Сценарный замысел урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

  Сценарный замысел урока литературного чтения  в 3 классе по произведению В. Железникова «Три ветки мимозы».


 Развитие способности понимания; формирование   способа перехода от первичного смысла к обобщенной версии; учить детей отыскивать в произведении глубинный смысл; обучать обосновывать свою точку зрения, выражать свой опыт, своё новое понимание произведения; применять новое познание в условиях реальной жизни; развивать коммуникативные навыки; развивать внимание и наблюдательность. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Сценарный замысел урока литературного чтения

      в 3 классе по произведению В. Железникова «Три ветки мимозы».

                                                                        Учитель: Болотина И.А.

Предметные задачи: познакомить учеников с рассказом В. Железникова «Три ветки мимозы».

Метапредметные задачи: развитие способности понимания; формирование   способа перехода от первичного смысла к обобщенной версии; учить детей отыскивать в произведении глубинный смысл; обучать обосновывать свою точку зрения, выражать свой опыт, своё новое понимание произведения; применять новое познание в условиях реальной жизни; развивать коммуникативные навыки; развивать внимание и наблюдательность.

Исходное состояние: Учащиеся различают сюжет произведения, характеристики героев и смысловые версии. Находятся на уровне выражения частичных смысловых версий.

Конечное состояние: Способны переходить от частичных смысловых версий к обобщённым с помощью педагога

Действия учителя

Действия ученика

Вводный этап.

Сегодня мы познакомимся с произведением Железникова «Три ветки мимозы».

Нам в тексте встретится фразеологизм: сорвать обиду

Чтение текста учащимися.

1 этап – первичный смысл произведения.

Инициирование собственной смысловой версии.

 Проведение диагностики.

-Как вы поняли, в чем смысл этого произведения?

Учитель фиксирует версии детей на доске.

А теперь каждый из вас выйдет к доске и поставит палочку рядом с той версией, которая по вашему мнению, отражает смысл рассказа «Три ветки мимозы».

 

Дети озвучивают свои версии. Похожие версии объединяются в одну.

- Нужно поздравлять девочек с 8 марта.

- Не важно, что о тебе подумают, если ты поздравишь девочку с праздником.

- Не нужно винить маму в том, что это была ее просьба.

- Когда что-то даришь, не думай, что ты сделал что-то плохое.

- Витя подарил цветы один, другие нет, но они дразнили и завидовали.

2 этап – анализ смысловых версий и соотнесение их с текстом.

Различение сюжета и смысловой версии.

-Витя подарил цветы один, другие нет, но они дразнили и завидовали…

На какой вопрос можно было так ответить?

- А нам надо было ответить на вопрос: в чем смысл текста.

-Когда что-то даришь, не думай, что ты сделал что-то плохое.

Это к полному тексту относится или к отдельной его части?

Соотношение версий со смысловыми частями рассказа.

-О чём рассказ. О сюжете рассказа.

- К отдельной части.

Каждый учащийся пробует доказать свою версию словами из текста.

Другие учащиеся должны либо согласиться с доказательством и принять его, либо опровергнуть и привести более точное свое понимание смысла текста.

3 этап-способ  проверки полноты  

-Как Витя поздравил маму с 8марта?

- Это хороший поступок?

- Когда Витя поздравил Лену, он совершил хороший поступок?

Чем заканчивается рассказ? Вам понравился конец рассказа?

-Как Витя и мама чувствуют в конце рассказа?

Как получилось, хорошие поступки привели к таким последствиям?

- Как он относится к маме?

- Почему на маме сорвал обиду?

- Он хотел дарить букет Лене?

- Если не хотел, почему взял?

- Как эта ситуация характеризует мальчика?

- Как нужно было поступить Вите, когда мама сказала ему отнести букет?

- Если Витя взялся за дело,  то как надо поступать в этом случае?

Давайте разыграем ситуацию. Я буду мамой Вити, а ты -Витя, а вы -мальчики, а ты у нас будешь Лена. Все персонажи, кроме Вити, разыгрывают действия как в рассказе. Учитель проводит разыгрывание по ролям рассказа.

Как надо было бы поступить Вите в данной ситуации?

Разыгрывание проводится до тех пор, пока не найдётся позитивный способ выхода из ситуации.

1-ый способ – как договориться с мамой.

2-ой способ – как довести дело до конца, когда над тобой смеются.

Так какими качествами должен обладать человек, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Какую проблему   ставит автор в своём рассказе?

Так какой смысл хотел вложить  автор в это  произведение?

Теперь еще раз на листочках напишите свою версию.

Подарил ей открытку.

Да.

Да.

Он выполнил просьбу мамы, подарил Лене букет

Его стали дразнить мальчишки, он разозлился и растоптал букет, который маме подарил папа

Оба расстроены  

Витя не хотел дарить букет, но выполнил просьбу мамы и его высмеяли. Он расстроился и «отомстил» маме

Он маму любит, и не хочет огорчать.

Мама попросила его отнести букет соседке.

Нет.

Не хотел огорчать маму.

Не имеет своего мнения.

Объяснить маме, почему он не хочет относить букет соседке.

Выполнить его  и не считать, что это плохо.  И принять, вынести все последствия

 

Уметь отстаивать своё решение до конца или объяснить, что он не может выполнить то дело, которое ему поручают.

Нет понимания и доверия между мамой и Витей. Витя же не смог сказать маме о том, что у них не принято дарить цветы.

Если люди не могут договориться друг с другом, если между ними нет понимания и доверия, то это может привести к обидам и конфликтам. Человек должен научиться раскрывать свои мысли и чувства перед другим, близким тебе человеком, а если он принимает данное дело, то должен его отстоять.

Ответы детей.

4этап – рефлексия.

- Что мы с вами делали?

- Каким способом пытались понять смысл произведения?

- Когда в следующий раз будем выделять смысл текста, что будем учитывать?

Понимали текст.

Высказывали свои версии;  выясняли, насколько эти версии соответствуют всему тексту; обсуждали текст.

Версии должны относиться ко всему тексту, а не к одному персонажу или отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Урок литературного чтения в 4 классе . Идейный замысел В.М.Гаршина в Сказке о жабе и розе.

Это второй урок по данному произведению. На первом уроке дети познакомились с биографией писателя, прочитали произведение,  а также была проведена лексическая работа.  Данный урок, кроме реш...