Применение схем-моделей на уроках обучения грамоте.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

В материале представлены пять фрагментов уроков обучения грамоте с применением схем-моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstuplenie.doc29 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon 3.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon 5.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

При обучении грамоте по «Русской азбуке» авторов В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестова предусмотрено использование моделей – схем, в которых отражаются наиболее характерные признаки анализируемых речевых и языковых единиц.

Модель – это «вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде».

Схема – это «чертёж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение, связь частей чего-либо».

При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.

Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:

1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);

2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);

3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).

На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:

1) предложение состоит из слов;

2) в каждом предложении определённое количество слов.

Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:

1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;

2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);

3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).

Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:

1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).

Данные схемы-модели используются не только в подготовительный период, но и на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.

Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.

Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.

Помимо коллективной работы со схемами-моделями может проводиться и индивидуальная. На партах, на индивидуальных наборных полотнах ученики выставляют картонные цветные карточки, конструируя схему звукового состава слова.

Уже в подготовительный период ознакомление учащихся со схемами-моделями слов и обучение их пользоваться такими схемами выступают как важная составная часть аналитической работы при обучении грамоте. Необходимые учащимся умения формируются быстрее и прочнее при наличии такой наглядной опоры. Дети не испытывают серьёзных затруднений при работе со схемами в процессе анализа звучащей речи, поскольку ознакомление учеников со схематическим обозначением речевых и звуковых единиц происходит постепенно, новые сведения сообщаются каждый раз на основе ранее усвоенного и способствуют углублению того, чем дети уже овладели.

Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.

По мере овладения навыком чтения использование схем-моделей значительно сокращается, поскольку они являются лишь вспомогательным средством и ни в коей мере не могут рассматриваться как самоцель осуществляемой на уроках обучения грамоте работы. Использование схем на разных этапах урока как в подготовительный, так и в основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.



Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного праздника,

посвященного Дню Защитника Отечества

для детей старшего дошкольного возраста

Ведущий: Сегодня - День защитника Отечества. Это День рождения нашей славной Армии.

Дети:   Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Над Кремлевскою стеной –

Самолетов звенья.

Слава Армии родной в День ее рожденья!

          День нашей Армии сегодня.

Сильней ее на свете нет.

Привет защитникам народа!

Российской Армии…(хором) привет!

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в плен детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках.

Воины защищали не только свой город, но и помогали всем слабым.  И жители городов помогали воинам освободителям.  

В войне 1812 года опять проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему застрял под Москвой непобедимый Наполеон.
А в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ - от мала до велика - встал на защиту своей Родины.

Это была самая страшная война, в которой  погибло много людей, разрушено множество городов.

В нашей стране этого славного звания удостоено… городов. Это ….

На долю этих городов выпали самые страшные испытания.  Каждый  год в честь этих городов проходят военные парады.

         

Нас пригласили принять участие в военном параде, который состоится в славном городе Волгограде. Покажем свои умения? Поплывем?

Нам предстоит дальний поход.  Обязательно надо провести разминку.

Исполняется комплекс ритмической гимнастики

 под песню "Бескозырка белая"

Ведущий: В славный город Волгоград мы поплывем на кораблях, которые сейчас построим.

Эстафета  «Построй корабль»

Участвуют по 5 человек из команды. Дети из частей составляют корабль

Назовем наши корабли – «Смелый»,  «Отважный».  

Назначаются дети, которые будут капитанами кораблей.

Прежде, чем выйти в плаванье, нам надо знать маршрут, чтобы не заблудиться.

Капитанам подойти к  глобусу – проложить маршрут похода.

Поплывем мы из города – героя  Москва  в город – герой Волгоград (капитаны смотрят, по каким рекам можно доплыть до  Волгограда)

Ведущий: команды готовы, маршрут проложили. Поднять якоря.

Конкурс «Поднять якорь»

Участвуют по 1 человеку из команды. На концах ленты привязаны палка и якорь. Ребенок накручивает на палку ленту.

