Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование (чтение, 4 класс) по теме

Черкасова Ольга Александровна

Рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Чуракова, 4 класс. Плюс пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_churakova_novoe.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по литературному чтению

Учебник «Литературное чтение» под редакцией Н.А.Чураковой

4 «Г» класс (102 часа)

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы  курса «Литературное чтение» Н.А. Чуракова (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 272с)

  Стратегическая цель курса литературного чтения – закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.

  Текущая цель курса – осознание обучающимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

 Задачами начального курса литературного чтения являются:

  1. расширение представления обучающихся детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
  2. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций школьников, развитие их интереса к чтению и  потребности  в нем;
  3. создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
  4. развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:
  1. восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
  2. интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
  3. собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных  мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 4 класса. В 2-х частях. - Самара: Корпорация «Фёдоров»,2008г.
  2. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса.- М.: ЗАО ЦОР, 2005

Программа рассчитана на  102 часа (3 часа в неделю). В том числе:

Уроков в нетрадиционной форме -    :

Урок концерт -1

Урок дискуссия – 1

Урок – праздник поэзии – 1

Читательская конференция – 1

Интегрированных уроков -

Плановых контрольных уроков – 8:

Контрольных работ – 3

Проверка навыка чтения – 5

Количество проверочных работ за год:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Проверка навыка чтения

1

1

2

1

5

Контрольная работа

1

1

1

3

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.
  2. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 2-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком - 11ч
  2. Авторская литература: время во власти человека – 7 ч
  3. «Крутим барабан времени» - 9 ч
  4. Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке  - 15 ч
  5. Авторская поэзия: мастерская стиха – 9 ч
  6. Планета поэзии. От великого до малого – 6 ч
  7. Мир драмы. Где искать автора?  - 14 ч
  8.  Вселенная прозы. Автор – и великий актер, и поэт – 10 ч
  9. Поэт, природа и время - 7 ч
  10. Перекресток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа - 14 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.

       Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.

      Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Джанни Родари).Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.

      Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.

Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: (а) событие в рассказе  яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»); (б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы); (в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; (г) богатство и разнообразие художественного языка.

Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.

Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев  ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы -это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: (а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.; (б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения

Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд

   стихотворений любимого поэта.

У м е т ь:

– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;

– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение,

  олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

 воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать  

   особенности каждого вида повествования;

– рассказывать о любимом писателе, поэте;

– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения:

– правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

– заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

– ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

– самостоятельно читать текст большого объема;

– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

– Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика:

– отличать художественный текст от научно-популярного;

– давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;

– давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет;

– давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;

– полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;

– полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.

Развитие творческих способностей.

К концу четвертого класса учащиеся  д о л ж н ы:

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

– участвовать в конкурсах чтецов;

– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

– писать небольшие по объему сочинения по картине;

– устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

В л а д е т ь   к о м п е т е н ц и я м и:

  1. коммуникативной;
  2. рефлексивной;
  3. ценностно-ориентированной;
  4. смыслопоисковой;
  5. личностного саморазвития.

С п о с о б н ы   р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:

– самостоятельно читать книги;

– высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;

– работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

  1. Чуракова Н. А. Литературное чтение. 4 класс: в двух частях. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2007.
  2. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 4 кл. -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.

Дополнительная литература

  1. Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л.В. Беловинского – М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. – 700с.
  2. Локшина С.М.  Краткий словарь иностранных слов. Изд. 5-е, стереотип. М.: «Русский язык», 1977. – 351с.
  3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л.А.Чешко. изд. 4-е,репрод. М.: «Русский язык», 1975. – 600с.

Материалы

  1. Демонстрационный материал. Портреты писателей и поэтов
  2. Репродукции картин русских художников

Мультимедийные материалы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2009
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2009
  3. Аудиокнига. Библиотека сказок. Том 1
  4. Аудиокнига. Библиотека сказок. Том 3
  5. Мультимедийные презентации.

