Конспект викторины «Наши любимые сказки»
план-конспект урока по чтению (1,2,3,4 класс) по теме

Рубенко Елена Михайловна

 

Конспект викторины "Наши любимые сказки"

Цель:

Закрепление знаний детей о русских народных сказках

Задачи:

  • Активизировать знания детей о русских народных сказках;
  • Закрепить умение узнавать сказку по реплике, а так же узнавать героя по описанию портрета;
  • Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать персонажа сказки схематично);
  • Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа;
  • Развивать командный дух умение действовать согласованно.

Материал: 5 карточек с изображением  колобка и 5 карточек с изображением репки, карточка красного цвета с буквой «М», желтого цвета с буквой «С»,  2 карточки с названием сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», 2 карточки с зашифрованными словами (теремок, снегурочка), 10 дипломов с надписью «Лучшему знатоку русских народных сказок, 2 листа бумаги.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин, иллюстраций по теме "Русские народные сказки”;
  • Чтение  сказок «Хаврошечка», «Жихарка», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики»;
  • Беседа с детьми о русских народных сказках, пословицах, поговорках (о труде);
  • Изготовление альбома «Мои любимые сказки»;
  • Дидактические игры: «Чьи это имена», «Чье это прозвище» и др.
  • К данной викторине следует прочитать русские народные сказки:

 

 

Ход викторины

 

В.: Ребята, накануне мы с вами вспоминали русские народные сказки, беседовали о пословицах, играли в разные игры, рисовали и лепили сказочных героев и даже изображали сюжетные композиции. Скажите, кто же написал эти сказки?

Д.: Русский народ.

В.: Молодцы. Для начала вам следует разделиться на две команды. Подойдите к столу и выберите  по одной картинке (колобка или репки). Кто выбрал картинку колобка  - проходите за стол слева, кто выбрал репку – за стол справа. Капитанов команд и название своей команде выбирайте сами.

 

 Дети выбирают капитанов команд. Ведущий представляет жюри.

 

В.:Жюри будет учитывать правильные ответы, и обращать внимание на правила поведения. В конце викторины мы узнаем результаты.

 

1 задание «Смотри не зевай и загадку отгадай»

 

            

Героев сказок много,

Их всех не перечесть.

Ребята, угадайте,

О ком веду я речь?

 

1.Команде «Колобок»

Девочка из снега тут же ожила:

Ножкой шевельнула, ручкой повела.

Не любила солнце, не ждала тепла

И зачем с подружками по ягоды пошла? («Снегурочка»)

 

2.Команде «Репка»

По дороге в лес катился,

Убежать от всех стремился.

На свою беду в лесу

Встретил хитрую лису.

Не вернулся он домой

Был он съеден той лисой. («Колобок»)

 

1.Колотил,  да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

 

2.Человечек этот мал

Да уж очень он удал.

Сам расправился с лисой,

Прибежал к себе домой.

Обнял его котик, обнял петушок,

А ты узнал его дружок? («Жихарка»)

 

1. Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. («Гуси – лебеди»)

 

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок»)

 

 

 

Следующее задание «Назовите сказку по первой букве»

 

В.:Выходите капитаны команд и выберите карточку любого цвета. Вам нужно вспомнить название сказки,  с той буквы, которую вы выбрали. Команде «Репка» назвать сказку, которая начинается на букву «М», а команде «Колобок» на букву «С».

 

Д.:«Маша и медведь», «Снегурочка».

 

Следующее задание «Угадайте героя по реплике»

 

Команде «Репка»

- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

 

Команде «Колобок»

- «… я от дедушки ушел…»  (Колобок «Колобок»)

 

Команде «Репка»

- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

 

Команде «Колобок»

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята «Волк и семеро козлят»)

 

Команде «Репка»

- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

 

Команде «Колобок»

- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

 

Команде «Репка»

- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

 

Команде «Колобок»

- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

 

Команде «Репка»

- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

 

Команде «Колобок»

- «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка») 

 

Следующее задание «Узнай персонажа сказки по описанию»

 

1. «…и стала она расти  не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)

 

2. «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка»)

 

1. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего  друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)

 

2.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)

 

В.: Сейчас немного отдохнем – поиграем в игру «Колобок». Играть будем необычно, сначала слова будем проговаривать низким голосом, а потом высоким.

(Дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии со словами).

 

Физминутка «Колобок»

 

Замесила бабушка не булку, не оладушки

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).

Доставала из печи  (Приседания).

Не пирог, не калачи

(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).

Как поставила на стол,

(наклон вперед и руки вытянуть)

Он от бабушки и дедушки ушел.

 (Прыжки).

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши).

Это желтый Колобок!

(ходьба на месте)

 

 

Следующее задание «Блиц – опрос»

 

В.: Продолжим нашу викторину. – игра называется «Блиц – опрос»,

каждой команде буду задавать вопросы, а вам нужно  быстро отвечать.

 

1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»

2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»

 

1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»

2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»

1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»

2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»

1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»

 

В. Ребята, кто скажет, что такое хлебобулочное изделие?

Д. Это те изделия, которые пекут из муки.

В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.

 

2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»

1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»

2. В какой сказке вырос овощ – здоровяк? «Репка»

 

 

В.: Следущее адание  «Зашифрованное название сказки»

 

Послушайте в чем оно заключается: сейчас выйдут по одному члену  команд и возьмут карточки с заданиями. Затем  все вместе будете расшифровывать название сказки. Для этого необходимо расставить все буквы по порядку и прочесть слово.

 

Д. У нас было зашифровано название сказки «Снегурочка».

В. Ребята, а у вас какое название сказки зашифровано?

Д. Теремок.

В. Молодцы.

 

Следущее задание «Исправь ошибки»

 

В.:Я буду говорить название сказки, а  вы будете меня исправлять. Вопрос команде «Колобок», затем «Репка».

 

1.     «Волк и семеро ягнят» (козлят);

2.      «Утки – лебеди» (гуси);

3.      «У страха глаза огромны» (велики);

4.     «Заюшкин домик» (избушка);

5.     «Даша и медведь» (Маша);

6.     «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).

 

Последнее задание: «Доскажи пословицу»

 

В.:  Замечательно. И последнее задание звучит «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. Приготовьтесь и будьте внимательны.

1.     За добро - …(добром платят);

2.     Без труда - …(не вытащишь и рыбку из пруда);

3.     Под лежачий камень – … (вода не течет);

4.     Друзья - … (познаются в беде);

 

В.:  Наша викторина подошла к концу спасибо вам большое. Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете наши русские народные сказки.

А сейчас волнительный момент, мы узнаем, кто же победил в этой викторине.

(Жюри подводит итоги. Награждение команд дипломами).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мои любимые сказки"

В презентацию входят иллюстрации сказок, кроссворды, викторины, ребусы, загадки на тему "Мои любимые сказки"....

• Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Любимые сказки» (инсценирование сказки «Золушка»).

Здесь представлен краткий театрализованный сценарий спектакля, дети с удовольствием участвуют в перевоплощении в любимых героев,  учатся работать в группе....

Игра "Наши любимые сказки"

Эту игру можно провести на уроке литературного чтения или на внеклассном занятии....

Наши любимые сказки

викторина-презентация...

"Самая любимая"(сказка о маме)

Сценарий праздника, посвящённый 8 марта...

Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."

В разрабортке  представлены: игра "Заморочки  из  сказочной бочки" (задания  по  сказкам зарубежных  писателей);  викторина  по  сказкам  Ш.Перро; ...

Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...