Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Борис Пастернак.Золотая осень"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения направлен на развитие у учащихся ИКТ компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_boris_leonidovich_pasternak.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России»

Тема. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Тип урока: комбинированный

Цели урока: формировать универсальные учебные действия (УДД)

метапредметные

познавательные

-учить извлекать необходимую информацию из электронных ресурсов при выполнении заданий;

-закреплять знания о литературоведческих понятиях;

-упражнять в работе с поэтическим произведением;

-приобщать к литературной классике;

-коммуникативные

-развивать умение учитывать позицию собеседника;

-продолжить формирование умения слушать и вступать в диалог;

-привлекать к участию в коллективном обсуждении проблемы;

регулятивные

-учить высказывать собственную точку зрения;

-совершать действия сравнительного анализа;

-осуществлять контроль результатов деятельности;

-упражнять в самоконтроле;

личностные

-развивать воображение, речь, внимание, упражняться в декламации,

-совершенствовать навык анализа текста.

Концептуальные подходы: урок литературного чтения в четвертом  классе по программе «Школа России».

Использованы методики:

-аудирование;

-лингвистический анализ текста;

-выразительное чтение, декламация;

-говорение;

- создание текста-зарисовки;

-открытия нового знания;

-чтение про себя;

-выразительное чтение;

-конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.

Информационное обеспечение: на уроке используется материал Большой электронной энциклопедии ( БЭЭ) , при возможности выхода во время урока  в сеть интернет -  электронная  свободная энциклопедия «Википедия», Большая Советская Энциклопедия, словари.

Информационная компетентность: формировать умение найти в интернете, других источниках информации необходимый для выполнения задания материал, правильно сформулировать запрос для поисковой системы, определить необходимый источник среди найденных.

                                                                         Ход урока

п/п

№ слайда

       Этап урока

Работа на уроке

Примечания

1

1

Орг.момент

2

Введение в тему урока.

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Осень» / Октябрь/

Выбрать картину, соответствующую мелодии. Объяснить свой выбор.

Развитие воображения

Создание словесной зарисовки

-Какое чувство вызывает картина?

-Подберите слова, передающие настроение автора картины от увиденного пейзажа?

-Почему художник захотел запечатлеть этот прекрасный вид?

-Попробуйте самостоятельно описать картину В. Д. Поленова.

Развитие речи

2.

3

Работа по теме урока

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного русского поэта Бориса Пастернака.

Формирование познавательных УУД

Развитие ИКТ компетентности,

Выход в интернет или работа по БЭЭ

-Где можно найти информацию о биографии и творчестве  поэта?

 -Через какую поисковую систему в интернете это можно сделать?

-Как сформулировать  запрос для поисковой системы?

Пастернак Борис Леонидович, (1890-1960) русский поэт и прозаик родился в Москве, в семье известного художника. После окончания гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлёкся философией.

Его первые сборники стихов – «Близнец в тучах» вышел в свет 1914 году.

 В 1922 вышла книга его стихов «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современной поэзии.

В 1930-е в основном занимался переводами (В. Шекспира, И, -В. Гёте, И.Ф. Шиллера, грузинских поэтов и других авторов).

В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего стали очерки и книга стихов «На ранних поездах» (1943).

Мировую известность ему принёс роман «Доктор Живаго». За этот роман Пастернак был удостоен Нобелевской премии в 1958. Борис Леонидович очень любил свою родину и не представлял жизни без нее. Он вынужден был отказаться от престижной награды, чтобы остаться жить в стране.

 

4

Подготовка к аудированию

-Вы попробовали создать небольшие рассказы об осени, трудно ли это было? Почему?  Послушайте, какую картину осени увидел и нарисовал в стихах Борис Леонидович Пастернак.

Аудирование

Чтение стихотворения учителем.

-Подумайте, каким настроением проникнуто стихотворение?

Активизация внимания

Формирование познавательных

УУД

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Определите, какие слова не понятны.