Формы и средства контроля

        Контроль и оценка результатов обучения строится на основе рекомендаций инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах в 2009-2010 учебном году» Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.

Для контроля за освоением  программного материала используются проверочные работы (1 раз в четверть), комплексные проверки техники чтения (2 раза в год), чтение наизусть поэтических произведений (2 раза в четверть). Причем, согласно требованиям стандарта, при анализе сформированности навыка чтения такой показатель, как скорость чтения вслух, приобретает второстепенное значение, подчиняется смысловой стороне. Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших обще-учебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

Т.о., при оценке сформированности навыка чтения учитываются:

1) осознанность чтения (понимание смысла и основной идеи прочитанного);

2) скорость, правильность и способ чтения;

3) выразительность чтения (умение интонировать, соблюдать смысловые паузы, расставлять логические ударения).

Скорость чтения проверяется во время самозамеров 1 раз в месяц, когда по сигналу учителя дети в течение двух минут одновременно читают один и тот же текст, а затем подсчитывают количество прочитанных слов. При этом сравниваются результаты каждого ребенка только с его же собственными предыдущими результатами.  Комплексная проверка проводится в конце каждого полугодия.

В  4 классе – проверяется сформированность умения читать целыми словосочетаниями  и предложениями; достижение осмысления текста, рочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115 – 120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания  текста после чтения учитель задает вопросы.

        Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими и дифференцированными.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:        

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более 2);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделит основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общепринятым.

Темп и оценивание чтения

I четверть

II четверть         

III четверть

IV четверть

4-й класс

70-74 сл/м

75-80 сл/м

81-90 сл/м

91 -95 сл/м

        

Объём, оцениваемый при выразительном чтении:

2 класс- ¼ страницы               3 класс- 1/3 стр.           4 класс- ½ стр.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

4 «Г» класс

Учебник Н.А. Чураковой

3 часа в неделю (102ч.)

№ п/п

Дата

Система уроков

Педагогические средства

Вид

деятельности

 учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 1. Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком

1

 Пословицы русского земледельца.

В.И. Даль - собиратель пословиц русского народа

Проблемные

задания, презентация «Пословицы»

Коллективная

Иметь представления о  фольклорных произведениях

Иметь представления о структуре пословиц.

Знать способы вынесения нравственной оценки в пословице и в поговорке

Работа со словарем В. Даля

Часть 1

с. 3-5

В. Даль «Пословицы русского народа»

2

 Законы волшебной сказки

 

Упражнения в чтении

Парная, индивидуальная

Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных

Иметь представления о структуре пословиц.

Знать способы вынесения нравственной оценки в пословице и в поговорке

Работа с текстом

с. 6-20

А. Афанасьев сборник сказок

3

Сказка «Морской царь» и Василиса Премудрая из сборника А. Афанасьева

Упражнения в чтении

Парная, индивидуальная

Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных

Работа с текстом

с. 6-20

А. Афанасьев сборник сказок

4

Сказка «Морской царь» и Василиса Премудрая из сборника А. Афанасьева

Упражнения в чтении

Парная, индивидуальная

Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных

Иметь представления о структуре пословиц.

Знать способы вынесения нравственной оценки в пословице и в поговорке

Работа с текстом

с. 6-20

А. Афанасьев сборник сказок

1

2

3

4

5

6

8

9

5

Сказка «Морской царь» и Василиса Премудрая из сборника А. Афанасьева

Упражнения в чтении

Парная, индивидуальная

Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных

Работа с текстом

с. 6-20

А. Афанасьев сборник сказок

6

Сказка «Морской царь» и Василиса Премудрая из сборника А. Афанасьева

Упражнения в чтении

Парная, индивидуальная

Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных

Работа с текстом

с. 6-20

А. Афанасьев сборник сказок

7

«Садко». Черты былины и сказки в тексте

Проблемные

задания

Парная

Уметь отличать былину от сказки

Уметь находить средства художественной выразительности текста

Работа с текстом

с. 21-25

Н. Рерих «Заморские гости»

