"Герои произведений Гайдара"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroi_proizvedeniy_gaydara.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Герои произведений Аркадия Гайдара.

                     Презентация проекта.

Цели: 1. Обобщить знания детей о героях Аркадия Гайдара.

            2. Развивать познавательный и читательский интерес; устную монологическую и

           диалогическую речь; психологические процессы ребёнка (внимание, память).

          3. Воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм,

             товарищество, патриотизм.

Задачи: 1 Отрабатывать и совершенствовать навык чтения произведений прозаического

                характера, стихов, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.

              2. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения

                 товарищей; умение слушать друг друга. Развивать умение обобщать,

                 сравнивать, сопоставлять.

               3. Воспитывать в детях взаимоуважение, сопереживание за свою работу,

                 товарища и класса в целом; на примерах героев произведений прививать

                добрые и светлые чувства.

Оборудование: 1. Компьютер, экран, презентация.

                           2. Выставка книг – произведений А. П. Гайдара.

                           3. Фонограмма к песне «Гайдар шагает впереди»

                           4. Выставка рисунков.

                           5. Сигнальные карточки.

                           6. Коробка с коллекцией для Чука.

                           7. Книжки-самоделки.

Ход урока

  1. Психологический настрой.

Добрый день, ребята!   Посмотрите, какой удивительный день! Как ярко светит солнце! Мне очень приятно видеть вас! Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Садитесь.

  1. - Ребята, мы в течение долгого времени на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. Перед нами вставали проблемы, которые мы успешно разрешали. Мы работали над проектом.

           - Кому же посвящён проект?

         Д. – Героям Аркадия Гайдара.

          (Слайд «Герои А. Гайдара»)

  1. Чтение наизусть стихотворения С. Михалкова «О Гайдаре». (Читает Клыкова Вика)

(Стихотворение звучит на фоне мелодии песни «Гайдар шагает впереди», сопровождается показом слайдов)

С. Михалков. Аркадий Гайдар.

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой –

Гайдар её писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Фронтовик

И Гражданин – Гайдар…

  1. Сценка из повести «Тимур и его команда» (Рязанов Руслан, Брякин Дима)

- Посмотрите и внимательно послушайте сценку, которую приготовили наши артисты.

- Как называется это произведение?

(Слайд обложки книги «Тимур и его команда»

- К какому жанру оно относится?

- Почему нужно было обходить этот знак?

- Кем были Тимур и его команда?

- Перед нами проблема.  (Слайд с вопросом: «Кто такие пионеры?»)

- Благодаря чему её можно разрешить?

- Кто из вас работал со справочной литературой?

- В книжки-самоделки вы выписали толкование этого слова.

 – Сколько словарных статей раскрывают смысл слова?

- Какая словарная статья подходит тимуровцам? (Слайд с изображением пионеров и со словарной статьёй).

- Кто у вас в семье из старших был пионером?

Прочитайте сочинения по воспоминаниям ваших родителей.

- Похожа ли пионерская жизнь ваших родителей на жизнь тимуровцев?

- В какой из двух команд вы бы участвовали: «квакинцев» или «тимуровцев»?

- Порассуждаем.

Нуждается ли наше время в Тимурах?

- Чему учит повесть?

- Каждый из вас приготовил кроссворд по этой повести.

Поработаем в парах

. Поменяйтесь кроссвордами, решите их, а затем оцените друг друга.

-Какие оценки получили? Просигнальте светофором.(зелёный – «5», жёлтый – «4», красный – «3».)

- Попрошу художников защитить свои рисунки.        

5. Определите героев по их характеристике. (На слайдах, поочерёдно:

  1. 5-6 лет;
  2. запасливый;
  3. увлекался коллекционированием;
  4. несдержанный;
  5. хитрый;
  6. грубый;
  7. конфликтный и бестактный.   Чук.

  1. 4-5 лет;
  2. незапасливый;
  3. не увлекался коллекционированием;
  4. имел способности к пению;
  5. разиня;
  6. не терпел обид и оскорблений;
  7. честный.                                             Гек.

- Из какого произведения эти герои? (Слайд с обложкой книги «Чук и гек»

-К какому жанру оно относится?

6. Физминутка.

- В качестве физминутки мы сделаем доброе дело. Вы знаете, что во время очередной драки Гек выбросил вместе с телеграммой коробочку с  коллекцией Чука в окно. Она упала в сугроб, и её не нашли. (Слайд. Чук и Гек ищут коробку и телеграмму) Давайте соберём Чуку новую коллекцию.

- Что же вы положили в коробку Чуку?

7. Поработайте в парах.  Восстановите последовательность повести. (Слайд. План повести)

8. Послушайте стихотворение.