Капитанам  занять место у штурвала.  Звучит аудиозапись «Шум моря»

Ведущий:  Вижу вражеские корабли.  Помощникам поднести к орудиям патроны. Попросим нам помочь наших гостей. (дети средней группы)

Конкурс «Доставь патроны»

Дети средней группы выстраиваются в 2 шеренги между обручами.  В одном из обручей – «боеприпасы», которые надо передать в пустой обруч.

Дети в шеренге передают «боеприпасы» друг другу.

Ведущий:  Снайперам   потопить вражеские корабли.

Эстафета  «Снайперы»

Участвуют по 5 человек из команды. Дети шариками бросают в цель

Ведущий: Дальше плыть нельзя. На пути могут быть неразорвавшиеся мины

Конкурс «Саперы»

Участвуют по 1 человеку из команды – собирают «неразорвавшиеся мины». Выигрывает участник, который больше наберет «мин».

Ведущий: Цель потоплена, но есть раненые. Санитарам оказать помощь раненым и доставить их в санчасть.

Конкурс «Помоги  раненым»

Участвуют по 3 человека из команды: медсестра, 2 санитара.

«Раненого» приглашаем из гостей

Ведущий:  Пришло время обеда. Надо бойцам подкрепиться.

Эстафета «Свари обед»

Участвуют по 5 человек из команды. Перенести ингредиенты для супа в кастрюлю, помешать, накрыть крышкой.

Ведущий: После обеда бойцам полагается отдых.  

Как здорово нам помогли наши гости. Мы видели, какие они смелые и ловкие. А что они делают, чтобы быть такими быстрыми? Пусть они нам покажут.

Дети средней группы исполняют разминку  

«Хочешь в Армии служить, то делай так».

Маршем обходят зал, садятся на места.

Я знаю, вы учили стихи к празднику. Давайте послушаем.

Дети читают стихи.

Отдохнули немного. Пора плыть дальше. Капитанам занять место у  штурвала. (шум моря)

Ведущий: Вижу берег. Вот мы и доплыли до пункта назначения. Командам сойти на берег. (пройти один круг маршем – чтобы вспомнили, собрались немного после игр)

Надо доложить  командующему парадом о своем прибытии.

Капитаны кораблей докладывают командующему парадом,

говорят девиз команды

Командующий парадом:   «Здравия желаю, товарищи матросы»

Дети. «Здравия желаем тов. Главнокомандующий»

Командующий парадом:     Разрешаю команде корабля «Отважный» («Смелый»)принять участие в параде

Конкурс «Строевой смотр»

Этапы соревнования     (правила)

  1. Построение в шеренгу  
  2. Равнение в шеренге
  3. Выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»
  4. Выход из строя и доклад капитана
  5. Девиз команды
  6. Повороты направо, налево, кругом
  7. Расчет на 1, 2; перестроение в 2 шеренги
  8. Марш двойками с песней по залу, перестроение в колонну по 4, в колонну по 1

Побеждает команда,

допустившая наименьшее количество ошибок. Учитывается четкость выполнения заданий.

Ведущий: конкурс для капитанов «Военные специальности»

Капитаны,  по очереди,  называют военные специальности. кто назовет последним, тот приносит своей команде 5 баллов

Командующий парадом:  (подведение итогов) Благодарю за участие в параде, посвященному Дню Защитника Отечества.

Команды награждаются ценными подарками.

Дети исполняют песню  «Служить России»



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока с использованием схем-моделей

по теме «Предложение состоит из слов».

Повторение изученного на прошлом уроке.

Вопрос учителя:

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

Формирование новых знаний, умений, навыков.

– А кто знает, из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов.)

– Предложение может состоять из одного, двух и более слов. Чтобы нам было легче сосчитать количество слов в предложении, слова мы представим в виде  схем.