8

Приметы исторического времени в былине

Групповая, индивидуальная, парная

Работа с текстом

с. 26-30

Н. Рерих «Заморские гости»

9

 Художественные особенности былины

Упражнения в чтении

Групповая, индивидуальная, парная

Работа с текстом

с. 31-38

Н. Рерих «Заморские гости»

10

Картинная галерея: Н. Рерих «Заморские гости»

Групповая, индивидуальная, парная

Уметь находить средства художественной выразительности текста

Работа с текстом

с. 21-38

Н. Рерих «Заморские гости»

11

 Наедине с книгой. Мир сказки

Упражнения в чтении

Групповая, индивидуальная, парная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 2.  Авторская литература: время во власти человека

12

Человек – хозяин и творец времени.

Упражнение в чтении, беседа

Коллективная

Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки

Иметь представление об особенностях авторской литературы

Работа с текстом

с. 40-48

Джанни Родари

13

Дж. Родари «Старинный календарь планеты Новогодних Елок»

Упражнения в чтении

Групповая, индивидуальная, парная

Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки

Иметь представление об особенностях авторской литературы

Работа с текстом

с. 40-48

Джанни Родари

14

А. Вознесенский «Какое несимметричное время …», «Тихо-тихо…»

Анализ, сравнение

Индивидуальная

Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении

с. 48-49

А. Вознесенский (портрет), сборник стихов

15

Образ весны и ручьев в стихотворениях Ф. Тютчева «Весенние воды», Н. Матвеевой «В лощинах снег…»

Упражнение в чтении, проблемные задания

Индивидуальная, групповой

Уметь находить в стихотворении слова, содержащие звукозапись, сравнения, олицетворения, рифмующие слова

Работа со словарем литературных терминов

с. 50-51

Ф.Тютчев, словарь литературных терминов

16

Образ весны и ручьев в стихотворении Б. Пастернака «Опять весна»

Упражнение в чтении, описание картины

Коллективная, индивидуальная

Уметь находить средства художественной выразительности

Работа с иллюстрацией

с. 52-54

Картина В. Серова «Зимой»

17

Чудесное весеннее преображение А. Ахматова «Перед весной бывают такие дни»

Коллективная, индивидуальная

с. 52-54

Картина В. Серова «Зимой

18

Наедине с книгой. Время во власти автора

Коллективная, индивидуальная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 3. «Крутим барабан времени»

19

Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

Проблемные

задания

Коллективная, парная

Уметь: 

- выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи;

- делить текст на части, составлять план.

Иметь представление  о литературном способе сравнительного анализа жизни  временного человека  с жизнью его ровесника, жившего сто лет назад

Работа с текстом

с. 56-71

Л. Андреев

М. Добужинский

«Окно парикмахерской»

В. Маковский «Свидание»

20

Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение

Проблемные

задания

Коллективная, парная

Работа с текстом

21

Литературный герой и его прототип

Проблемные

задания

Коллективная, парная

Работа с текстом

22

Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А. Чехова «Ванька»)

Беседа, сравнение, рисование словесных картин

Индивидуальная

Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений

Иметь представление о  времени жизни литературных героев

Работа с текстом, работа с иллюстрацией

с. 71-78

А.Чехов «Ванька»

В. Маковский

«Две матери»,

Н. Богданов-Бельский «Дети»

23

 Такие похожие разные судьбы

Индивидуальная

Работа с текстом, работа с иллюстрацией

24

Наедине с книгой. А. Гайдар «Тимур и его команда»

Индивидуальная

Работа с текстом, работа с иллюстрацией

25

Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»

Упражнение в чтении

Индивидуальная, групповая

Уметь:

- выделять ценности лирических героев: общение, игра, дружба, изобретательность;

- находить риторические вопросы;

