Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Андриянова Елена Викторовна

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г. Липецк

                         

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина

Протокол №1 от 26.08.2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________ В.М.Цопа

Приказ № 95-3-о от 27.08.14г.

Рабочая программа по литературному чтению

2 класс

Учитель: Андриянова Е.В.

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная концепция программы – развитие эстетического сознания учащихся, их общее развитие. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, выразить себя в слове, повысить общую культуру человека.

Цели и задачи начального общего образования:

    Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 

Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».

3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.

6. Примерная рабочая программа учебного предмета, курса (или авторская).

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова «Программа по литературному чтению для 2 класса», «Учебная литература», 2013год.

   

Общая характеристика учебного предмета

      В системе начального образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.

    Цели обучения:

 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

     

 В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

 

Формы организации образовательного процесса:

- традиционный урок

- урок в нетрадиционной форме (урок- игра, урок – театр, урок – взаимообучение; урок мудрых мыслей; урок – соревнование; урок – концерт; урок - мюзикл)

- защита проектов

Виды и формы контроля, применяемые за усвоением знаний по литературному чтению:

 - текущий контроль (тестовые задания, защита проектов, пересказ, контрольное чтение, чтение наизусть)

 - промежуточная аттестация (интегрированный зачет)

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по литературному чтению составлена на 140 часов в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (4 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви;

- ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений;

- ценность природы основывается на осознании себя частью природного мира (воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научных произведений);

- ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ученика к литературе как виду искусства;

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества;

- ценность семьи (семья - самая значимая для развития социальная и образовательная среда, литература способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье)

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные:        

У обучающихся будут сформированы:

– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;

– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы:  поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

– способность осознавать свою этническую идентичность.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;

– способности осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;

– умения выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного

– мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;

– представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желания рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания;

- начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;

– понятий о коллективизме, верности в дружбе;

-мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

– менять позиции слушателя, читателя, зри теля в зависимости от учебной задачи;

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

– корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

– выбирать книги для внеклассного чтения.

Познавательные:

Обучающийся научится:

 -  находить в тексте ответ на заданный вопрос;

 -  читать текст, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

 -  обобщать и классифицировать учебныйматериал; формулировать несложные выводы, ориентироваться в содержании учебника;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– понимать информацию, заложенную в вы разительных средствах произведения;

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;

– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

– подбирать слова -  определения для характеристики героев;

– осознавать роль названия произведения;

– осуществлять первоначальный анализ художественного текста;

– сравнивать художественный и научно популярный текст;

-видеть отличия народного и авторского текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

– сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе.

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

– уважать мнение собеседников;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

– понимать контекстную речь взрослых;

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

 Предметные результаты:

   Ориентация в учебнике: различение форзаца, титульного листа, оглавления; предположение по обложке, внутритекстовой информации о содержании предстоящей в учебном году работы; знакомство с системой знаков, героями, сопровождающими ученика на протяжении всего учебника. Актуализация, уточнение правил обращения с книгой.

   Участие в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уточнение представлений о герое литературного произведения.

    Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения.

   Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств.

   Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения. Конструировать монологическое высказывание по теме.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать произведения.

Декламировать стихотворения, инсценировать. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

- Аудирование.

- Чтение вслух. Чтение про себя.

- Говорение.

- Письмо.

- Работа с разными видами текста.

- Работа с учебными, научно-популярными текстами.

- Библиографическая культура.

- Работа с текстом художественного произведения.

Литературоведческая пропедевтика

- Чтение и литература.

- Стихи и проза.

- Литература и устное народное творчество.

- Жанр художественного произведения.

- Средства художественной выразительности.

- Эмоциональный тон произведения.

Творческая деятельность учащихся

- Круг чтения.

- Малые жанры фольклора:

( потешки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки)

- Русские народные сказки:

( «Репка», «Терем мышки», «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка систричка и волк», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей»)

- Зарубежные народные и авторские сказки:

(«Красная Шапочка», «Три поросенка», «Бременские музыканты», «Золушка или Хрустальная туфелька», «Принцесса на горошине»)

- Русские писатели и поэты:

(А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский, А. Толстой,                С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин, Л. Толстой, К. Ушинский, М. Горький)

- Современная русская и зарубежная литература:

(К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер,      В. Берестов, И. Токмакова, Е. Благинина, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Р. Сеф,   Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин,      М. Яснов, А. Усачев, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин, Н. Ламм,            П. Барто, Л. Фадеева, Н. Друк, Г. Виеру, З. Зелк, Дж. Чиарди, Ян Бжехва,    М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова, П. Неруда, японские трехстишия, Е. Чарушин, Н. Сладков,     М. Пришвин, Г. Снигирев, В. Панова, Ф. Кривин, Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, Э. Успенский, г. Осте, Е. Чеповетский, Дж. Родари, А. Милн,     Д. Биссет)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое

планирование

Кол – во

часов

Основные виды

учебной деятельности

1

Вступление или детективное начало

13

Понимать художественный язык текстов. Уметь сравнивать характеры героев, анализировать язык разных видов искусства. Различать научный и художественные тексты.

