Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. (Свиридова)
статья (чтение, 4 класс) по теме

Предлагаю пояснительную записку,  4 класс, по учебнику Свиридовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа   разработана в соответствии

  1. с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования,
  2. примерной программой для четырёхлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова,
  3. авторской программой  курса «Литературное чтение»  Н.А.Чураковой,
  4. психолого-педагогическими основами системы обучения, наце ленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова),  
  5. федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
  6. базисного учебного плана 2004 года,
  7. с учётом возрастных особенностей и уровнем обученности учащихся.

В авторскую программу изменения не внесены.

Цель:  осознание учащимися особенностей ху дожественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно- эстетического опыта младшего школьника.

    Задачи:

■ расширение представления детей об окружающем мире и внут реннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

■ воспитание культуры восприятия художественной литерату ры разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций де тей;

■ развитие  интереса  детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора – интересным;

■ создание условий для постижения школьниками многоплано вости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

■        развитие разнообразных речевых умений школьников, связан ных с процессами:

восприятия художественных произведений (умений осмыс ленного слушания и чтения), интерпретации( выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества( устное и письменное высказывание на свободную тему).

Главные задачи учителя на уроках по «Литературному чтению» в 4 классе:

1) обнаружить в ходе совместного с младшими школьниками исследо вания фольклорных произведений, как в лоне самой народной литерату ры (на материале русской народной волшебной сказки и былины) появ ляются первые признаки рождения авторской литературы:

■        наличие примет конкретного исторического времени (которых не может быть в устном народном творчестве дописьменного периода, по скольку ВРЕМЯ там понимается как ПРИРОДА, а не как ИСТОРИЯ);

2) на материале авторской литературы (в жанрах прозы: авторской волшебной сказки, сказочной повести, рассказа; поэзии: стихотворений; драмы: пьесы) и авторской живописи обнаружить вместе с учащимися:

зарождение сложных переживаний, сложного мира чувств (кото рого также лишено устное народное творчество дописьменного периода, ибо мир чувств в нем всегда представлен в виде четкого противопоставления: добро - зло, плохой - хороший, свой - чужой);

еще одну особенность собственно авторской литературы - ее чут кое реагирование на мир ценностей конкретной исторической эпохи.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводятся 3 часа в неделю.

Содержание программы

(102 часа)

Устное народное творчество.

Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса

Премудрая») и былины («Садко»).

Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.

Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице

(иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.

Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и

лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведени_ях авторской литературы (Джанни Родари). Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.

Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.

Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа:

 (а) событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»);

(б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы);

(в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

(г) богатство и разнообразие художественного языка.

Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев - ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому:

(а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.;

(б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных

средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.

Учебно- методический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Формы контроля

Администра-тивные контрольн. работы

Тестовые работы

Проверочные работы

 1.

Устное народное творчество

1четверть

 1.1.

Волшебная     сказка, былина

3 часа

1 четверть

1 полугодие

1.2.

Социально-бытовая сказка

5 часов

1четверть, 2четверть

1.3.

Природа и происхождение жанра пословицы

1 час

1 четверть

2.

Жизнь жанров фольклора во времени

27 часов

1, 2, 3, 4 четверти

3.

Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии

49 часов

1, 2, 3, 4 четверти

3 четверть

4.

Творческий портрет

8 часов

1, 2, 3, 4 четверти

4 четверть

5.

Навыки чтения

9 часов

1, 2, 3, 4 четверти

2 полугодие (итоговая)

1 четверть

3 четверть

Формы и средства контроля

Плановых контрольных работ - 5  , из них в тестовой форме - 3  и административных контрольных работ - 2 , проверочных работ - 2

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

Обучающиеся должны иметь представление:

  1. о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
  2. о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования;

знать:

  1. наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;

уметь:

  1. читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
  2. выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
  3. выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
  4. воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
  5. находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
  6. практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
  7. рассказывать о любимом писателе, поэте;
  8. устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

  1. правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
  2. заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
  3. ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
  4. самостоятельно читать тексты большого объема;
  5. кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
  6. знать наизусть 15_20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика

К концу 4 класса учащиеся должны:

  1. отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
  2. различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;
  3. обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
  4. отличать художественный текст от научно-популярного;
  5. давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
  6. давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и
  7. поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни - наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет);
  8. давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное
  9. мнение;
  10. полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
  11. полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.

Развитие творческих способностей

К концу 4 класса учащиеся должны:

  1. пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
  2. участвовать в конкурсах чтецов;
  3. писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
  4. писать небольшие по объему сочинения по картине;
  5. устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
  6. научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.).

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Литературное чтение : Учебник для 4 класса: В 2 частях. \ Чуракова Н.А.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
  2. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».4  класс.\ Чуракова Н.А.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  3. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.
  4. Хрестоматия по литературному чтению для 4кл./ Свиридова В.Ю.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010г.
  5. Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы./Круглова Т.А.- Москва: Издательство «Экзамен»,2010г.
  6. Тренажёр по литературному чтению. Подготовка к итоговой аттестации в начальной школе./ Мишакина Т.Л.,Гладкова С.А.- Москва:Издательство «Ювента"
  7. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс. Составитель С.В.Кутявина. – М.: ВАКО, 2010

Оборудование:

1.Портреты поэтов, писателей, художников

2.DVD диск «Уроки Кирилла и Мефодия»

3.Обучающая программа «Мультипликационная Всемирная картинная галерея» / Творческое объединение « Маски».

4.Мультимедийные презентации

5. Волшебный мир картины. Иллюстративный материал. 1-4 класс (диск CD)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по Ю.Свиридовой по ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению с УУД  2 класс по учебнику Ю.Свиридовой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова...

Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова) 1-4 классы

Рабочая программа начального общего образования на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2020 г.)...