- передавать при чтении характер и тональность лирического произведения

Работа со стихами (анализ, выразительное чтение)

с. 79-84

Стихи В. Берестова

26

Мир семьи в стихотворениях В. Берестова «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография»

Проблемные

задания, работа над выразительным чтением

Коллективная, парная

Уметь:

- выделять части в стихотворении;

- видеть в жизненном опыте мальчиков островки детства, надежды, воспоминания

27

 Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний

парная

Глава 4.  Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке  

28

 В  реальном мире волшебной повести-сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события

Уметь анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 86-97

29

Особенности волшебного мира в авторской сказке

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 97-100

30

Особенности волшебного мира в авторской сказке

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 101-107

31

Особенности волшебного мира в авторской сказке

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события

Уметь анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 108-112

32

 Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твердом орехе

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 113-130

33

Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твердом орехе

Упражнение в чтении

Работа в парах

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 113-130

34

 Решающий поединок – кульминация сказки

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события

Уметь анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям

Работа с текстом, составление плана текста

 Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 131-140

35

 Финал сказки. В волшебной стране

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 141-155

36

 Финал сказки. В волшебной стране

Упражнение в чтении

Коллективная, индивидуальная

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

с. 141-155

37

Отзыв о повести-сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»

Упражнение в чтении

Групповая, индивидуальная, парная

Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события

Уметь анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям

Работа с текстом, составление плана текста

Э. Гофман

«Щелкунчик»

38

Проверочная работа за I полугодие

Проблемные

задания

Индивидуальная

Работа над текстом

Карточки-задания по вариантам

39

Анализ проверочной работы

Проблемные

задания

Индивидуальная

Карточки-задания по вариантам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

40

Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек»

Беседа, сравнение

Коллективная

Уметь анализировать текст, отвечать на вопросы

Работа над текстом, иллюстрациями

С. Аксаков «Аленький цветочек»

41

Реальное и фантастическое в поэзии М. Волошин

«Зеленый вал»,

Д. Самойлов «Красная осень»

Упражнение, анализ

Групповая

Уметь находить прием контраста, сравнивать, сопоставлять

Уметь видеть передачу поэтического настроения посредством живописи

Работа над текстом, иллюстрациями

с. 156-158

М. Волошин

«Зеленый вал»

Д. Самойлов «Красная осень»

Картинная галерея: Ф.Васильев

«Перед грозой»

И.Айвазовский «Девятый вал»

42

 «…Вода и камень, земля и небо, лед и пламень…» (урок поэзии)

Упражнение, анализ

Групповая

Работа над текстом, иллюстрациями

Глава 5. Авторская поэзия: мастерская стиха

43

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки»

Упражнение в чтении, беседа

Индивидуальная, парная

Уметь найти рифмующие слова.

Знать парную рифму в детских стихах, в устном народном творчестве и во «взрослой поэзии»

Уметь находить и определять вид рифмы

Работа с текстом,

Наблюдение за облаками

с. 159-161

В. Маяковский «Тучкины штучки»

44

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворении   А. Пушкина «Зимняя дорога»

Упражнение в чтении, беседа

Индивидуальная

Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

Уметь находить и определять вид рифмы

Работа с аудиозаписью, с текстом стихотворения

с. 162-163

Аудиозапись:  

А. Пушкин «Зимняя дорога», СD «Шедевры русской живописи»

45

Особенности рифмовки в стихотворениях А. Белого «Весна», Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», С Маршака «Как поработала зима!»