2

Завязка, тайны искусства

11

Уметь сравнивать поэзию и живопись, работать коллективно и в группе. Освоить прием олицетворения, ритм считалки, сюжет произведения.

3

Погоня за секретами литературы

35

Иметь представление о художественном образе. Видеть иронию и юмор в произведениях. Определять жанр сказок, рассказов. Проявлять исследовательские навыки, работая с дополнительными источниками. Заучивать наизусть стихи и отрывки текстов.

4

Новые загадки следствия

9

Знать специфику жанра авторской сказки в сравнении с народной сказкой. Чувствовать общий эмоциональный тон произведения.

5

Кульминация! Вершина воображения

6

Уметь выявлять характер главных героев. Различать особенности самого жанра. Видеть средства художественной выразительности автора.

6

Вперед по дороге открытий

14

Уметь выделять приемы контраста и олицетворения, следить за развитием сюжета в авторской сказке, сходство и различие авторской и народной сказки.

7

Распутанные тайны

16

Уметь делать сравнительный анализ нескольких текстов, находящихся не рядом в книге. Улавливать характер поэтических вопросов в сказках и стихах. Владеть приемами звукописи.

8

Развязка

36

Знать художественные особенности небылиц, принцип повтора в докучной сказке. Уметь проводить сравнительный анализ себя с героями произведения, исследовать черты характера героев произведений. Читать бегло, целыми словами, с правильной интонацией.

140

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Свиридова В.Ю. «Литературное чтение», учебник для 2 класса: - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.

- Сборник программ для начальной школы (Система Л.В.Занкова) –Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.

- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

- репродукции картин художников и художественные фотографии

- детские книги из круга детского чтения

- портреты поэтов и писателей

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок

- Компьютер

- интерактивная доска

- фотокамера

-экранно-звуковые пособия

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов

по плану       факт.

Календарные сроки

по плану           факт.

Примеч

Вступление или детективное начало (13 часов)

1

Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Характер лирического героя в рассказе

1

2

В.Драгунский «Что я люблю»

1

3

Характер лирического героя в стихотворении

1

4

И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»

1

5

Проверка техники чтения

1

6

Характер лирического героя

1

7

В.Драгунский «Что любит Мишка»

1

8

Контраст – художественный прием в литературе

1

9

Стихи Б.Заходера

1

10

Годовой круг. Взгляд поэта и взгляд исследователя

1

11

Общее начало разных видов искусства

1

12

А. Пушкин «Тиха украинская ночь»

1

13

Работа над техникой чтения. Урок-взаимообучение.

1

Завязка, тайны искусства

(11 часов)

14

Сравнение научного и художественного текста

1

15

И. Пивоварова «Картина»

1

16

Анализ картины В. Поленова «Московский дворик»

1

17

Д.Кедрин «Осенняя песня»

1

18

Устное сочинение «Осенний парашютист»

1

19

Прием олицетворения в литературе

1

20

М. Лермонтов «Утес»

1

21

Взгляд на мир поэта и исследователя

1

22

Тексты разных жанров, но со сходной тематикой

1

23

Художественный образ в разных видах искусства

1

24

Поэзия, живопись, музыка – разные виды искусств

1

Погоня за секретами литературы (35 часов)

25

Поэтический взгляд на мир в текстах разных жанров

1

26

С.Козлов «Ёжик в тумане»

1

27

Художественный образ в японских  хокку

1

28

Работа над техникой чтения. Урок- конкурс

1

29

Ирония в литературе

1

30

Элементы нравственной коллизии в литературе

1

31

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

32

Работа по составлению плана рассказа

1

33

Эмоциональность в литературных текстах

1

34

Взгляд на мир поэта и художника

1

35

Картины И.Сурикова и М.Врубеля

1

36

Сказочный образ в литературе

1

37

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (вступление)

1

38

Сравнительный анализ авторской и народной сказок

1

39

Сравнительный анализ русской и европейской сказок

1

40

Работа над техникой чтения. Урок – игра

1

41

Специфика сказочного жанра

1

42

 А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

43

Работа над сказкой А.С.Пушкина

1

44

Красота и выразительность пушкинского стиха

1

45

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета»

