Задания для обобщающего урока по волшебным сказкам в 3 классе
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Задания для обобщающего урока по литературному чтению "Волшебные сказки" с использованием метода "Конвейер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_otkrytomu_uroku2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

3 группа

Задание для 1 группы

Взять заготовку будущей книги. Продолжить работу по восстановлению последовательности сказки. Также нужно вырезать из бумаги  персонажей  сказки и приклеить в указанном месте. Из предложенных концовок — выбрать одну. Вырезать и приклеить.

Задание для 2 группы

 Взять заготовку будущей книги. В папке № 3 из предложенных вариантов зачина, выбрать один, затем вырезать и приклеить в книгу. Начать работу по восстановлению последовательности событий.

Задание для 3 группы

Оформить лэпбук по образцу, используя  видео «Делаем красочный  лэпбук» и канцелярские принадлежности.

Итоговое задание для 3 группы

Проверить все предыдущие задания. Если есть ошибки - исправить. Заполнить лэпбук и подготовить текст выступления для защиты проекта.

Приложение 1

Зачин

 Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь.

  Жил-был царь.

  В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

Концовка

Я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало.

Кто не верит, – пусть проверит.

Тут и сказки конец, а кто слушал - молодец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.  

Опорные предложения для создания основной части сказки.

У него была дочь–красавица Аврора. Решил он ее замуж выдать. На балу было весело! Вдруг погасли все свечи, оторвались шторы и появился злой колдун Там-Там. Он подошел к царю и попросил руки его дочери. Царь дал отказ. Тогда злой колдун разозлился, зарычал и превратил царевну в яблоню. И исчез.

Третье испытание тоже далось тяжело. Деревья хватали принца своими ветками, а дорожки сбивали с пути. Но волшебный клубок помог Чарльзу преодолеть препятствия. Он катился прямо к избушке. Лесная Колдунья сжалилась над принцем и рассказала заклинание.

Вернулся принц после испытаний в город. Пришел к яблони. Полил ее Живой Водой, посадил на ветку Жар-Птицу и произнес заклинания. Яблоня исчезла, а на ее место стояла Аврора

Добровольцев долго искать не пришлось! На следующий же день как всегда, выйдя на крыльцо, царь увидел карету. В ней сидел принц Чарльз из соседнего королевства. Увидев яблоню, принц попросил остановить карету. 

Сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Для второго испытания принц использовал зеркало. Положил его Чарльз на пенек и ждал пока Жар-Птица любоваться на себя придет. А зеркало так ярко блестело, что не заметила дивная птица, как юноша подошел сзади и накинул на нее мешок.

Один из волшебников в городе знал, как снять чары. Это было не просто. Нужно было пройти 3 сложных испытания: достать Живой Воды с самой высокой горы, принести Жар-Птицу и узнать слова заклинания у Лесной Колдуньи.

Первое испытание далось тяжело принцу. Холодно было в горах, продрог до пят юноша. Если бы не ковер-самолет, вовсе бы до смерти замерз. Но Живой Воды достал.

Царь горевал. Все время поливал, рыхлил дерево. Так прошло два месяца. Царь позвал к себе всех волшебников и сказал: "Кто снимет с моей дочери заклятие, тому я отдам ее в жены и еще полцарства. "

Добрый волшебник дал Чарльзу 3 волшебных предмета: клубок, зеркало, ковер-самолет.

1 группа

Используя собственные знания и различные источники информации, ответьте на вопросы.

Задания для 1 группы

1. Что такое сказка?

2. Кто является автором сказок. Какие представления народа отразились в сказках?

3. Кто такие иллюстраторы? Каких иллюстраторов вы знаете? Расскажите кратко о них. Сопоставьте портрет художника и ФИО, автора и иллюстрацию.

Задания для 2 группы

4. Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.

5. О чем повествуется в волшебных сказках. Приведите примеры волшебных сказок.

6. О чем повествуется в сказках о животных? Приведите примеры сказок о животных.

Задания для 3 группы

7. О чем повествуются в бытовых сказках? Приведите примеры бытовых сказок.

8. Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

9. Перечислите художественные приёмы сказок.