Упражнение в чтении

Групповая, индивидуальная

Уметь находить

рифму

Уметь находить и определять вид рифмы

Работа с текстом стихотворения

с. 163-164

А. Белый «Весна». Ф. Тютчев «Как весел грохот …» С. Маршак «Как поработала зима!»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

46

Три вида рифмы – три разных образа. А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя»

Практическая работа

Индивидуальная, парная

Уметь выразительно читать стихотворение

Уметь находить и определять вид рифмы

Работа с текстом стихотворения

с. 165

А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя»

47

Тайны поэзии. В мастерской А. Фета и мастерской

В. Хлебникова

Упражнение в чтении, практическая работа

Индивидуальная, коллективная

Уметь найти средства художественной выразительности в стихотворении

Иметь представление об особенности построения такого жанра как заклятие

Уметь увидеть переживания лирического героя

Работа с текстом стихотворения

с. 166-169

А. Фет «Это утро, радость эта…»

В. Хлебников «Заклятие смехом» Картинная галерея: А. Лентулов «Василий Блаженный», В. Кандинский «Два овала»

48

Тайны поэзии. В мастерской А. Фета и мастерской

В. Хлебникова

Упражнение в чтении, практическая работа

Индивидуальная, коллективная

Работа с текстом стихотворения

49

Авторский почерк в переводах хокку

Проблемные, задания, беседа

Групповая, индивидуальная

Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приемы контраста в стихотворениях

Уметь проводить сравнительный анализ.

Иметь представление о том, что каждому переводчику присуще свое восприятие жизни, своя интонация    

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрацией

с. 169-172

50

Авторский почерк в переводах хокку

Проблемные, задания, беседа

Групповая, индивидуальная

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрацией

с. 169-172

51

Наедине с книгой. «Союз любимцев вечных муз

Упражнение в чтении, беседа

Коллективная

Уметь анализировать текст, отвечать на вопросы

Работа с текстом стихотворения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 6. Планета поэзии. От великого до малого

52

Древний и современный гимн

Проблемные

задания

Индивидуальная, коллективная

Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.

Уметь обнаружить сходство композиций болгарской ико-ны «Св. Димитрия»  и картины  К.  Петров-Водкин «Купание красного коня».

Знать, что античный гимн – это обращение к великой Природе, которая превыше богов; Российский гимн – обращение к России, к Отечеству.

Уметь провести сравнительный анализ композиций болгарской иконы «Св. Димитрия» и картины К. Петров-Водкин «Купание красного коня».

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрацией

Часть 2

с. 4-6

Античный гимн  Природе, гимн России

Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание красного коня», болгарская икона «Св. Димитрий»

53

Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Проблемные задания, беседа

Индивидуальная

Уметь выразительно читать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения

Иметь представление об Отечественной войне 1812 года

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрациями

с. 7-11

Аудиозапись

М. Лермонтов «Бородино», иллюстрации

54

Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Проблемные задания, беседа

Индивидуальная

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрациями

55

В. Берестов «Прогулка с Чуковским», «Сиротская зима», «В  эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир»

Упражнение в чтении, беседа

Фронтальная

Уметь найти приемы сравнения и контактов как выразительные средства

Уметь найти средства выразительности в картинах, понять что натюрморт – жанр живописи, который рассказывает не столько о предметах, сколько о людях

Знать, что искусство – это сила, которая сплачивает  людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрациями

с. 12-18

В. Берестов «Прогулка с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир»

Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

56

Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихов

Упражнение в чтении, беседа

Индивидуальная

Уметь найти выразительные средства

Работа с текстом стихотворения

57

Наедине с книгой. Лирика военных лет

Проблемные задания, беседа

Индивидуальная

Уметь найти выразительные средства

Работа с текстом стихотворения

Глава 7. Мир драмы. Где искать автора?  

58

Что такое пьеса? М. Метерлинк «Синяя птица»

Проблемные задания, беседа

Групповая, индивидуальная, парная

Знать, что драма – это вид литературного повествования.

Иметь представление о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру.

Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев

Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок – комментариев

Работа с текстом, иллюстрациями

М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 20-22

59

Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»

Групповая, индивидуальная, парная

Работа с текстом, иллюстрациями

М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 22-37

60

 Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»

Групповая, индивидуальная, парная

Работа с текстом, иллюстрациями

 М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 22-37

1

2

3

4

5

6

7

8

9

61

 В «чужом» мире Страны Воспоминаний

Групповая, индивидуальная, парная

Знать, что драма – это вид литературного повествования.

