Обобщающий урок по теме "Литературные сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Менджул Зинаида Алексеевна

Обобщающий урок-игра "Крестики-нолики" по теме "Литературные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mendzhul.z.a._urok_chteniya_v_4_klasse.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Чисменская СОШ» п.Чисмена Волоколамского района Московской области

Учитель начальных классов  Менджул Зинаида Алексеевна

МОУ «Чисменская средняя общеобразовательная школа»

Урок чтения в 4 классе

Учитель начальных классов

 Менджул Зинаида Алексеевна

П. Чисмена, 2008год

  1. Обобщить знания детей по изученному разделу;
  2. Учить работать сообща;
  3. Развивать память, творческие способности учащихся, мышление.

  1. Компьютер, мультимедийная установка;
  2. Табло для подсчета очков;
  3. Карточки с изображением крестиков и ноликов;
  4. Карточки с заданием.

(дети вытягивают карточки и делятся на две команды «Х» и «О» -крестики и нолики.)

- Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на информационно – развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут6 конкурсов. Тема игры «Литературные сказки».

- Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса проводится итог, который отмечается в игровом поле знаком команды. В игре побеждает та команда, у которых знаков окажется больше.

  1. Конкурс «Разминка»

- Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (вопросы на слайдах №3-12)

  1. Продаю пиявок. Цена договорная.  (Дуремар)  слайд №4
  2. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан) слайд №5
  3. Бюро знакомств «Очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка) слайд №6
  4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит) слайд №7
  5. Сплю,  и вижу принца. (Спящая красавица  и молодая царевна) слайд №8
  6. Охранному агентству  на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор) слайд №9
  7. Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда) слайд №10
  8. Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки.(Белочка) слайд №11

                           - Что объединяет героев этих сказок? (это герои литературных сказок )

                           - Какая сказка в этом списке лишняя?

  1. Конкурс «Узнай автора»

- Вам нужно назвать полные имена писателей, и коротко рассказать их биографию.

  1. Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов 1879-1950)
  2. Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными( Сергей Тимофеевич Аксаков 1791-1859)
  3. Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888)
  4. Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы.( Владимир Фёдорович Одоевский 1803-1869)
  1. Конкурс «Рассуждай-ка»

-Вам нужно ответить на вопросы, которые вытяните на карточках.

Карточка №1

  1. Объясните своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной. Приведите примеры.
  2. Сказки из данного раздела близки к народным сказкам  или существенно от них отличаются? Почему так считаете?

                         Карточка №2

  1. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения?  Объясните. Приведите примеры.
  2. Представьте, что писатель не использовал бы этот приём. Что бы тогда произошло? Как изменилось бы  его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?
  1. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках»

- Отгадайте слово, вспомните в какой сказке, прочитанной  на  последних уроках встречается этот предмет и доказать отрывком.

  1. Он поёт месяц, а  ворона каркает целый год.
  2. Ласточка день начинает, а он кончает.
  3. Не нужна ему золотая клетка, а лучше зелёная ветка.

(соловей)в сказке Гаршина «Сказка о жабе и розе»

  1. Мал горшок, да её варит.
  2. Сам её заварил, сам и расхлёбывай.
  3. Её маслом не испортишь.

(каша) в сказке Бажова «Серебряное копытце»

  1. Конкурс «Кроссворд»

     №1 «Волшебные предметы»

  1. …-невидимка
  2. …-самобранка
  3. …-самогуды
  4. …-самолёт
  5. …-кладенец
  6. …-семицветик
  7. …-скороходы
  8. В выделенных клетках волшебная-…

(шапка, скатерть, гусли, ковёр, меч, цветник, сапоги,палочка)

№2 «Тайна чудища»

  1. Материал, из которого был изготовлен подарок для старшей дочери купца: фарфор, стекло, золото.
  2. Место, где рос аленький цветочек: лес, луг, сад.
  3. Чудище подарило купцу волшебный: башмачок, перстень, колпачок.
  4. Старшая дочь купца просила привезти ей: венец, ковёр, рубин.
  5. В чудище злой волшебницей был превращён: барон, князь, принц.

(золото, сад, перстень, венец, принц, ларец)

  1. Конкурс «Герои сказок»

Вспомнить как можно больше героев сказки за определённое время.

  1. Городок в табакерке.
  2. Аленький цветочек.
  3. Сказка о жабе и розе.
  4. Серебряное копытце.

Вот и кончилась игра.

Расходиться нам пора…

На табло взгляните все –

Подведём итог игре.                                   Подсчёт Х и О. Награждение победителей.

Литература:

  1. Учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.,М. Просвещение, 2007
  2. Поурочное планирование к учебнику Л.Ф.Климановой, И.В.Клюхина, М.Вако, 2007
  3. Начальная школа №6,2006