Проект на тему «Стихи и сказки К.И.Чуковского».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Капцова Марина Валерьевна

В работе представлено использование метода проектов в работе с детьми с ЗПР, так как данный метод дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности школьникам с разным уровнем подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_temu.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc34 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc21 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Стихи и сказки К.И.Чуковского».

Автор проекта М.В.Капцова, учитель начальных классов ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида г. Вязники»

Краткое содержание проекта.

В 2011-2012 учебном году методическое объединение учителей начальных классов приняло решение: каждому учителю провести открытый урок по любому предмету с использованием современных педагогических технологий.

Проводимая диагностика на выявление познавательно-интеллектуальных предпочтений школьников в информационном пространстве школы «Составь расписание» (авторы Г.А.Карпова, Т.П.Артемьева) показала, что уроки литературного и внеклассного чтения не являются приоритетными у ребят моего класса.

Я решила провести урок внеклассного чтения, чтобы через различные методы и формы работы прививать детям любовь к чтению и интерес к книге.

Начало проекта:1 марта 2012г.

Окончание проекта: 17 апреля 2012г.

Продолжительность: 1,5 месяца.

Направление проекта: познавательный.

Участники проекта: учитель, учащиеся 3 класса ГКСОУ ВО «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида г. Вязники»

Описание проекта.

Проблема.

Литературное чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил.

Основная цель уроков литературного и внеклассного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем; приобщить детей к чтению, воспитать интерес к приобретению знаний из дополнительных источников; обогатить читательский опыт.

В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, нарушение локальных навыков обучения, эмоциональная неустойчивость.

Большинство учащихся моего класса - дети из неблагополучных семей, в которых наблюдается отсутствие должных мер воспитания и развития. Многие до поступления в школу не посещали детские дошкольные учреждения. Уровень подготовленности к обучению у этих ребят очень низкий. Учащиеся не знали даже русских народных сказок. Чтобы восполнить пробел в литературном образовании, развить интерес у учеников к чтению, стимулировать самостоятельное чтение я решила использовать проектную деятельность.

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.

Предложив детям несколько тем, согласно тематическому планированию, мы решили подробно изучить биографию и творчество Корнея Ивановича Чуковского.

Цель и задачи проекта.

Цель: формирование положительной мотивации к урокам чтения и интереса к приобретению знаний из дополнительных источников (книг).

Задачи:

  1. Изучить биографию и произведения К.И.Чуковского;
  2. Учить самостоятельной работе с различными видами информационных источников;
  3. Учить публично выступать и представлять свой творческий продукт;
  4. Развивать познавательный интерес и активность;
  5. Прививать любовь к чтению и книге.

Самостоятельная деятельность учащихся: работа со словарями, с источниками литературы; чтение произведений Чуковского; раскрашивание рисунков к сказкам; разучивание ролей для инсценирования.

          Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем.

Ожидаемые  результаты:

  1. создание книжек-самоделок;
  2. подготовка и проведение открытого урока по внеклассному чтению;
  3. развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.

        


Деятельность в рамках проекта.

Подготовительный этап.

  1. Выбор темы урока.
  2. Разработка плана самостоятельной работы учащихся по теме.
  3. Мозговой штурм: выбор видов работы на открытом уроке.

Итоги подготовительного этапа.

  1. Выбрана тема урока «Стихи и сказки К.И.Чуковского»
  2. Составлен план самостоятельной работы:

А) взять в библиотеке книги о писателе и его произведения;

Б) изучить биографию и произведения К.И.Чуковского;

3. В сценарий открытого урока включить:

  1. Обсуждение биографии;
  2. Создание книжки- самоделки;
  3. Инсценирование сказки «Телефон»;
  4. Викторину по сказкам К.И.Чуковского;
  5. Индивидуальный тест;
  6. Релаксацию (2 физминутки-презентации: танцевальная и для глаз, «Облако настроения»).

Организационно-деятельный этап.

  1. Изучение биографии и произведений К.И.Чуковского;
  2. Прослушивание  аудиозаписей произведений в исполнении автора;
  3. Просмотр презентации к сказке «Телефон»;
  4. Распределение и разучивание ролей для инсценирования;
  5. Выбор сказок для создания книг-самоделок;
  6. Раскрашивание картинок к сказкам;
  7. Проведение открытого урока внеклассного чтения (Конспект урока см.Приложение №1).

Результативность деятельности.

  1. Весь класс включился в творческую деятельность по  подготовке открытого урока;
  2. Вызван интерес у учащихся к личности и творчеству

К. И.Чуковского;

  1. Созданы книжки-самоделки;
  2. Урок внеклассного чтения прошел с успехом.

Список использованной литературы.

        Кутявина С.В. «Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс» - М: Вако,2009.

Лукьянова И.  «Корней Чуковский» серия «Жизнь замечательных людей»

Попова И.Н., Соколинская Г.К. «Социальное проектирование: педагогический практикум» - Владимир, 2011г.