Иметь представление о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру.

Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок - комментариев

Работа с текстом, иллюстрациями

М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 38-48

62

В «чужом» мире царицы Ночи

Групповая, индивидуальная, парная

Работа с текстом, иллюстрациями

 М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 48-56

63

Постижение истинного смысла вещей. Еще один шаг к познанию идеи пьесы

Групповая, индивидуальная, парная

Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев

Работа с текстом, иллюстрациями

М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 57-68

64

В Царстве Будущего

Групповая, индивидуальная, парная

Знать, что драма – это вид литературного повествования.

Иметь представление о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру.

Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев

Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок - комментариев

Работа с текстом, иллюстрациями

М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 68-75

65

Прощание с душами предметов. Образ Души Света, Кошки, Пса

Групповая, индивидуальная, парная

Работа с текстом, иллюстрациями

М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 76-81

66

Итог пьесы – обретение Истинного Зрения

Групповая, индивидуальная, парная

Работа с текстом, иллюстрациями

М. Метерлинк

«Синяя птица»

с. 81-91

67

Конкурс инсценировок

Индивидуальная, парная

М. Метерлинк

«Синяя птица»

68

 Конкурс инсценировок

Индивидуальная, парная

69

Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца»

Проблемные

задания

Индивидуальная, парная

Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

Работа с текстом стихотворения

с. 92-93

В. Бальмонт

«Аромат солнца»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

70

Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы

Проблемные

задания

Групповая, индивидуальная

Уметь сравнивать хокку: первое - поэтическое, во втором более утонченное и поэтическое восприятие мира, несмотря на то, что лирический герой начинает выражать ее очень буднично

Работа с текстом стихотворения

с. 93-94

Хокку

Кобояси Исса в переводе В. Марковой

Картинная галерея А. Матисс «Красные рыбы»,

Г. Климт «Поле маков»

71

Наедине с книгой. Читаю пьесу С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Рассказ, беседа

Коллективная

Работа с текстом, с иллюстрацией

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 8. Вселенная прозы. Автор – и великий актер, и поэт

72

Мир глазами трехлетнего ребенка (по рассказу А.П. Чехова «Гриша»)

Проблемные задания, беседа

Групповая

Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка.

Уметь:

- пересказать отрывок текста;

- видеть сравнение и подражание

Уметь видеть контраст между свежим детским восприятием

с. 95-101

А.П.Чехов

«Гриша»

Картинная галерея: А. Матисс «Семейный портрет», П. Филонов «Семья крестьянина

73

Мир глазами трехлетнего ребенка (по рассказу А.П. Чехова «Гриша»)

Проблемные задания, беседа

Групповая

Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка.

Уметь:

- пересказать отрывок текста;

- видеть сравнение и подражание

Уметь видеть контраст между свежим детским восприятием

с. 95-101

А.П.Чехов

«Гриша»

Картинная галерея: А. Матисс «Семейный портрет», П. Филонов «Семья крестьянина

74

Мир детей и мир взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»

Чтение, анализ текста

Коллективная, индивидуальная

Знать, что рассказ написан от лица автора, но на мир автор старается смотреть глазами волчицы

Работа с текстом

с. 102-110

А.П.Чехов

«Белолобый»

75

Мир детей и мир взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»

Чтение, анализ текста

Коллективная, индивидуальная

Знать, что рассказ написан от лица автора, но на мир автор старается смотреть глазами волчицы

Работа с текстом

с. 102-110

А.П.Чехов

«Белолобый»

76

 Знакомьтесь - дневник, написанный собакой

(С. Черный «Дневник фокса Микки»)

Проблемные

задания

Индивидуальная, парная, коллективная

Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий; и это делает этот жанр родственным поэзии.