Модель слова представляет собой белый прямоугольник. Для обозначения первого слова в предложении мы будем брать схему, где у прямоугольника слева имеется выступающая черта. Для обозначения последнего слова в предложении будем использовать схему, где справа у прямоугольника стоит точка.

– Что будет обозначать выступающая черта в схеме первого слова? (Черта обозначает начало предложения.)

– Что обозначает точка после последнего слова? (Точка обозначает конец предложения.)

Учитель читает текст и выстраивает схемы на доске.

Зима. Падает снег. Деревья стоят голыми.

               

– Сколько слов в первом предложении? Во втором? В третьем? (Ответы детей.)

Учащиеся делают вывод, что предложение может состоять из одного, двух и более слов.

Актуализация опорных знаний.

Работа по учебнику: страница 9.

– Как называется сказка, иллюстрации к которой мы видим на этой странице? (Сказка называется «Репка».)

– К каждой картинке нужно составить предложение, выложив его схему у себя на парте.

Дети составляют схему первого предложения.

  

– Озвучьте мне своё предложение. (Посадил дед репку.)

– Сколько слов в предложении? (Три слова.)

– Придумайте предложение ко второй картинке и составьте его схему. (Выросла репка большая.   .)

По третьему и четвёртому рисунку дети составляют схемы предложений:

Позвал дед бабку.   .

Позвала бабка внучку.   .

Позвала внучка жучку.   .

Позвала жучка кошку.   .

Позвала кошка мышку.   .

Обращается внимание детей к схеме в учебнике к последнему рисунку.  !

В конце схемы предложения вместо точки стоит восклицательный знак. Это значит, что предложение «Вытянули репку!» нужно читать с выражением радости, с восклицательной интонацией, повышением голоса.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока с использованием схем-моделей

по теме «Деление слов на слоги».

Актуализация опорных знаний.

Вопрос учителя:

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов.)

– А сегодня на уроке мы узнаем, из чего состоят слова.

Формирование новых знаний, умений, навыков.

– Каждое слово можно разделить на части. Например: ма-га-зин,          ба-ра-бан. Части, на которые мы разделили слова, называются слоги.

На доске вывешиваются два рисунка. На первом изображён шар, на втором – два шара.

– Что изображено на первом рисунке? (Шар.)

– А на втором? (Шары.)

– Произнесите первое слово и одновременно сделайте хлопок руками.

Дети произносят слово «шар» и делают один хлопок.

– А теперь произнесите слово «шары» и одновременно хлопайте в ладоши. Учитель вместе с детьми по слогам произносит слово и хлопает два раза, чтобы детям было понятно.

– Ребята, сколько хлопков вы сделали, когда произнесли слово «шар»? (Один хлопок.)

– А слово «шары»? (Два хлопка.)

Делаем вывод, что в первом слове один слог, а во втором – два слога.

Учитель вывешивает белый прямоугольник  под первой картинкой и спрашивает, что означает эта схема. (Эта схема означает слово.)

Под картинкой с изображением шаров учитель вывешивает новую схему  , прямоугольник, пересечённый посередине вертикальной чёрточкой.

– Что нового появилось в этой схеме? ( Ответы учащихся.)

– На сколько частей разделён прямоугольник? Что обозначает эта схема?

Делаем вывод что чёрточка делит схему на части. Сколько частей в схеме – столько и слогов в слове.

Закрепление пройденного материала.

Детям раздаются новые карточки со схемами слов:

 – обозначает один слог в слове.

 – обозначает два слога в слове.

 – обозначает три слога в слове.

Учитель читает слово, ученики проговаривают его вполголоса, одновременно прохлопывая каждый слог, и поднимают соответствующую карточку со схемой.

Слова для чтения: коза, дом, тарелка, ложка, нож, карандаш, арбуз, дудочка, кино, яблоко и т.д.

Обращается внимание детей на то, что в словах может быть и более трёх слогов. Например: перемена, дисциплина, расписание и т.д.

