Анализ лирического произведения. А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»
статья по чтению (4 класс) по теме

Гречкина Алла Борисовна

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, начальная школа должна заложить основы формирования грамотного читателя.  Грамотный читатель-это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приёмами понимания прочитанного.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_liricheskogo_proizvedeniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализ лирического произведения. А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»

Гречкина Алла Борисовна,

учитель начальных классов

         Анализ лирического произведения-нелёгкая и вдумчивая работа. Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, значение  серьёзной работы над лирикой на уроках литературного чтения. При изучении лирических произведений идёт мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирика может оказывать очень сильное воздействие на личность читателя  или слушателя, поэтому так важно приобщение к поэзии в детстве.

Ребенок при чтении произведения должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать” (С. Я. Маршак). 

           Именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества. При изучении лирического произведения учитель является таким же читателем, как и ученик, только с большим   жизненным опытом.

Главные задачи изучения лирики:

  1. организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому  герою;
  2. формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором;
  3. формирование представлений о средствах художественной выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить их в своей речи;
  4. обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений.

Как решаются эти задачи?

           Существует традиционный путь анализа лирического произведения – через систему вопросов.  Сегодня, когда в современной системе образования происходят изменения, этот путь не соответствует новым тенденциям, так как репродукция-это простое повторение, детям надо оставлять свободу для личной интерпретации текста и важнейших литературных открытий.

            Прежде всего к лирическому тексту может быть применим универсальный путь-через систему образов, поскольку и мысль свою и чувство автор текста передаёт читателю с помощью создаваемых им образов, либо героев, либо картин природы, либо образа-переживания, как в лирике.  Самым оптимальным и эффективным способом анализа лирического текста является медленное, так называемое филологическое чтение, с остановками на непонятных, ключевых словах. С помощью способа медленного чтения, можно анализировать тексты даже с маленькими учениками-читателями, так как при чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. Живое обсуждение идет с большим интересом, это настоящий творческий поиск.

            Кроме того, прекрасно «работают» при изучении лирических произведений на уроке выразительное чтение (учителем и учениками); рисунок  как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя; работа над названием произведения, звукописью, ритмикой, композицией произведения; структурная схема системы образов как основа анализа текста. Учитель вправе выбрать любой приём. Но чаще в живой практике анализа сочетается несколько приёмов.

            Из-за эмоционально-образной и смысловой насыщенности лирического произведения А.А. Фета самым оптимальным способом анализа его, не разрушающим его природу, является медленное чтение, с остановками на ключевых словах. Кроме этого можно использовать рисунок как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя.

Анализ стихотворения А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»

            Стихотворение А.А.Фета отнесём к пейзажной лирике. Анализ таких  стихотворений можно назвать самым сложным. Именно эти стихи больше всего отражают настроение поэта, его чувства, факты биографии. Ещё до чтения стихотворения, обратив внимание учащихся на первую фразу, мы задаём им вопрос:

-Как вы думаете, каким будет настроение героя этого стихотворения?

1. Первичное чтение учителем.  Читаем медленно, размеренно, не выделяя голосом ключевые строки, фразы, слова.

    Перед чтением даём  учащимся задание: «Представьте картины, которые нарисовал словами поэт». После чтения дети рисуют (приём рисунка).

-Подумайте, какие краски вы будете использовать?        

(белые, серебристые, холодные, чёрные)

Что дети нарисовали?

(аллею в снегу, сугробы, ворон на белом снегу, снежные вихри, весна, цветы на поляне)

2. Перечитывание  четверостиший.

Какая грусть! Конец аллеи –

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи         

Через сугробы поползли.

-Почему написано “с утра”, а не “утром исчез в пыли”?

-Обратите внимание, идет повтор слова “опять, опять”, что хотел показать этим автор, по вашему мнению?

-Почему написано “серебряные змеи”, а не “серебряные полосы”. В чем разница, что этим подчеркивается?

Вывод: грустно, печально, начинается буря, холодно.

На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

-Вам встретилось слово лазурь. Кто знает его значение? Это какой цвет? Автор говорит, что “на небе ни клочка лазури”. Что он имеет в виду? А если бы поэт написал “нет голубого неба” или “не видно голубого неба”, что-то изменилось бы. Что изменилось? Была бы другая картина?