Мы в поезде ехали долго,

Навстречу тянулись поля.

Мы видели горы, мелькали озёра –

И всё это наша земля.

И где бы ты ни был,

Всегда над тобой

Московское небо

С кремлёвской звездой.

Поедешь на север,

Поедешь на юг –

Везде тебя встретит

Товарищ и друг.

Моя Москва,

Ты всем близка!

Будь смелым и честным

В работе своей –

И всюду ты встретишь друзей!

- Что нам прочитал Руслан? (Песня Гека)

- О чём эта песня? (Эта песня о том, что у человека две родины: место, где он родился и страна, где он родился и живёт. Чук и Гек родились в Москве. Это их малая Родина. Москва находится в России. Это их большая Родина.

- В какой стране родился Чук и Гек? (В России) (Слайд « Россия – Родина Чука и Гека»)

- В каком городе родились братья? (В Москве) (Слайд «Москва – Родина Чука и Гека»)

-Какая семья у братьев? (дружная)

- Кто же пришёл на помощь маме с сыновьями? (сторож)

-Можно ли назвать жителей России, таких, как сторож, одной большой семьёй?

- Почему? (они помогают друг другу)

-О чём же эта повесть? (О любви к Родине, о дружной семье, о хороших людях)

9. Слово нашим художникам.

10. Работа с пословицей «Жизнь дана на добрые дела». (На слайде пословица)

- К какому произведению можно отнести эту пословицу? (Слайд с обложкой книги «Горячий камень»

- К какому жанру относится это произведение?

- Что отражает пословица?

(Отражает главную мысль сказки. Старик не захотел жизнь начинать заново, потому что он её прожил честно, для народа и Родины. Он её прожил счастливо.

Также и Ивашка Кудряшкинза добро платит добром).

11. «Горячий камень» в рисунках нашего класса.

- Ребята, мы с вами сделали коллективную презентацию: сказка «Горячий камень» в рисунках нашего класса. Каждый из вас попытался выразить в рисунке то, что больше всего запомнилось, что вас тронуло. Рисунки все сопровождали текстами, которые выразительно прочитаем.

Просмотр презентации, чтение отрывков.

- «Счастья вам», «Будьте счастливы», «Счастливого пути» - так мы часто говорим друг другу.

 -И в разговоре с Ивашкой старик упоминает о   счастье.

- И снова проблема. Что такое счастье?

- Что об этом говорит «Толковый словарь» (Читают в книжках-самоделках переписанную словарную статью).

- А что для вас является счастьем?

- Можно ли счастье купить за деньги?

О ком  же эта сказка? (О честных и добрых людях, которые любят свою Родину, делают всё, чтобы люди были счастливы)

12.- Какие произведения Гайдара вы ещё прочитали?

- Какие рисунки нарисовали?

13. – Ребята, с кем из гайдаровских героев вы бы хотели дружить?

14. – Гайдар все свои произведения знал наизусть от первой до последней строчки.

Расскажите наизусть отрывок из любого произведения, который бы вам хотелось помнить всегда. Объясните свой выбор.

15. Подведём итог всему сказанному на уроке и порассуждаем.

- Что значит жить по-гайдаровски? (Уступить место пожилому человеку, сбегать за хлебом больной соседке, жить честно, уметь прощать, любить свою Родину, трудиться, приносить добро.) (Слайд: Герои Гайдара…)

16. Работа с книжками-самоделками.

- Ребята, в ходе работы над проектом, каждый из вас готовил книжку-самоделку, в которую вы вложили старание, любовь, умение правильно и красиво оформлять. Я прошу показать и рассказать о своей книжке.

(После рассказов 1-2-х человек, делаем выставку книжек-самоделок на доске)

17. Рефлексия. (Слайд)

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

Урок заставил меня задуматься…

Я понял, что…

- Считаете ли вы, что мы не напрасно готовили этот проект?

- Что, на ваш взгляд, было самым трудным в работе?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы над проектом?

-Хотели бы вы и дальше продолжить работу по созданию и внедрению новых творческих проектов по другим темам?

-За что ты можешь похвалить себя? А  одноклассников?

17. Урок окончен. Всем спасибо. (Слайд)

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о героях произведения Д. Родари «Приключения Чиполлино»

Загадки о героях произведения Дж.Родари "Приключения Чиполлино"...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Титова_ЛВ_Проект «Памятник от благодарных читателей литературным героям произведений Л.Н. Толстого»

Урок обобщения и систематизации знаний , реализуемый методом проекта...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)Тема урока: Герои произведения. Хар...

Произведение Гайдар "Горячий камень"

Данный конспект включает в себя: конспект урока, презентация, + самоанализ урока....

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...