1

46

Сравнительный анализ научно-популярных текстов и авторских текстов о животных

1

47

Сказки Р. Киплинга

1

48

Сказки Р.Киплинга

1

49

Может ли художник быть ученым. Урок мудрых мыслей

1

50

В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

1

51

Сложный авторский взгляд на мир

1

52

Юмористические образы в стихах

1

53

Стихи Т.Собакина и Ю.Мориц

1

54

Разная природа вымысла

1

55

Отличие фантазии от неправды

1

56

Ф. Галас «Мир наоборот»

1

57

В.Шленский «Другу»

1

58

П.Ершов «Конек – горбунок»

1

59

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

Новые загадки следствия      (9 часов)

60

Три типа сказок: волшебные, бытовые, о животных

1

61

В.Даль «Старик-годовик»

1

62

Работа над техникой чтения. Урок-соревнование

1

63

Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии

1

64

Отличие авторской сказки от народной

1

65

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

1

66

О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»

1

67

О.Пройслер «Маленький водяной»

1

68

КВН по сказкам

1

 Кульминация! Вершина воображения…(6 часов)

69

Поэтические тексты Е.Благининой

1

70

Поэтические тексты С.Есенина

1

71

Специфика работы над рассказом

1

72

Н. Носов «Мишкина каша»

1

73

Н. Носов «Заплатка»

1

74

Проверка техники чтения

1

Вперед по дороге открытий (14часов)

75

Что нужно, чтобы стать поэтом

1

76

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1

77

Ф. Тютчев «Весна»

1

78

Н.Рыленкова «После дождя»

1

79

Р.Сеф «Странное дело»

1

80

Связь авторской поэзии с фольклором

1

81

Ю.Тувим «Овощи»

1

82

Кульминация в рассказе Л.Н.Толстого «Акула»

1

83

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

84

Работа над техникой чтения

1

85

Поэзия С.Черного и А.Барто

1

86

Малые жанры фольклора

1

87

О.Кургузов «День рождения вверх ногами»

1

88

Д.Родари «Сакала – пакала»

1

Распутанные тайны              (16 часов)

89

Законы малых жанров: потешки, сказки, загадки

1

90

С. Козлов «Черный омут»

1

91

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1

92

Мир глазами сказочного героя или животного

1

93

Стихи Н.Лама

1

94

Стихи С.Черного

1

95

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

1

96

А.Толстой «Золотой ключик»

1

97

Л.Толстой «Липунюшка»

1

98

Нравственные проблемы в литературе

1

99

Л.Мур «Крошка Енот»

1

100

Народная сказка «Айога»

1

101

Произведения П.Неруды и К.Чуковского

1

102

Закон смешного в поэзии и прозе

1

103

Произведения В.Драгунского

1

104

Произведения Дж. Родари и Г.Сапгира

1

Развязка (36 часов)

1

105

Природа «необычного» в литературе

1

106

Докучные сказки и загадки

1

107

А.Майков «Колыбельная»

1

108

Проявление сказочной логики в народной сказке

1

109

Анализ языка литературы

1

110

Анализ языка живописи

1

111

Анализ языка музыки

1

112

Поэтический образ и средства его создания

1

113

Сравнение поэтического и живописного образов

1

114

К.Паустовский «Растрепанный воробей»

1

115

Жанр рассказа

1

116

А. Гайдар «Чук и Гек»

1

117

Работа над рассказом Гайдара

1

118

Составление плана для пересказа

1

119

Работа над рассказом Гайдара

1

120

Работа над рассказом Гайдара

1

121

Совершенствование техники чтения

1

122

Особенности авторской сказки

1

123

Ш.Перро «Спящая красавица»

1

124

Работа над сказкой Ш.Перро

1

125

Специфика сказочного жанра

1

126

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

1

127

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

1

128

Работа над сказкой А.С.Пушкина. Урок – театр

1

129

Чтение произведений А.С.Пушкина наизусть. Урок-концерт

1

130

Работа над совершенствованием техники чтения

1

131

Выполнение тестовой работы по литературоведческим понятиям

1

132

Народная сказка «Морозко»

1

133

Чтение русских –народных сказок

1

134

В.Одоевский «Мороз иванович»

1

135

Л.Пантелеев «Честное слово»

1

136

В.Катаев «Цветик – семицветик»

1

137

Б.Заходер «Бочонок – собачонок»

1

138

О. Григорьев «Былина»

1

139

Проверка техники чтения

1

140

«Звонкое лето». Урок – мюзикл.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...