Поурочное планирование уроков в 3 классе. Литературное чтение.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Данный материал представляет поурочное планирование уроков литературного чтения в 3 классе по учебнику Е. В. Бунеевой "В одном счастливом детстве", рассчитанное на 3 часа в неделю (102 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie_urokov_literaturnogo_chteniya.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование уроков литературного чтения по учебнику  Е. В. Бунеева 3 класс. (3 часа в неделю.)

№ урока по плану

Дата

Тема уроков

Цели уроков

Тип урока

Знакомство с учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день»

Вспомнить правила работы с книгой. Познакомить с произведениями Г. Сапгира и Ю. Кима, ввести понятие «собеседник».

ВНЗ

Раздел 1. Прощание с летом. Чем можно гордиться? В. Драгунский «Англичанин Павля».

Обогатить знания учащихся о творчестве В. Драгунского, учить отвечать на вопросы к тексту.

ВНЗ

«Взрослая» жизнь Дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Познакомить с творчеством Э. Успенского, учить определять жанр произведения, выделять особенности языка, учить составлять характеристику героя, пользуясь текстом.

ВНЗ

Лето волшебное и разное. К Бальмонт «Капля».

Б. Заходер «Что красивее всего?»

Познакомить с творчеством К. Бальмонта и Б. Заходера, учить различать жанры произведений, совершенствовать навык сравнения и анализа произведения.

ВНЗ

Раздел 2. Летние путешествия и приключения. 

Ю. Ким «Отважный охотник»

Продолжить знакомить с творчеством Ю. Кима, учить наблюдать и сравнивать.

ВНЗ

Приключения изыскателей. С. Голицын «Сорок изыскателей». (Главы 1 и 3 из повести)

Продолжить знакомство с творчеством С. Голицына, учить определять жанр произведения, давать характеристику героям, составлять цитатный план.

ВНЗ

Приключения изыскателей. С. Голицын «Сорок изыскателей». (Главы 1 и 3 из повести)

Учить анализировать произведение, составлять цитатный план.

СО

Какие они – настоящие изыскатели? С. Голицын «Сорок изыскателей». (Глава 4 из повести)

Учить составлять характеристику персонажам, обогащать словарный запас.

ВНЗ

Повесть о летних путешествиях. И. Дик «В дебрях Кара – Бумбы». Глава из повести.

Продолжить знакомство с творчеством И. Дика, учить находить в тексте средства художественной выразительности.

ВНЗ

Во что верят и играют мальчишки? Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Главы из романа.

Познакомить с творчеством М. Твена, учить анализировать произведение, давать характеристику героям, формировать навык словесного рисования.

ВНЗ

Во что верят и играют мальчишки? Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Главы из романа.

Учить анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.

СО

Внеклассное чтение. Игра становится жизнью.

А. Гайдар «Тимур и его команда».

Познакомить с творчеством А. Гайдара, продолжить работу над анализом произведения; учить определять жанр и основную идею произведения, анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.

ВНЗ

Как слава пришла к А. Гайдару. Б. Емельянов «Игра».

Продолжить знакомство с произведениями А. Гайдара, ввести понятие «быль».

ВНЗ

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера.

К. Паустовский «Кот – ворюга»

Познакомить с творчеством К. Паустовского, учить находить образные средства языка, выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

ВНЗ

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера.

К. Паустовский «Кот – ворюга»

Учить выделять особенности стиля и речи автора, создавать словесный портрет героев, формировать навык чтения по ролям.

СО

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. К. Паустовский «Жильцы старого дома».

Познакомить с произведением К. Паустовского, учить анализировать произведение, давать характеристику главным героям.

ВНЗ

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома.

К. Паустовский «Жильцы старого дома».

Обеспечить целостное восприятие текста, добиться понимания смысла. Учить выделять средства выразительности, стиль языка и приёмы.

СО

Обобщение по разделу № 2. Проверочная работа-1.  подготовка к сочинению.

Обобщить знания по разделу, учить пользоваться цитатами, развивать речь, творческие способности.

КО

Обучающее сочинение по разделу № 2.

Обобщить знания по разделу; учить писать творческие работы, развивать речь, творческие способности.