Уметь найти средства выразительности в картине

Работа с текстом учебника, с иллюстрацией

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

с. 110-119

77

 Знакомьтесь - дневник, написанный собакой

(С. Черный «Дневник фокса Микки»)

Индивидуальная, парная

Работа с текстом учебника, с иллюстрацией

 Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

с. 110-119

78

 Главный герой. Его характер

Индивидуальная, парная

Работа с текстом учебника, с иллюстрацией

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

с. 119-124

79

 Главный герой. Его характер

Индивидуальная, парная

Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий; и это делает этот жанр родственным поэзии.

Уметь найти средства выразительности в картине

Работа с текстом, с иллюстрацией

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

с. 119-124

1

2

3

4

5

7

8

9

80

 Кульминация повести. Ее развязка

Работа с текстом, с иллюстрацией

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

с. 124-132

Б. Кустодиев «Порт-рет дочери Ирины с собакой Шумкой»

81

Наедине с книгой. Автор – актер

Рассказ, беседа

Коллективная

Работа с текстом, с иллюстрацией

Глава 9.  Поэт, природа и время

82

А. Вознесенский «Жадным взором василиска…», «Поставь в стакан замедленную астру..», «Выгнувши шею назад осторожно..»

Упражнение в чтении, беседа, анализ стихотворения

Индивидуальная, парная

Уметь:

- найти в стихотворении прием сравнения и гиперболы;

- выделить такие средства выразительности как этикет, обнаружить игру слов: астра - астронавты;

- иметь представление о том, что у поэта рождаются ассоциации сравнения, что поэт любит природу, смотрит на нее не банальным взглядом, а поэтическим

Работа с текстом стихотворения

с. 133-136

А. Вознесенский «Жадным взором Василиска…»» Поставь в стакан...», «Выгнувши шею назад…»

83

Человек и природа в стихотворениях Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна»

Выразительное чтение, беседа

Коллективная, индивидуальная

Иметь представление о звуковом образе летнего и весеннего месяца.

Уметь найти в тексте звукозапись

Уметь найти олицетворение, сравнение, метафоры, образное сравнение – средства, используемые для создания настроения ощущения окружающей действительности

Работа с текстом стихотворения

с. 136-137

Н. Асеев «Июнь»

К. Некрасова «Весна»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

84

Природа, увиденная глазами поэта, художника Н. Заболоцкий «Весна в лесу»

Проблемные задания, беседа

Индивидуальная, коллективная

Уметь найти средства выразительности авторской поэзии живописи

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрацией

с. 138-140

Н. Заболоцкий «Весна в лесу»

Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара

85

Поэт и природа

Проблемные задания, беседа

Индивидуальная, коллективная

Уметь найти средства выразительности авторской поэзии живописи

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрацией

с. 138-140

Н. Заболоцкий «Весна в лесу»

Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара

86

Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «В небе тают облака»

Чтение, ответы на вопросы

Индивидуальная, парная

Уметь выделять повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение

Работа с текстом

с. 140-144

Ф. Тютчев «В небе тают облака…»

С. Козлов «Если меня совсем нет»

87

Вечные ценности в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет»

Чтение, ответы на вопросы

Индивидуальная, парная

Уметь выделять повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение

Работа с текстом

с. 140-144

Ф. Тютчев «В небе тают облака…»

С. Козлов «Если меня совсем нет»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

88

Наедине с книгой. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Рассказ, беседа

Коллективная

Работа с текстом, с иллюстрацией

Глава 10. Перекресток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа

89

Сила мечты и любви по рассказу

А. Куприна «Слон»

Составление плана

Коллективная, индивидуальная

Уметь составить план текста, пересказать по плану

Уметь выделить главную идею литературного произведения

Работа с текстом

с. 146-149

А. Куприн «Слон»

90

Сила мечты и любви по рассказу

А. Куприна «Слон»

Составление плана

Коллективная, индивидуальная

Уметь составить план текста, пересказать по плану

Уметь выделить главную идею литературного произведения

Работа с текстом

с. 150-153

А. Куприн «Слон»