Игра «Подбери слово».

На доске висит схема          .

Учитель просит по очереди каждый ряд в течение минуты подобрать как можно больше слов, соответствующих данной схеме. Далее вывешивается другая схема с одним или тремя слогами в слове и игра продолжается.       Побеждает тот ряд, который за отведённое время  назовёт больше слов, соответствующих схеме.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока с использованием схем-моделей

по теме «Ударение».

– Ребята отгадайте загадку:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.   (Замок.)

– А как по-другому называют дворец?     (Замок.)

На доске вывешиваются картинки с изображением висячего замка и сказочного замка.

– Произнесите эти слова, чем они похожи и чем отличаются? (Слова звучат одинаково, но в первом слове выделяется и тянется второй слог, а во втором слове – первый.)

Делаем вывод, что один из слогов в слове произносится с большей силой голоса и более протяжно. Такой слог называется ударным.

Составим схемы этих слов.

– Сколько слогов в слове замок? (Два слога.)

Учитель рисует схему на доске.

– Сколько слогов в слове замок? (Тоже два слога.)

Рисуем вторую схему.

В этих схемах с помощью косой чёрточки сверху мы отметили ударные слоги. Это выглядит так.

               

Закрепление полученных знаний.

На доске вывешиваются предметные картинки с изображением птиц и зверей. Вывешивается одна схема           .

– Название каких животных, изображённых на картинках, соответствует данной схеме? (Белка, ёжик, заяц, чайка.)

Со схемой             учащиеся соотносят слова: лиса, медведь, сова, жираф.

Обращается внимание учеников на то, что в словах и, соответственно, в схемах с одним слогом знак ударения не ставят.

Игра «Как тебя зовут».

Каждый ученик у себя на парте выкладывает схему своего имени с делением на слоги и указанием ударного слога.

Если учащиеся затрудняются в выделении ударного слога, то можно воспользоваться приёмом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением на правильное  произношение слова, чтобы его нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучащем слове, например:

– Марина. Произнесём слово с ударением на первом слоге. (Марина.)

– Мы так говорим? (Нет.)

– Поставим ударение на последний слог и произнесём слово. (Марина.)

– Это верно? (Нет.)

– А как правильно? (Марина.)

– Сколько в слове слогов? (Три слога.)

– А сколько ударных слогов? (Только один.)

Делаем вывод, что в слове бывает только один ударный слог, независимо от того, сколько в нём слогов.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока с использованием схем-моделей по теме  «Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным».

Повторение изученного на прошлом уроке.

– Как собака рычит? (Собака рычит: р-р-р.)

– Как волк воет? (Волк воет: у-у-у.)

– Составим схему этих предложений.

(   .          .)

– Как в схеме обозначали последние звуки? (Звуки: р-р-р и у-у-у мы обозначили квадратиками.)

Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Звуковой анализ слова.

На доске вывешивается рисунок с изображением аиста.

– Кто изображён на картинке? (На картинке нарисован аист.)

– Произнесите это слово по слогам, одновременно хлопая в ладоши.    (А-ист.) Учащиеся хлопают два раза.

– Сколько слогов в этом слове? (Два слога.)

– Какой слог ударный? Кто затрудняется в определении ударения, позовите аиста и услышите, какой слог ударный.

Дети зовут: «А-а-а-ист.» (Ударение падает на первый слог.)

– Сколько звуков в первом слоге? (Один звук [а].)

– Как мы обозначаем один звук в схеме? (Квадратиком.)

– Назовите второй слог в слове «аист». (Второй слог – [ист].)

– Медленно произнесите этот слог и посчитайте, сколько в нём звуков. ([и-с-т] – три звука.)

– Как обозначим эти звуки в схеме слова «аист»? (Три звука – значит поставим в схему три квадратика.)

Получилась схема: .