Р.р.

Раздел 3. Природа летом. С. Есенин «С добрым утром!». Б. Пастернак «За поворотом».

Познакомить с творчеством С. Есенина, учить выделять образные средства языка, видеть настроение лирического произведения.

ВНЗ

Краски и звуки лета. А. Чехов «Степь» (фрагмент).

М. Пришвин «Золотой луг».

Познакомить с творчеством А. Чехова. Ввести понятие «фрагмент», учить анализировать произведение.

ВНЗ

Отчего так хорошо ранним летним утром? А. Толстой «Детство Никиты» (Глава «В купальне»).

Продолжить знакомство с творчеством А. Толстого, учить определять жанр, характер и основную идею произведения.

ВНЗ

Спасительная сила летней грозы. А. Толстой «Детство Никиты» (Глава «Стрелка барометра»).

Продолжить знакомство с творчеством А. Толстого, учить определять жанр, характер и основную идею произведения.

ВНЗ

Картины летнего дня. И. Тургенев «Голуби».

И. Бунин «Розы».

Познакомить с творчеством И. Тургенева и И. Бунина, ввести понятие «стихотворение в прозе», учить видеть образные средства языка.

ВНЗ

Урок – практикум по развитию читательских умений. В Бианки «Неслышимка». Работа в тетради.

Познакомить с творчеством В. Бианки, учить определять жанр произведения и его главную мысль.

СО

Обобщение по разделу № 3. Проверочная работа-2.

Обобщить знания по разделу, учить пользоваться цитатами, развивать речь, творческие способности.

КО

Раздел 4. Уроки и переменки. Необычная школа.

Э. Успенский «Школа клоунов». (Фрагменты книги).

Продолжить знакомство с творчеством Э. Успенского, учить находить нужный отрывок в тексте.

ВНЗ

Необычная школа. Э Успенский «Школа клоунов». (Фрагменты из книги).

Продолжить знакомство с творчеством Э. Успенского, формировать навык чтения по ролям.

СО

Урок – практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер «Перемена». Работа в тетради.

Продолжить знакомство с творчеством Б. Заходера, учить выделять основную мысль произведения, анализировать язык автора, особенности письма.

СО

Легко ли быть Песталоцци? Г. Куликов «Как я влиял на Севку». (главы из книги).

Познакомить с творчеством Г. Куликова, учить определять жанр произведения, идею и идею произведения по названию.

ВНЗ

Легко ли быть Песталоцци? Г. Куликов «Как я влиял на Севку». (Главы из книги).

Совершенствовать навык чтения, его правильность и осознанность, развивать умение читать по ролям.

СО

Путь в страну невыученных уроков. Б. Заходер «Вредный кот». Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Главы 1-4.

Продолжить знакомство с творчеством Б. Заходера, учить отвечать на вопросы по прочитанному и увиденному.

ВНЗ

Испытания для Виктора Перестукина. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Главы 5-12.

Познакомить с творчеством Л. Гераскиной, учить определять основную тему  и жанр по названию, составлять цитатный план.

ВНЗ

Испытания для Виктора Перестукина. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Главы 5-12.

Продолжить знакомство с творчеством Л. Гераскиной, совершенствовать навык осознанного чтения, обогащать словарный запас.

СО

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста. «Витамин роста», «после уроков», «Кто прав?».

Продолжить знакомство с творчеством О. Григорьева, ввести понятие «стихотворема», учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, давать характеристику героям произведения.

ВНЗ

Обобщение по разделу № 4. Проверочная работа-3.

Обобщить знания учащихся по разделу, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать речь, мышление и внимание.

КО

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.

Продолжить работу над анализом произведений; учить определять жанр и основную идею произведения, анализировать поступки героев.

ВНЗ

Раздел 5. Глухая пора листопада.… Такая разная осень. А. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень».

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

Познакомить с творчеством А. С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева, ввести понятие «цитата», учить выделять выразительные средства языка (олицетворения, метафоры, эпитеты).

ВНЗ

Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом»

Познакомить с творчеством К. Паустовского, формировать умение определять жанр и тему произведения.