91

Сила мечты и любви по рассказу

А. Куприна «Слон»

Составление плана

Коллективная, индивидуальная

Уметь составить план текста, пересказать по плану

Уметь выделить главную идею литературного произведения

Работа с текстом

с. 154-158

А. Куприн «Слон»

92

Сила мечты и любви по стихотворению М. Карема «Ослик»

Проблемные задачи, беседа

Индивидуальная, коллективная

Иметь представление о том, что произведение в учебнике связаны не по формально - тематическим признакам, но исходя из единства обсуждаемых проблем

Уметь сравнивать литературное и художественное произведение

Работа с текстом, с иллюстрацией.

с. 158-159

М. Карем

«Ослик»

Картинная галерея:

Пикассо «Мать и дитя»

93

 А. Фет «Воздушный город»

Проблемные задания, беседа

Индивидуальная, парная

Уметь различать разные функции художественного слова, лирическое настроение, контраст.

Иметь представление о том, что стихотворение не просто текст, но ума и сердца плод фантазии и озарения из воздушных замков, которые бессмертны.

Иметь представление о том, что цветные мелки, обладающие некоторой сыпучестью – техника чуть хрупкое, подходит для изображения бесцветных изменчивых облаков

Уметь анализировать картину

Работа с текстом, с иллюстрацией

с. 159-162

А. Фет «Воздушный город»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

94

Б. Заходер «Воздушные замки»

Проблемные задания, беседа

Индивидуальная, парная

Уметь различать разные функции художественного слова, лирическое настроение, контраст.

Иметь представление о том, что стихотворение не просто текст, но ума и сердца плод фантазии и озарения из воздушных замков, которые бессмертны.

Иметь представление о том, что цветные мелки, обладающие некоторой сыпучестью – техника чуть хрупкое, подходит для изображения бесцветных изменчивых облаков

Уметь анализировать картину

Работа с текстом, с иллюстрацией

с. 159-162

Б. Заходер «Воздушные замки». Картинная галерея: М. Чюрленис «Корабли», К. Петров-Водкин «Голова узбекского мальчика»

95

М. Мориц «Большой лошадиный секрет»

Проблемные

задания

Коллективная

Уметь увидеть образ лебединых лошадей – это образ с древними корнями

Работа с текстом

с. 162-163

М. Мориц «Большой лошадиный секрет»

96

Красивый человек. Какой он?

Ф. Искандер

«Рассказ о море»

Чтение анализ текста

Индивидуальная, коллективная

Иметь представление о том, что это рассказ о духовном взрослении мальчика

Работа с текстом

с. 164-170

Ф. Искандер

«Рассказ о море»

97

 Проверочная работа за II полугодие

Проблемные

задания

Индивидуальная

Работа над текстом

Карточки-задания по вариантам

98

Анализ проверочной работы

Проблемные

задания

Индивидуальная

Работа над текстом

Карточки-задания по вариантам

99

Мир авторской сказки С. Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы»

Проблемные

задания

Индивидуальная

Иметь представление о кумулятивной цепочке

Уметь сравнивать авторскую и народную сказки

Работа с текстом, иллюстрацией

с. 170-173

С. Козлов «Теплым тихим утром

посреди зимы»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

100

Сложный ответ на простой вопрос

В. Маяковский «А вы могли бы?»

Упражнения в чтении, описание картины

Индивидуальная, коллективная

Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

Иметь представление о том, что В. Маяковский (устами своего лирического героя) предлагает  нам покончить со скучным и серым восприятием мира; также воспринимает и Марк Шагал

Работа с текстом

с. 174

В. Маяковский  «А вы могли бы?»

Картинная галерея:

М. Шагал «День рождения»

101

Наедине с книгой.

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Рассказ, беседа, ответы на вопросы

Коллективная

Работа с текстом, с иллюстрацией

102

Обобщающий урок

Беседа, ответы на вопросы

Коллективная

Работа с текстом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...