        Сухаревская Е. «Проекты и исследования», газета «Начальная школа» №5, 2008г.

         



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Стихи и сказки К.И.Чуковского.

Конспект урока по внеклассному чтению, проводимый в 3 классе ГКСОУ ВО «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VII вида г.Вязники».

Цели:  1. продолжить знакомство детей   с биографией и творчеством К.И.Чуковского, прививать любовь к его произведениям;

2. развивать эмоциональную выразительность речи через инсценирование сказки «Телефон»;

3. воспитывать чувство сопереживания, работая в группе;

4. создать положительную атмосферу, которая бы вызвала интерес к писателю и его произведениям.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, экран, презентация «Экскурсия в Переделкино», выставка книг Чуковского, портрет писателя, две папки с файлами для создания книг –самоделок, рисунки учащихся и тексты сказок  «Топтыгин и луна» и «Мойдодыр», таблички с названиями команд «Топтыжка» и «Мойдодыр», плакат «Чудо-дерево», два толковых словаря, «Облако настроения» и звёзды-настроения, две физкультминутки– презентации «Собачий вальс» и для глаз.

        Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Звенит звонок.

- Приглашаю ребят на урок. Проходите, садитесь по группам.

- Все заняли свои места? Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь. Вы одна команда, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и поддержку друг друга. Чтобы ваша команда успешно работала, вы должны выбрать командира. Это должен быть ученик которому вы доверяете, который вам окажет помощь и будет следить за работой команды. Посовещайтесь, выберите командира и повесьте ему повязку.

- За работу на уроке команда будет получать фишки. За нарушение дисциплины фишки будут отбираться. Готовы работать? Начинаем.

2. Введение в урок. Работа со словарями.

- Начать наш урок я хочу со слов американского писателя Ральфа Эмерсона «Способность видеть чудеса в обыкновенном - неизменный признак мудрости» (запись на доске)

- Какие замечательные слова. А что для каждого из вас обозначают слова «чудо, чудеса»?

- А мудрость?

- Давайте посмотрим, что об этом написано в толковых словарях.

Дети находят  и зачитывают значение этих слов в словарях.

- А для меня эти слова характеризуют мудрого человека, который рассказывает о чудесах. Догадались кто это?

3. Работа по теме урока.

А) Биография писателя.

-  Давайте вспомним биографию писателя.

- Когда и где родился К.И. Чуковский?  

- Корней Чуковский – это его настоящее имя?

- Что вы знаете о его образовании?

- Что Корней Иванович печатал в газетах и журналах?

- Как стал писателем?

- Что ещё он изучал?

- Как он относился к детям?

  Б)  Презентация «Экскурсия в Переделкино».

- Последние годы своей жизни писатель жил и писал свои произведения в Подмосковье в посёлке Переделкино на даче. Я приглашаю вас на экскурсию в его дом.

Просмотр презентации.

- Что вам особенно запомнилось на даче Чуковского?

В) «Чудо- дерево».

- У Корнея Ивановича есть сказка «Чудо-дерево», читали? У нас на доске тоже выросло чудо-дерево с названиями его произведений. На обложках этих книг названия частично стёрлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия.

- Молодцы!  

- Какие из этих книг вы принесли на урок?  (Учащиеся кратко представляют принесённые ими книги).

-А сейчас давайте отдохнём.

Физкультминутка- презентация «Собачий вальс».

Г)  «Создание» книжки-самоделки.

- Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги Чуковского издавались разными издательствами, в разных форматах, большими тиражами и всегда находили своих читателей. Сегодня мы с вами создадим свои книжки-самоделки. Вы подготовили рисунки, а я - тексты сказок. У вас на столах есть папка с файлами и с обложкой книги. Давайте, определим, какие задачи будут стоять перед каждой группой. (Задачи записаны на доске). Определите 1, 2, 3 задачу.

 подобрать к рисункам текст;  

. собрать книгу.

расположить рисунки по-порядку;  

  - Прочитаем задачи по порядку. Задачи ясны? Приступаем.

Дети собирают книги по группам.

Д)  Чтение книг-самоделок.

 -Давайте прочитаем  свои книги по цепочке.

- Дайте ваши книги гостям. Пусть они посмотрят и оценят вашу работу. А мы проведем физминутку для глаз.

Физминутка – презентация для глаз.

Е) Викторина.

Время зря не теряй на вопросы викторины отвечай.

(смотри приложение №2.)

Ё) Тест.

Не все были активны на уроке. Мне бы хотелось  узнать, насколько внимательно каждый из вас читал произведения К.И.Чуковского. Возьмите листочки с тестами (2 варианта), подпишите его и выполните задания.

(смотри приложение №3.)

Ж)  Инсценирование сказки «Телефон».

- Мы очень долго готовились к этому уроку и приготовили вам сюрприз. Покажем?

Дети выходят к доске, надевают шапочки героев.

