уРОК ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ. тЕМА: "рУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА сНЕГУРОЧКА" (2 УРОК)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок чтения во 2 классе.

Тема. Русская народная сказка « Снегурочка»

( 2 урок )

Цели урока:

         1. Чтение сказки по частям.

         2. Составление картинного плана по сказке.

         3. Работа над языком сказки.

         4. Познакомить с русскими народными праздниками : святки, масленица,

             Иванов день.

Задачи урока:

        I. Расширить представления учащихся о временах года.

        II. Развивать логическое мышление.

        III. Воспитание чувств любви к своей Родине через национальные

            традиции.

Наглядность:картинный план.

                   ( используются рисунки учащихся)

 

                                              Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Проверка домашнего задания.

               1. Выборочное чтение сказки:

    - Что за горе было у стариков?

   - Как старики лепили Снегурочку?

   - Почему они ее так назвали Снегурочка?

   - Прочитайте о том, как росла девочка? Чем занималась?

   - Прочитайте ,как менялось настроение у Снегурочки с приходом нового

     времени года . Почему?

IV. Работа над содержанием сказки, чтение сказки по частям.

                  1. Чтение Iчасти.

   - На сколько частей можно разделить сказку? Докажите.

   - Прочитайте Iчасть.

   - Какое время года описано в Iчасти?

   - Прочитайте, какая пришла зима?

                  2. Знакомство с русскими зимними святками.

   - Зимой русский народ отмечает зимние святки.

 

Святки – в православии: праздничные дни между Рождеством и Крещением.

   - Что вы знаете об этих праздниках?

Святки длятся две недели. Начинаются они 6 января. Этот день называется Рождественским сочельником.

 

Сочельник – канун церковного праздника Рождества, а также Крещения.

 

Канун – день перед праздником.

 

В эти дни проходят колядования.

 

Колядование -  пожелание благополучия каждой семье.

 

- Давайте скажем  слова, которые мы говорили, когда  ходили колядовать.

1ученик.    Зароди, Боже,

                  Жито в пшеницу,

                  Всякую яровицу,

                  А в поле ядро,

                  А в доме добро.

 

2 ученик.  Куда конь хвостом-

                 Там жито кустом,

                  Куда коза рогом-

                  Там жито стогом.

 

Все вместе. Здравствуйте, хозяева добрые!

                     С Новым Годом!

                     С новым счастьем!

                     С новым здоровьем! ( кланяются )

 

Святки заканчивались 19 января Крещенским сочельником. Накануне, 18 января – проходили гадания о судьбе, о будущей жизни. Видимо, в один из святочных дней, когда все волшебство становится явью, и вылепили дед и баба Снегурочку.

- Прочитайте еще раз как росла дочка?

-Как вы понимаете выражение

… и стала расти дочка не по дням, а по часам… ( очень быстро росла )

… что ни день, все краше становится…    ( красивее, лучше )

…коса русая…         (коса светлая )

… души в ней не чают, не насмотрятся, не налюбуются…    (крепко любят )

… работа в руках спорится…      (умеет все делать )

- Когда же появилась Снегурочка? (зимой )

- Как озаглавим  эту часть ?   ( Появление Снегурочки зимой. )

-На доске у нас много рисунков с изображением Снегурочки, какая подходит к названию этой части?   ( Выбор детей с объяснением. )

Нарисовал ее… .

              3. Знакомство с праздником Масленица.

- Какое время года наступает вслед за зимой?

Недавно, вы знаете, прошел по городам и селам веселый русский праздник проводов зимы – Масленица.

-  Кто побывал на таком празднике?

- Что вы там видели?

- А кто знает, почему на Масленицу полагается печь блины?

- Верно. Круглый, румяный, горячий блин – это символ солнца. А солнце – это весна. Издавно повелось , что приближение весны люди не просто ждали, а старались как-то ускорить ее. Они пели на народных праздниках, зазывая весну.

    Ученик.  Приди к нам весна,

                   Со радостью!

                   Со великою к нам

                   Со милостью!

                   Со рожью зернистою,

                   Со пшеничкой золотистою,

                   С овсом кучерявым ,

                   С ячменем усатым.

 

   Все.         Кулик, кулик !

                   Замыкай зиму,

                   Отпирай весну!

- Весна замечательное и прекрасное время года. Вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

- Что же происходило со Снегурочкой, когда прошла зима?

                   4. Работа над IIчастью.

- Прочитайте  IIчасть ( со слов …Прошла зима…до слов…словно сестра по родному брату. )

- Найдите и прочитайте слова и выражения, которые показывают , что Снегурочка не радовалась приходу весны. ( запечалилась, невеселая стала, все печальнее , все молчаливее становится, от солнца прячется, заплакала горько ).

- Чему Снегурочка так обрадовалась весной? Найдите и прочитайте.

- Что можно сказать о настроении девочки?

- Как озаглавим эту часть?   ( Снегурочка запечалилась. )( Выбор рисунка. )

- … нарисовал Снегурочку, которая подходит ко IIчасти.

- Что наступает вслед за весной ? ( Лето. )

            5. Знакомство с праздником Ивана Купала.

    

     Летом люди отмечают чудесный праздник: день Ивана Купала, его еще называют Иванов день, день Ивана- травника. Говорили, что травы, собранные в этот день, целебные и чародейные. На Купалу обливали друг друга водой, чтобы смыть усталость, грехи, боль, неудачи. Вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце.

     Девушки в этот день плели венки, а вечером пускали их по реке и гадали. Поздним вечером разводили очищающие костры. Вокруг них плясали, играли, водили хороводы и прыгали через огонь.

- Какие вы знаете русские народные игры? ( « Гори- гори ясно» , « У медведя во бору» и т. д. )

- Назовите русские народные песни? ( « А я по лугу.», « Как по морю.», « Ах, вы сени.», « Как пошли наши подружки.» и др.)

              Физминутка.

- Давайте споем песню с движениями « Как пошли наши подружки».

                       6.Чтение  IIIчасти.

- А теперь давайте прочитаем как развивались события в нашей сказке с приходом лета. ( от слов … За весной лето пришло … до конца )

- Что Снегурочка делала в лесу вместе с подружками?

- Что случилось со Снегурочкой?

- Почему Снегурочка растаяла? ( Снег от тепла тает. )

- Озаглавьте эту часть.  ( Снегурочка исчезла. )  ( Выбор рисунка. )

- … нарисовала рисунок Снегурочки, который подходит к данной части.

 

V. Домашнее задание: по данному плану составить рассказ о Снегурочке.

 

VI.Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что узнали нового на уроке? ( о русских праздниках, о явлении природы: снег от тепла тает )

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 

                                  

                    

  

 

                                                                          

         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка».

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....

"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....