Итоговое задание для  1 группы

  1. . Проверить все предыдущие ответы, используя различные источники информации. Если есть ошибки – исправить.
  2. . Подготовиться к публичному чтению получившейся статьи. При выступлении необходимо использовать иллюстрации и портреты из Приложения 2.

Приложение 1.

  1. . Сказка- это___________________ произведение о ____________________ событиях,_________________ приключениях героев.
  2. . Сказки сочинялись в глубокой ______________ и передавались из уст в _______________ талантливыми людьми из народа. В сказках выражена вера в победу_________ над _________, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.
  3. . Иллюстраторы – это _________________, которые рисуют ___________________ для книг, помогающие понять содержания книги, лучше представить ее __________________. Известный иллюстратор __________________________прожил долгую и плодотворную жизнь. Творчество _________________ можно отнести к былинно-историческому, романтическому направлению живописи. Он создал много произведений на тему русского фольклора. Например:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другой известный иллюстратор ________________________________,

русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников.  Родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии. ____________________________ иллюстрировал такие произведения, как:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

1.____________________________,

2. _____________________________,

3. _____________________________.

В ___________________________, повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть.

В___________________________действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень.

Героями ___________________________ являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя.

В ____________________ сказках повествуется о ___________________ героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от _________, достать какой-нибудь _____________ предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые _______________, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются _________________, ____________________,________________и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

В сказках о______________________ действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: ____________________,___________________,________________________,_____________________,___________________. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями ________________________сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и _____________ побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются_____________________, их жадность, ____________, ___________________.

В сказке есть ___________, _________________________произведения  и _____________________.

_____________________ нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

 ___________________________________это центральное действие сказки и развязка. Именно в этой части происходят волшебные превращения, произносятся магические слова, встречаются предметы или животные помощники, обладающие волшебным даром .

Завершаются сказки ________________: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». _______________ возвращает нас в реальный мир.

Художественные особенности:

- повторы слов, выражений и эпизодов;

- _______________________________(«Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

- _______________________________ (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

- _______________________________(красная девица, добрый молодец, чистое поле).

Приложение

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев. Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад. В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.

 Иллюстраторы – это  художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут...

Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую и плодотворную жизнь (1848-1926), родился он в 1848 году в небольшом городке Лопьял в Вятской губернии. Семья была религиозна, отец был священником, Виктор пошел закончил духовное училище, а затем и семинарию, но священником не стал, а уехал учиться дальше - в Санкт-Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1875 году. С 1869 года Васнецов выставляет свои картины на выставках, а в 1893 году становиться действительным членом Академии художеств. Васнецов был женат, в браке у него родилось пятеро детей. Брат Васнецова также был художником (Апполинарий Васнецов). Умер Васнецов в 1926 году в Москве.

Творчество Васнецова можно отнести к былинно-историческому, романтическому направлению живописи. Он создал много произведений на тему русского фольклора. Наиболее известные картины были написаны Васнецовым в период с 1880 по 1900 годы:

Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников.  Родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии — ушёл из жизни 7 февраля 1942 года в Ленинграде. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Иван Яковлевич Билибин иллюстрировал такие произведения, как:

  • 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
  • 1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»
  • 1899 — «Царевна-Лягушка»
  • 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
  • 1900—1901 — «Марья Моревна»
  • 1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 — «Белая уточка»
  • 1903 — Былина «Вольга»
  • 1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
  • 1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
  • 1908 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
  • 1911 — «Сказки» А. С. Рославлева
  • 1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

- волшебные сказки,

- сказки о животных,

- бытовые сказки.

В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.

- Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

В сказке есть зачин, основная часть произведения и концовка.

Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

Художественные особенности:

- повторы слов, выражений и эпизодов;

- использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

- троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

- постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". 2 класс. Чтение. "Школа-2100"

Чтение. Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата".  Урок по программе "Школа-2100" для 2 класс....

Обобщающий урок по теме «Сказки разных народов»)

Обобщающий урок по типам сказок...

Обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина.

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...

Задания для обобщающего урока по волшебным сказкам в 3 классе

Дополнение по волшебным сказкам - 2 группа...

Разработка урока чтения «Волшебные сказки» (2 класс).

1) сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок;2) повторить понятие «сказка», группы сказок;3) развивать творческое мышление учащихся...