-Как описывается буря во втором четверостишии? Что хочет показать этим поэт? Символ бури-это мятущаяся душа поэта.

           Читая строки, мы обращаем внимание учащихся на то, как перемещается взгляд поэта и наш читательский взгляд: конец аллеи, далее взгляд ползёт за серебряными змеями, поднимается  на небо, далее возвращается  на землю, в безграничное пространство степи, но вдруг взгляд останавливается на одиноком вороне, который  против бури «крылами машет тяжело».   Автор уточняет картину, приближает её к нам.

    -Зачитайте строки, которые отражают описание картины.

             Учащиеся должны увидеть, как автор изображает зимний пейзаж, который всё больше и больше становится образом-переживанием, душевным состоянием (сугробы, ни клочка лазури, всё гладко, всё бело).

Уточняем, что можно почувствовать, видя такую картину.

(Холод, одиночество, герой стремится слиться с запредельным).

Поэт, описывая зимний пейзаж, не называет чувства, а изображает их.

Происходит процесс сопереживания.

       Рассмотрев пейзаж, мы переходим к чувствам лирического героя.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

-Что пишет о своей душе автор? Почему “на душе не рассветает”?

-С чем сравнивает свое душевное состояние А. А. Фет?

 -“Умирающий труд”- разве так можно сказать, что имеет в виду Фет, что хотел показать?

              Дети делают вывод:  мы видим усталого человека, который потерял интерес к жизни, ему плохо, грустно, он готов сдаться. И этому  настроению соответствует  окружающая природа.

   Познакомить учащихся с автобиографией А.А.Фета.

             Жизненный путь Афанасия Фета начался с сурового испытания. Его мать Шарлота Беккер уехала из Германии с Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Но Шеншин узнаёт от отца Шарлотты, что настоящий отец Афанасия Иоганн Фёт – чиновник, служащий суда. По этим причинам будущего поэта отлучают от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия. В 14 лет он получает фамилию настоящего отца (Фёт), что стало для будущего поэта настоящей трагедией. Фет ставит цель вернуться в дворянское гнездо Шеншиных , и с фантастическим упорством добивается её.  По разрешению Александра II Фет становится Шеншиным. Жизненная философия Фета – забота о будущем. Прошлое, в котором цель не достигнута, для Фета не существует. Но,  стремясь достигнуть высот, он теряет свою возлюбленную. Живя для будущего, Фет достигает всех высот благополучия (дворянин, камергер, крупный помещик). Но произойдёт непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его возлюбленная.

               Обратим внимание на четвертое четверостишие:

А всё надежда в сердце тлеет 

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край.

-Что заметили?

- А какое настроение у поэта здесь?

-Как оно изменилось? Что появилось?

- Почему написано “надежда тлеет”, не проще было написать “надежда есть”, или “надежда осталась”?

-Что означает слово “невзначай”. Какое лексическое значение имеет данное слово? Можно его заменить? Что изменится, если все-таки это сделать?

-Какая часть стихотворения имеет такие же повторы “опять, опять”, как и вначале?

             Дети делают вывод: поэт понял, что для него важно-увидеть родной край, вспомнить молодость, вернуться на родину.

             Мы возвращаем учащихся к биографии А.А.Фета. Достигнув всех высот благополучия, он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое. Чувства автора сливаются с чувствами героя. Настроение героя меняется. Он живёт надеждой, что всё переменится. И произойдёт это невзначай, т. е. неожиданно, случайно.

              Читаем последнее четверостишие.

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста –

И посвящённым только зримо

Цветёт весна и красота.

-Почему бури “пролетают мимо”? Что этим показывает поэт? Можно ли сказать, что его надежда укрепляется, превращается в уверенность?

-Обратите внимание на думу поэта, она изменилась или осталась прежней?

-Вспомните, какой она была, а сейчас она какая? “Ленивая, засыпающая”, “Страстная, чистая”?

-Что означает символ “Цветет весна и красота”?

-Как вы думаете, почему автор использует именно образ зимнего дня, в начале стихотворения и образ красавицы весны в конце?