- Мы не великие таланты

-Но хотим от всей души

- Вас чуть-чуть развеселить

- А быть может удивить

- На спектакль пригласить

- И, конечно, попросить

- Не судите строго нас

Вместе: Ведь мы артисты - первый раз!

4. Подведение итогов.

- Наш урок заканчивается. Давайте посчитаем фишки, которые заработала каждая команда.

- Мы сегодня на уроке говорили о чудесах в произведениях К.И.Чуковского. Как вы думаете, какой самый важный итог нашего урока. Попробуйте рассказать о нём, используя начала фраз:

 Мы вспомнили …

Нам удалось….

У нас получилась…

Мы узнали…

Нам было интересно…

- Мне бы хотелось узнать: какое настроение у вас сейчас? Возьмите на столах конвертики, выберите изображение своего настроения и украсьте им наше облако настроений.

-Спасибо за работу.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

                                    Приложение 2

Викторина «Отвечай - не зевай»

1. Кто справился со страшным тараканищем?     (воробей)

2. Воробышек замычал: «Му-у-у», медведь заревел: «Кукареку», а что сделали уточки? (заквакали)    А свинки?   (замяукали)

3. Кто спас муху-цокотуху?          (комар)

4. Что у него было в руке?          (маленький фонарик)

5. Какое отчество было у Федоры?          (Егоровна)

6. Кого тянули из болота?                (бегемота)

7. Что просили по телефону зайчатки?             (перчатки)

8. Куда убежали Таня и Ваня?                 (в Африку)

9. Кто их взял в плен?                       (бармалей)

10. Кто украл солнце?              (крокодил)

11. А кто его освободил?            (медведь)

12. Что принесла Мухе-цокотухе бабушка Пчела?              (мёду)

13. Сражались паук и комар. Кто победил?          (комар)



Предварительный просмотр:

                                            Приложение 3

Тест по сказкам К.И. Чуковского.    Вариант 1.

  1. Соедини сказочное имя со сказочным героем.

Мойдодыр                бабушка

Таракан                     крокодильчик

Федора                      Умывальник

Тотоша                    рыжий, усатый великан

  1. Соедини героя с предметом, который ему принадлежит.

Комар                         посуда

Медведи                    сабля

Федора                      велосипед

                                   Фонарик

3. Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит                   съел таракана

воробей                    потушила море

Медведь                  вылечил зверей

Бабочка                   вернул солнце в небо

    4. Вставь в зашифрованные слова гласные буквы, и получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ                      ____________________

МЙДДР                      ____________________

ЙБЛТ                         ____________________

КРКЛ                         ____________________

  1. Исправь ошибки в названиях произведений.

«Кармалей.»,     «Козауси и Мауси»,     «Крашеное солнце»,      «Кутаница»

                              Тест по сказкам К.И. Чуковского.   Вариант 2.

  1. Соедини сказочное имя со сказочным героем.

Муха                          доктор

Каракула                    крокодильчик

Айболит                     цокотуха

Кокоша                       акула

      2.Соедини героя с предметом, который ему принадлежит.

Крокодил                           самовар

Мойдодыр                          калоши

Муха-цокотуха                  медный таз

                                             сапожки

  1. Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Крокодил                  помыла свою посуду

Комар                       зажгли  море

Федора                     спас Муху-цокотуху

Лисички                  проглотил солнце

     4. Вставь в зашифрованные слова гласные буквы, и получатся имена сказочных героев.

ЦКТХ                         ____________________

ФДР                            ____________________

ТРКНЩ                      ____________________

КРКДЛ                       ____________________

     5.Исправь ошибки в названиях произведений.

«Мокдодыр.»,     «Муза-цокотуха»,     «Федорино море»,      «Худо-дерево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Фантазия - театральный проект на тему стихов "Матушки Гусыни" и произведений К.Чуковского" 3 класс

Очень подробное описание детского  спектакля-сказки на английском языке по мотивам произведений К.Чуковского и песен  и стихов "Матушки Гусыни". Много музыки и песен, тацевальных миниа...

Игра – викторина по стихам и сказкам К. И. Чуковского.

Здесь вы встретите интересные вопросы и задания, которые можно предложить детям 1 класса как итоговое мероприятие, которым следует подвести своеобразный итог изучения творчества Корнея Ивановича Чуков...

Конспект по литературному чтению по теме: "Стихи К.И.Чуковского".

Тема: Стихи К. И. Чуковского.Цели : формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /,    познакомить уч-ся с...

Проект на тему: "Сочиняем волшебную сказку"

Подготовил: Макаров АртемУченик 3 «В» классаМБОУ СОШ №3 Преподаватель: Ломакина Л.М....

Урок-сказка по математике в 1 классе. Тема урока: «Повторение пройденного материала. Сказка К.И. Чуковского «Тараканище»».

Урок - сказка по математике в 1 классе. Тема урока: "Повторение пройденного материала. Сказка К.  И. Чуковского "Тараканище"".Цели урока: повторить и систематизировать материал, изученный на пред...

Творческий проект «Сказки К.И.Чуковского»

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных со...