Аналитическое чтение

5

6

7

8

8-а

8-б

Развитие ИКТ компетентности

Выход в интернет или

работа по БЭЭ

Ребята находят в тексте незнакомые, редко употребляемые слова.

-Какие слова выделены?

-Слова «чертог» и «каталог» выделены красным цветом.

-Что это значит?

Учащиеся объясняют, что значение данных слов нужно найти в энциклопедии или в толковом словаре.

-Как найти в БЭЭ необходимые слова?

-На главной странице энциклопедии найти рамочку «Справочники», открыть поле, выбрать толковый словарь, набрать слово «чертог».

-Почему слово «каталог» не найдено?

-Нужно посмотреть его в другом словаре, например иностранных слов. Находим его по тому же маршруту.

Дети находят нужные слова в БЭЭ.

Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.

Каталог - в общем случае, это некий список объектов, составленный с целью облегчения  поиска этих объектов по какому-то одному общему признаку. Список или опись  собрания книг в библиотеках…

-Кроме выделенных слов были те, которые вызвали интерес?

Их значение мы тоже можем найти в словаре.

Флигель - вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы…

Подвенечный- надеваемый во время венчания.

Бушевать - шуметь, буянить, озорничать.

9

9-а

9-б

9-в

Переход от презентации к БЭЭ на нужную страницу

- Вспомните, какие литературные приемы используют поэты?

Учащиеся отвечают, что это эпитеты, метафора, сравнение, олицетворение.

- Что такое метафора, эпитет, сравнение и олицетворение посмотрим в БЭЭ.

Метафора

Скрытое сравнение

Сравнение  

Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

Эпитет

Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.

Олицетворение

Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.

10

11

12

13

14

Гиперс-

сылка

на 4

слайд

Формирование коммуникатив-ных УУД.

Работа с текстом,

анализ языка художественного

текста.

Найдите в тексте

 «метафоры»:

залы картин в позолоте небывалой,

Сказочный чертог,

бушует лист древесный,

застывает в виде сгустка, липы обруч золотой, осень, древний уголок, ступить в овраг;

(самопроверка по слайду)

 «олицетворения»:

Лик березы под фатой  подвенечной,

просеки, заглядевшиеся в озера,

перелистывает стужа, эхо звучит;

(самопроверка по слайду)

«эпитеты»:

зари вишневый клей;

(самопроверка по слайду)

«сравнения»:

 флигеля, словно в рамах золоченных,

как венец на новобрачной;

(самопроверка по слайду).

Ученики должны объясняют значение используемых средств.

Каждая строфа прочитывается отдельно и анализируется в беседе:

-Что называет автор «сказочным чертогом»?

-Как вы думаете, какую картину увидел автор и написал о ней «просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера»?

( отражение леса в воде)

-Что за  картина представилась

Б. Пастернаку «в позолоте небывалой»?

-С кем сравнивает автор стихотворения березу?

-Почему флигеля оказались в «золоченой раме»?

-Почему «нельзя ступить в овраг» и что «бушует под ногами»?

-Какого цвета зарю описывает поэт?

-Видели ли кто-нибудь из вас такого цвета зарю?

-С каким местом сравнивает автор осенний лес? (музей)

3.

Подготовка к декламации, упражнение в самостоятельном чтении.

Учащиеся читают стихотворение, определяя логические ударения, паузы, интонацию.

Работа над дикцией, интонирование

4.

Формирование личностных УУД.  Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Золотая осень».

По желанию несколько учащихся читают стихотворение.

 

 

5.

Формирование регулятивных УУД.

Учащиеся класса определяют, кто из них был наиболее выразителен, аргументируя свой выбор.

6.

Итоговая рефлексия

-Понравилось ли стихотворение, с которым познакомились на уроке?

7.

Задание на дом

Выучить стихотворение Б. Пастернака наизусть.

Интернет-ресурсы        http://citaty.su/kratkaya-biografiya-borisa-pasternaka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"

Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».Планируемые результаты:Личностные• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу...

Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"

Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру...

План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"

Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...