Урок: Гласные звуки и буквы
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Урок разработан на основе стандартов второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  Гласные звука и буквы

(добукварный период)

Задачи: помочь учащимся обобщить знания о гласных бук вах и звуках; закрепить умение читать и писать изученные буквы; тренировать в чтении слогов и предложений с изученными бук вами, в соотнесении схем слов со словами и наоборот; развивать исследовательские навыки при работе с репродукцией, иллюстрацией; воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение к ценностям общества.

Обучение УУД: умение строить обобщение; работать с раз личными источниками информации: учебником, прописями, рабочей тетрадью, наглядными пособиями.

Пропедевтика: понятие «предлог»; предлог в модели предло жения.

Ход   урока

  1. Организационный момент

  II.        Включение в учебную деятельность

- Вспомните тот день, когда вы впервые пришли в школу. Какое у вас было настроение?

- Все ли вы с радостью пришли учиться?

- У кого из вас было чувство страха перед школьной жизнью?

- Какие предметы вам больше всего нравится изучать?

- Какие предметы вам не особенно нравятся?

- Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?

Запомните, ребята, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. Учение и труд все перетрут

-Как вы понимаете смысл этих пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья».

  III.        Развитие речевого аппарата

ПОТЯНУШКИ

Дверь открой язык пошире,

К верхним зубкам потянись,

Раз, и два, и три, четыре,

И вот так теперь держись.

А зубов ты не касайся,

Ну- ка, лучше постарайся.

ЛОШАДКА

Как лошадка пробегает,

Язычок наш тоже знает:

Цок- цок, Цок да цок-

Скачет, скачет язычок.

  IV.        Актуализация знаний

- Откройте «Азбуку» на с. 39. Посмотрите на ленту букв. На каком фоне изображены все изученные буквы?

- Почему на красном?

- Что вы знаете о гласных звуках?

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Кто изображен в центре?

- Придумайте им имена. (Алина, Артем)

- Кто сидит в верхней части рисунка?  

- Что собачка держит в зубах?

- Что рассматривают дети?

- Что изображено на рисунках?

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушев ленные существа и неодушевленные предметы.)

- Что показывает  Алина и Артем?

- Назовите буквы, которые девочка показала мальчику.

- В какую игру могли играть дети?

- Помогите детям соотнести картинки с буквами. (Осел — О, мышь — Ы, индюк — И и т. д.)

- Все ли буквы, изображенные на карточках, нам уже из вестны?

- Что вы о них знаете?

- Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уменью»?

  V.        Постановка целей и определение темы урока

Мы закончили добукварный период обучения грамоте. Но продолжим изучать буквы, которые есть в русском алфавите. Мы пока говорили только о буквах, которые на письме обознача ют гласные звуки. Теперь мы будем изучать и другие буквы. Перед вами откроется интересный мир литературы. Уже через несколько месяцев вы сможете самостоятельно прочитать какую-либо книгу. Сегодня нам предстоит повторить все, что мы уже изучили.

  VI.    Работа по теме урока

(работа в группах)

-        Составьте в группах схемы к словам: Алеша, Анна, Антон, Алла, Оля, Олег, Уля, Уль яна, Илюша, Ирина, Игорь.

- Что общего у всех слов, к которым мы подбирали схемы?

- Придумайте слова - имена нарицательные с этими же зву ками в начале слова.

- С какой буквой вначале мы не напишем ни одного слова?

- Назовите слова, в которых есть звук [ы].

- Где в словах встречается этот звук?

- Подберите схемы слов к словам со звуком [ы].                        Проведем  анализ предложений на с. 13 Прописей.

- Как вы догадались, что есть у Ани, Оли, Иры, Инны?

- Почему в Прописях сделаны рисунки, но не написаны сло ва?

- Назовите в этих предложениях имена собственные и нари цательные.

- Почему имена девочек написаны с заглавных букв?

   Проведем  слого-звуковой анализ слов «Алеша», «Инна», «Оксана».)

- Сколько может быть в слове ударных слогов?

- А сколько всего слогов может быть в слове?

- Обведите буквы по образцу.

- Какие звуки они обозначают?

 - В каких случаях мы пишем заглавные буквы?

- Обведите орнамент. Раскрасьте его в два цвета. Карандаши выберите самостоятельно.

- Напишите сдвоенные буквы.

 - Что мы с вами знаем о предложении?

- Прочитайте предложения, которые даны в Прописях.

- Допишите буквы в них по образцу.

  Нарисуйте свои иллюстрации к словам, которые начина ются с гласных звуков, которые мы с вами уже изучили.

  VII.  Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.        

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

  VIII.  Продолжение работы по теме урока

(работа в парах)

- Теперь поменяйтесь своими рисунками с соседом по парте и изобразите схемы слов.

- Обратите внимание на схемы слов на с. 13.

- Что вы можете рассказать, глядя на них?

Разбираем все схемы и слова

  IX.          Рефлексия

Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

           

Подведение итогов урока

- Откройте «Азбуку» на с. 39 и взгляните на ленту букв. Сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы уже знаете?

-Какие звуки обозначают эти буквы?

-Понравился ли вам урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Урок в первом классе. Предмет "Обучение грамоте". (Комбинированный урок.) Тема: "Письмо букв, слогов,слов с изученными буквами. Закрепление."

Закрепление каллиграфических навыков написания букв А, О, У, Ы, В. Выделение звуков, обозначаемых этими буквами, из написанных слов. Применены различные методические приёмы развитя речи, усвоения прав...

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...