ВНЗ

Стихи о близости снега. Г. Сапгир «Четыре конверта». Д. Самойлов «Перед снегом»

Познакомить с творчеством Г. Сапгира и Д. Самойлова, с понятием «олицетворение», учить пользоваться цитатами, развивать чувство ритма.

ВНЗ

Как приходит зима. К. Паустовский «Прощание с летом». Б. Пастернак «Иней»

Продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского, учить составлять цитатный план, определять жанр и тему произведения.

ВНЗ

Обобщение по разделу № 5. Проверочная работа-4.

Обобщить знания учащимися произведений по разделу, учить пользоваться цитатами их произведений для образного описания картин.

КО

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

Познакомить с современными детскими журналами, учить определять жанр и основную идею произведения.

Раздел 6. И кот учёный свои мне сказки говорил…

Г. Сапгир «Леса – чудеса». В. Берестов «Сказка».

Познакомить с творчеством Г. Сапгира; определить виды сказок и сказочные приметы.

ВНЗ

Сказка – ложь, да в ней намёк… Русская сказка «Кот и лиса».

Познакомить с особенностями русских народных сказок; учить анализировать и обобщать характер героев; обогащать словарный запас.

ВНЗ

Какие ещё бывают сказки? Сказки «Никита – Кожемяка» и «Как мужик гусей делил».

Работать над навыками грамотного читателя совершенствовать речевые умения; учить оценивать поступки героев.

ВНЗ

Мир волшебной сказки. Б. Гребенщиков «Город». Арабская сказка «Синдбад – Мореход».

Учить выразительному чтению стихотворения; развивать и обогащать речь учащихся; обобщить знания русских народных сказок.

ВНЗ

За что награждают в сказках? Ш. Перро «Ослиная шкура».

Продолжить знакомство с творчеством Ш Перро; учить определять характер и основную идею произведения; показать отличие авторской и народной сказок.

ВНЗ

Может ли оловянный солдатик быть стойким?

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Познакомить с творчеством Г.-Х. Андерсена; выделить особенности авторской волшебной сказки; учить отличать сказку от рассказа.

ВНЗ

Уроки сказочной повести. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». Фрагмент из книги.

Познакомить с творчеством А. Волкова; учить составлять план и давать характеристику персонажам произведения

ВНЗ

Сказка для театра. С. Маршак «Сказка про козла».

Продолжить знакомство с творчеством С. Маршака; рассмотреть особенности пьесы как драматического произведения; учить составлять словесный портрет героев.

ВНЗ

Обобщение по разделу № 6. В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Проверочная работа-5.

Продолжить знакомство с авторскими сказками; учить полно и глубоко анализировать произведение; определять жанр и основную идею произведения. Обобщить и проверить знания по разделу.

СО

КО

Внеклассное чтение по разделу 6.

Продолжить знакомство с авторскими сказками; учить полно и глубоко анализировать произведение; определять жанр и основную идею произведения.

СО

Обучающее сочинение 3.

Обобщить знания по разделу; учить писать творческие работы.

Р.р.

Раздел 7. «Поёт зима, аукает…». Звуки и краски зимы. С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша».

Познакомить с творчеством С. Есенина; показать особенности лирических произведений.

ВНЗ

Подарки зимы. К, Бальмонт. «Снежинка». И. Бродский «Вечером».

Познакомить с творчеством К. Бальмонта и И. Бродского; учить видеть красивое в природе; находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.

ВНЗ

В ожидании новогоднего чуда. Ю. Мориц «Настоящий секрет». А. Барто «В защиту Деда Мороза».

Продолжить знакомство с Ю. Мориц и А. Барто; показать особенности сюжетных стихотворений; учить выделять главную мысль и сравнивать произведения.

ВНЗ

Урок – практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский «Кот в сапогах». Работа в тетради.

Продолжить знакомство с творчеством Д. Драгунского; определить особенности сюжетных стихотворений; учить определять жанр, характер и идею произведения.

СО

Зимние впечатления. Б. Пастернак «Снег идёт». А. Башлачёв «Рождественская». Д. Самойлова «Город зимний».