– Итак, ребята, чтобы быстро и без ошибок определить количество звуков в слове, мы будем применять схемы – помощники. Каждый звук в схеме обозначен квадратиками, располагаются они один за другим слева на- право.

2. Знакомство с понятием гласных и согласных звуков.

– Назовите мне ещё раз первый звук в слове «аист». ([А-а-а].)

– Теперь выделите и произнесите последний звук в этом слове. ([т].)

– Ещё раз произнесите эти два звука [а] и [т] и сравните их. (Звук [а] тянется и его легче произносить.)

– При произношении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] выдыхаемый воздух вырывается с силой из-за сомкнутых зубов, которые являются преградой. Звуки, которые произносятся без преград, которые можно пропеть, называются гласными. А звуки, которые при произношении встречают во рту преграду, называются согласными.

В схемах при звуковом анализе слов гласные будем обозначать красным цветом.

В звуковой схеме слова «аист» найдём гласные звуки и обозначим их красным цветом. Выясняем, что кроме звука [а] гласным является и звук [и], меняем белые квадратики на красные.

3. Представление о слиянии согласного звука с гласным.

В «Азбуке» на странице 16 учащиеся рассматривают иллюстрацию, учитель просит назвать, каких домашних птиц, они видят на рисунке. Дети называют слова «куры» и «гуси».

– Сколько слогов в слове «куры»? (В этом слове два слога: ку-ры.)

– Какой слог ударный? (Ударение падает на первый слог.)

– Сколько звуков в первом слоге? (В первом слоге два звука.)

– Какой первый звук? (первый звук [к] – согласный, потому что произносится с преградой.)

– Назовите второй звук. (Звук [у] – гласный, произносится без преграды.)

– Произнесите слог [ку] несколько раз. После этого внимание детей обращается на то, что в слоге [ку] два звука очень тесно связаны между собой, они сливаются вместе и произносятся сразу, без остановки, неразрывно друг от друга. Такое слияние звуков происходит в том случае, если после согласного стоит гласный звук. В звуковой схеме слова такое слияние согласного с гласным звуком обозначается прямоугольником, разделённым чёрточкой наискосок с верхнего левого угла в правый нижний на два треугольника. Нижний треугольник обозначает согласный звук, а верхний – гласный. Т.к. мы условились в схемах гласные звуки обозначать красным цветом, то и верхние треугольники в схемах мы будем обозначать красным цветом.

Значит первый слог в слове «куры» в звуковой схеме мы обозначим так .

– Назовите второй слог в этом слове. (Второй слог [ры].)

– Из каких звуков он состоит? (Второй слог состоит из согласного звука [р] и гласного [ы].)

– Что можно сказать об этих звуках? (Звуки [р] и [ы] образуют слияние.)

В схеме появляется ещё один прямоугольник, разделённый диагональю. Звуковая схема слова «куры» стала выглядеть так: .

Учитель раздаёт детям карточки с изображением прямоугольников, обозначающих слогослияние.

Учащиеся на партах строят звуковые схемы слов, которые диктует учитель. Затем учащиеся проверяют составленные схемы друг у друга. После взаимопроверки учитель быстро выкладывает эти схемы на доске для окончательной проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в период обучения грамоте

Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний о слове, способе слогоделения...

«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»

Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...

Применение игр и упражнений логопедической направленности на уроках обучения грамоте.

В статье представлены ряд упражнений и игр логопедической направленности.Работа по формированию фонематического, восприятия, проводимая в период обучения грамоте помогает снизить количество логопедиче...

Мастер-класс "Применение Лего-конструирования на уроках обучения грамоте в 1 классе"

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе  применения Лего-конструктора  на уроках обучения грамоте первоклассников....

Технологическая карта урока обучения грамоте с применением цифровых ресурсов

Закрепление и обобщение знаний. - Создание позитивного, праздничного настроя у учащихся- Повторение сведений об изученных звуках и буквах;- Систематизирование знаний по теме «Слово», ...