в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.

(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)

Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами. С его произведениями вы будете встречаться в старших классах. Мастера Палеха запечатлели сюжеты сказок Пушкина в своих работах.

(Показ альбома)

2.Итог.

Сегодня мы с вами ещё раз встретились с золотой рыбкой.