Познакомить с творчеством Б. Пастернака, А. Башлачёва, Д. Самойлова; формировать умение определять жанр и тему.

ВНЗ

Суровые законы жизни зимнего леса. В. Бианки «По следам».

Продолжить знакомство с творчеством В. Бианки; учить давать характеристику персонажа на основе его поступков; учить составлять план.

ВНЗ

Обобщение по разделу № 7. Проверочная работа-6.

Обобщить  и проверить знания по разделу.

КО

Обучающее сочинение.

Учить использовать цитаты в письменной речи.

Р.р.

Внеклассное чтение по разделу 7.

Продолжить работу над лирическими произведениями изученных поэтов; учить выделять главную мысль и сравнивать произведения, формировать умение определять жанр и тему.

СО

Раздел 8. Животные в нашем доме. В. Берестов «Прощание с другом». Г. Сапгир «Морская собака».

Продолжить знакомство с творчеством В. Берестова и Г. Сапгира; учить анализировать и сравнивать стихотворения о животных.

ВНЗ

У каждого – своё место в природе. Д. Мамин – Сибиряк «Медведко».

Продолжить знакомство с произведениями Д. Мамина-Сибиряка;  совершенствовать навык чтения; воспитывать любовь к природе.

ВНЗ

Замечательные собаки. Ю. Коринец «Там, вдали, за рекой». Глава «Ханг и Чанг». В. Драгунский «Дымка и Антон».

Познакомить с творчеством Ю. Коринец и В. Драгунского; учить рассуждать, делать выводы, анализировать произведение, составлять план.

ВНЗ

Каждый ли клёст может стать капитаном? Ю. Коваль «Капитан Клюквин».

Продолжить знакомство с творчеством Ю. Коваля; учить анализировать и оценивать прочитанное, составлять план.

ВНЗ

Удивительные пони. Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».

Продолжить знакомство с творчеством Ю. Мориц; показать особенности сюжетных стихотворений; учить анализировать и сравнивать произведения.

ВНЗ

Обобщение по разделу № 8. Проверочная работа-7.

Обобщить и проверить знания по разделу.

КО

Раздел 9. Мы с мамой и папой. Э. Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Продолжить знакомство с творчеством Э. Успенского; показать особенности сюжетных стихотворений.

ВНЗ

Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы».

Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского; дать краткие биографические сведения об авторе; учить составлять словесный портрет.

ВНЗ

Подарки – это серьёзное дело. Ю. Коринец «Там, вдали, за рекой». Глава «Подарки под подушкой». А. Барто «разговор с дочкой», «Перед сном».

Продолжить знакомство с творчеством Ю. Коринца и А. Барто; учить составлять цитатный план; развивать умение определять жанр и основную тему произведения; совершенствовать навык чтения по ролям.

ВНЗ

Во что нельзя играть. И. Дик «Красные яблоки»

Продолжить знакомство с творчеством И. Дика; учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; составлять словесный портрет.

ВНЗ

Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Девочка на шаре».

Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского; учить анализировать произведение, определять жанр и основную мысль.

ВНЗ

Хорошо, когда рядом – папа! С. Маршак «Хороший день».

Продолжить знакомство с творчеством  С. Маршака; учить находить главную мысль, составлять план, ставить вопросы к тексту.

ВНЗ

Когда мама сердится. В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского; учить находить главную мысль в тексте

ВНЗ

Творческая работа – сочинение о своей семье «Тепло родного дома».

Учить писать сочинение, определять тип текста; обогащать творческие способности, речь; воспитывать добрые отношения в семье.

СО

Р.р.

Обобщение по разделу № 9. Проверочная работа-8.

Обобщить и проверить знания по разделу.

КО

Раздел 10. Наполним музыкой сердца.

О. Мандельштам «Рояль». И. Тургенев «Певцы».

Познакомить с творчеством О. Мандельштама и И. Тургенева; формировать умение понимать настроение поэта; учить анализировать стихотворения.

ВНЗ

Как рождается музыка. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского; учить выражать свои мысли по прочитанному; развивать воображение, интерес к музыке.  

ВНЗ

Волшебная сила бессмертной музыки. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского; учить определять главную тему произведения; развивать творческие способности.