             Дети делают вывод:  картина внезапно меняется «бури пролетают мимо»,  «дума страстная», «цветёт весна и красота», лирический герой меняет своё отношение к жизни, его настроение меняется. Герой продолжает жить, он сливается с природой, его душевное состояние оживает вместе с ней. Он рвётся в прошлое, где потеряна его любимая, близкие ему люди. И только с весной возрождается жизнь. Не случайно стихотворение заканчивается словами «цветёт весна и красота».

      3. После анализа произведения необходимо вновь вернуться к рисункам детей и проанализировать их вновь.

-Рассмотрите ваши рисунки.

-Чем интересен этот текст? Какая в нем есть загадка?

-Верно, здесь можно нарисовать две картины.

 -Первая картина, когда поэт грустит. Это зима, снега, холодные и темные краски, передающие уныние и тоску. Оживляет эту картину ворон, который борется с бурей.

   -А вторая картина, когда автор переносится в свой родной край. Там тепло, весна, красота. Здесь уже можно использовать другие краски и другие цвета, так как изменилось настроение поэта. Эта картина показывает, что прошло время, изменилось настроение автора, его восприятие мира.

             Используя именно эти приёмы, мы учим детей видеть развитие лирического сюжета. Оцениваем рисунки и приходим к выводу, что необходимо нарисовать две картины, так как поэт рисует картину в движении.

 4.Кроме представленных способов работы (медленное чтение и рисунок), при изучении лирического произведения необходимо проработать выразительное чтение (учителем и учащимися).

  1. Как надо, по-вашему, читать стихотворение “громко”, “тихо”, “быстро”, “медленно”?
  2. Посмотрите, какие знаки препинания использует автор. Зачем, что они показывают?
  3. Какие слова нужно выделить интонационно, чтобы показать окружающий мир, чувства и переживания поэта?

             Работа  над  выразительностью чтения строится так, чтобы  учащиеся смогли определить напевность стиля стихов А.А.Фета. Обратим внимание на звукопись стихотворения.

Алле-и, пыл-и, змее-и, поползл-и 

Далее: лазур-и, бел-о, бур-и, тяжел-о и т. д.

Гласные звуки «о», «и», «е», «а» создают музыкальный эффект.

Гласный «И»  отображает напевность, заунывность.

5.И как продолжение работы с рисунком можно предложить составить картинный план и соответствующая ему партитура чувств.

            Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы можем проследить, как меняется настроение лирического героя и как оно соответствует картине, изображенной поэтом.

Картинный план

  1. “Какая грусть! Коней аллеи...”
  2. “На небе ни клочка лазури…
    Один лишь ворон против бури”
  3. “И на душе не рассветает...”
  4. “А все надежда в сердце тлеет,
    Что может быть хоть невзначай...”
  5. “Где бури пролетают мимо...”
  6. “Цветет весна и красота”

Партитура чувств

  1. тоска, грусть,
  2. грусть, печаль
  3. усиление печали, безысходность, потеря надежды
  4. печаль, появление надежды
  5. надежда, легкая печаль
  6. уверенность, надежда

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная    образовательная программа. Книга 2. Д.И. Фельдштейн.-М.: Баласс, 2011.-416 с.

2.А.А. Фет “Какая грусть! Конец аллеи…”.

3. В.А. Лазарева “Уроки литературного чтения в современной начальной школе” М, Педагогический университет “Первое сентября” 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

          Работа над лирическими стихотворениями во время урока литературного чтения позволяет  решать сложные задачи обучения, развития и воспитания....

С.Есенин Черёмуха. Анализ лирического произведения 3 класс

Этот  традиционный урок - полный анализ лирического произведения С.Есенина "Черёмуха".  Урок разработан по методике В. Лазаревой.Ученики на уроке анализа произведения лирического не остаются...

Пути и способы анализа лирического произведения

Работа предназначена в помощь для подготовки к методсовещаниям, самообразование....

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Анализ лирического произведения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится"

Урок литературного чтения 3 класс по учебнику Кубасовой О.В.Анализ лирического произведения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится"...

Презентация. Анализ лирического произведения. «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев.

Презентация содержит материалы к уроку литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Анализ лирического поизведения. «Весенняя гроза»  Ф.И. Тютчев....

Приём анализа лирического произведения

Учимся анализировать лирические произведения на примере стихотворений А.С. Пушкина...