СО

Сказка о маленьком Моцарте. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка». Фрагмент из книги.

Продолжить знакомство с творчеством Г. Цыферова; учить определят жанр и основную мысль произведения.

ВНЗ

Какими бывают встречи с писателями? В. Драгунский «независимый Горбушка».

Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского; учить определять жанр и характер произведения; составлять характеристику героям.

ВНЗ

Обобщение по разделу № 10. Проверочная работа-9.

Обобщить и проверить знания по разделу.

КО

Раздел 11. День смеха. Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

Продолжить знакомство с творчеством Г. Сапгира; учить определять жанр и характер произведения; рассмотреть особенности сюжетного стихотворения.

ВНЗ

Легко ли смеяться над собой? В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать речевые умения.

ВНЗ

Весёлые стихи. Двустишия О. Григорьева. Ю. Мориц «Малиновая кошка».

Продолжить знакомство с творчеством О. Григорьева и Ю. Мориц; показать особенности стихов-двустиший; учить определять средства художественной выразительности.

ВНЗ

Раздел 12. О весна, без конца и без караю…. Как приходит весна. А. Макаревич «Снег…». Ф. Тютчев «Ещё земли печален вид…». А. Блок «Ветер принёс издалека».

Продолжить знакомство с творчеством А. Макаревича, Ф. Тютчева, А. Блока; учить определять жанр и характер стихотворений; совершенствовать навык выразительного чтения; развивать навык грамотного читателя; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

ВНЗ

Озорные стихи о весне. В. Маяковский «Тучкины штучки». О. Мандельштам «Калоша». Саша Чёрный «Зелёные стихи».

Продолжить знакомство с творчеством В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Чёрного; учить глубоко анализировать произведение; развивать умения определять средства художественной выразительности.

ВНЗ

Проверка уровня развития читательских умений.

А. Толстой «Детство Никиты». Глава «Весна». Работа в тетради.

Продолжить знакомство с творчеством А. толстого; учить находить в тексте средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения).

СО

Картины весны. Б. Окуджава «Весна».

Продолжить знакомство с творчеством Б. Окуджавы; учить глубоко анализировать произведение.

ВНЗ

Обобщение по разделам № 11-12. Проверочная работа-10.

Обобщить  и проверить знания по разделам.

КО

Раздел 13. День Победы. А. Ахматова «Памяти друга».

Познакомить со стихами о ВОв, поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну; воспитывать чувство патриотизма, учить определять средства художественной выразительности.

ВНЗ

Трудная тема – война. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского; учить определять тему и характер произведения, составлять цитатный план.

ВНЗ

Стихи о войне. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя». Б. Окуджава «Король». А. Твардовский Я знаю, никакой моей вины…».

Продолжить знакомство с творчеством В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского; учить определять жанр, характер, тему и основную мысль произведения.

ВНЗ

Внеклассное чтение по разделу 13.

Продолжить работу над произведениями, посвящёнными ВОв; учить определять жанр, характер, тему и основную мысль произведения.

СО

Раздел 14. Родная земля. К. Паустовский «Бескорыстие».

Продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского; учить анализировать произведение.

ВНЗ

Что такое Родина? В. Бахревский, Г. Цыферов Ты, Россия моя». Б. Окуджава «Песенка об Арбате».

Продолжить знакомство с творчеством В. Бахревского, Г. Цыферова, Б. Окуджавы; учить определять жанр, характер и замысел произведения, составлять цитатный план, находить эпитеты и олицетворения в тексте.

ВНЗ

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

Продолжить знакомство с творчеством С. Козлова и Г. Цыферова; учить определять жанр, характер и главную тему произведения.

СО

Заключительный урок внеклассного чтения.

Продолжить работу над произведениями, посвящёнными родному краю; учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное.

СО

Итоговый контроль.

Обобщить  и проверить полученные знания.

КО

Обобщение. Задание на лето.

Дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

О

По плану:

  1. Заучивание наизусть – 18

Источник.

Методические рекомендации для учителя «Уроки литературного чтения в 3-ем классе».

Авторы – составители Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, М. Я. Яковлева.